Дж. Г. Баллард «Люди Миллениума»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (1), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Бушуев (1), Т. Бушуева (1), А. Чупа (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 22 марта 2019 г.
Труднее всего писать о том, что любишь.
После долгого путешествия по югу Европы (Кокаиновые ночи, Суперканны) Баллард возвращается в Лондон. А там теракты, экономический кризис и необратимая деградация общества, основанного на частном присвоении средств производства.
Содержание романа точно указано самим Баллардом — восстание среднего класса. Для описания процесса он берет классических для себя героев — протагониста, переходящего из одного экзистенциального состояния в другое, антагониста, психопата и философа, который не боится марать руки кровью и взбалмошную красотку-идеалистку, как всегда жестоко пародирующую сильную и независимую женщину из Голливуда. Конфликтуя, вступая в союзы и любовные связи, эта безумная троица движет всю механику романа на фоне движения взбунтовавшихся масс.
От содержания к сути. Примерно зная о чем книга, я специально перед этим прочитал замечательную работу Бориса Кагарлицкого «Восстание среднего класса», изданную в том же году, что и роман Балларда. Мне было интересно узнать научную точку зрения на те же самые процессы. Узнал намного больше. Вся моя жизнь с 1999 по 2008 год была расписана там и разъяснена на пальцах. И какова цена успеха и богатства в мире тотального либерального неоконсерватизма, и причины бедности и беспомощности. Откуда идут истоки бесконечного современного кризиса и к чему все это может привести.
Расслоение и пауперизация среднего класса, его стихийный бунт и враги, которые ему противостоят. Идеология транснационального финансового капитала — нового класса рабовладельцев. Вероятность прихода к власти фашистов. И что же я увидел в романе Балларда?
Практически то же самое, только выраженное языком образов и драматургией диалогов. Вот это точно можно назвать конгениальностью. В один год издать столь похожие книги, только в разных жанрах. При том что точки зрения Балларда и Кагарлицкого тогда, да и сейчас во многом, были маргинальными. Правила, да и правит, бал «чикагская школа» тоталитарной либеральной мысли, гласящая: если реальность не стыкуется с нашей системой оголтелого хищничества и живодерского кровопийства, значит неправильна реальность, а не система, и нагибать эту реальность мы будем, пока от планеты одна головешка не останется.
Поэтому Баллард постоянно оглядывается, переспрашивает: а не детский ли лепет этот наш бунт против повышения тарифов и частного образования? Кагарлицкий отвечает ему заочно — нет, правильной дорогой идете, товарищи, либо мы победим, либо погибнем. Иного выбора нам просто не оставили.
Таким образом, Баллард написал настоящий политический роман. Современный, злой, боевой. У нас такое делал только Проханов. А изданный чуть позже «Санькя» Прилепина вызвал настоящий фурор. НУ так вот старенький Баллард мог и покруче завернуть, чем молодой нацбол! Его восставшие помасштабнее действуют, чем «Союз спасения». Вот только терпят пусть временное, но поражение. Потому что бунт против системы должен и быть системным, а не бессмысленным и локальным. А экзистенциальные вопросы можно порешать и после победы социальной революции.
Сам Баллард не мог остаться в одной плоскости проблематики. Его роман не только политический, но и философский, любовный. И все еще это завернуто в обертку детектива! Ну виртуоз, что скажешь! Не изменяя своим принципам, Баллард вновь описал будущие пять минут. В 2003 году он описал 2010-е гг. с их первыми волнами протеста против существующей мир-системы. Подчас казалось, что движение «желтых жилетов» расписано точно по его сценарию. Я сам в Лондоне не бывал, поэтому при чтении книги часто представлял себе уютные и красивые дворики в престижных жилых массивах Москвы и Подмосковья. И очень хорошо эти картинки накладывались на картину бессмысленного и беспощадного бунта среднего класса в английской столице. То ли еще будет!
Отзыв, кажется, получился несколько сумбурным, потому что труднее всего писать о том, что любишь.
drmanhetten, 16 мая 2018 г.
Роман кажется вначале чем-то написанным вдогонку поланиковскому «бойцовскому клубу». Но потом становиться ясно что все таки роман немного о другом, хотя внешне проблематика схожа. Это — «Восстание среднего класса». Главная мысль автора это то что цели революции должны быть непонятны для самих участников. Цели террористической атаки должны быть абсурдны. Случайны. Именно через шок от абсурдности сами террористы-революционеры а возможно и общество сможет найти в этом какой-то смысл а заодно и собственные «идентичности». Т.е. самих себя, абсолютно потерянных в сегодняшней версии «общества потребления». Но не сразу. В сегодняшнем мире, который потерял смысл существования, только такого типа атаки могут дать начало Революции.
Зная творчество Балларда понятно что скорее Поланик у него в долгу а не наоборот. Возможно Баллард писал по следам успеха «БК» но еще вероятнее Атаки 11 сентября 2001. Флер вторичности тянулся во время чтения романа, хотя фирменный стиль все таки понемногу взял свое. Есть ощущение что Баллард 40 лет подряд писал одну книгу.
Украинский перевод ужасен, и я непрерывно смеялся с ляпов, очевидно, не особо причесанного электронного перевода сделанного каким-то он-лайн переводчиком.
Но в этом оказалась и некоторая прелесть — тупой подстрочник сложный английских оборотов и типичных фраз автора дает хорошее представление об оригинале, тем более человеку кто уже сам переводил Балларда. Тот знает все сложности перевода сего автора, и за глупым, ходульным переводом видит авторский почерк.