Юрий Нестеренко «Чёрная Топь»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Зомби-хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Жизнь после смерти | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Фантастические существа | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мистический триллер на российской почве. В один из жарких июльских дней 1999 года Сергей Коржухин, перегонявший машину из Омска в Новосибирск, подобрал на шоссе автостопщика Алекса. Вскоре после этого они сбились с трассы и, проплутав несколько часов покаким-то заброшенным таежным дорогам, выехали на закате к затерянному среди лесов и болот городку. Городок носит вполне обыденное название «Игнатьев» и на первый взгляд кажется заурядной провинциальной дырой с неизменившимся с советских времен укладом; вот только улицы его пустынны и лишены фонарей, а по ведущей в город дороге, похоже, много лет никто не ездил... В Игнатьев трудно попасть, но еще труднее из него выбраться...
«Черная Топь» (авторское название) — это не просто ужастик. Это, как было модно говорить в свое время, роман-предостережение.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 22 мая 2023 г.
Действительно, хоррор хорррошего качества. То есть, мрачный ужас, безысходность / безвыходность, гнусное зло, внушающее омерзение и видом, и сутью, активный сюжет, жертвы и даже некоторая претензия на глобальность того самого зла.
Декорации тоже не подкачали. Атмосфера 1999 года (переверни и отбрось единицу — и получишь число звериное!), перегон иномарки по восточно-сибирской трассе, попутчик, случайный заезд в далёкий населенный пункт, куда даже вертолетом сложно долететь. И конечно — контраст.
Пункт как будто застрял вне современности. Сюда сложно заехать, но практически невозможно выехать, хотя «здоровые элементы местного общества» вовсю семафорят незадачливым путешественникам — уезжайте! Мрачные недружелюбные персонажи, отсутствие связи, старый расстрелянный грузовик на выезде из н/п, болота и взорванные мосты и дикая тайга вокруг.
Впрочем ждать активной фазы плодоношения недолго. Монстры проявляют себя, главный герой узнает вполне грамотными со стороны автора подводками подноготную «гадючника» и вовсю сражается за свою шкуру.
Безусловно, обратная сторона краткости — некая легковесность объяснений природы зла и шаблонность «боевых эпизодов». Политика конечно присутствует, и она характерная для демшизы начала девяностых, но отмечу, что без особых перехлестов. Ощущения навязываемого мировоззрения автора не возникает.
В общем, неплохой вариант для развлекательного отдыха для разгрузки мозговых извилин.
vorpol, 4 января 2022 г.
Крепчайший ужастик со знаком качества.
Специфика книги (как и «Комбината») в том, что «зайдет» она только читателям с советско-снговским менталитетом, ибо включение в книгу достигается мастерским описанием локаций, персонажей и действительности. Такой себе соц-мистический реализм.
Фабула, казалось бы, избита и закатана Голливудом — поворот не туда, в дыру к местным.... Но в отличие от, например, Silent Hill, построенного по такой же схеме, «Топь» не сваливается в слэшер с погонями за невиданными монстрами. Наоборот, интрига нарастает постепенно вместе с напряжением сюжета. Понятно, что в тихом омуте черти водятся... но вот какие? Что они делают? Почему? Вот эти вопросы открываются очень медленно и в нужное время, просто затягивая читателя в книгу.
В произведении нет слабых мест — текст читается на одном дыхании, нет увеличивающих объем лишних диалогов, описаний или рассуждений. Наоборот, сюжет стартует с места — в топь и...
Giessen, 29 октября 2020 г.
Русский ужастик, не лишенный сюжетных калек с подобных ему произведений, но отличающийся хорошим антуражем, легко читаемый и запоминающийся.
elninjo_3, 3 февраля 2017 г.
«Это, как было модно говорить в свое время, роман-предостережение.»
Вот это предостережение и испортило этот достаточно бодрый и самобытный роман. Нет ничего прекраснее таежной глуши, поворота не туда, странных людей в странном городке, тревожных снов и тайн. Но автору показалось этого мало, ему захотелось злободневности. А когда пишешь злободневный роман, главное не уйти в неведомые дали своих убеждений, не скатится в оценки и нравоучения. И тут Нестеренко не удержался и понесся на старом советском велосипеде, пока не порвалась цепь. Мистика закончилась и начался политический памфлет. Идейные-коммунисты-вурдалаки начали готовить план по порабощению страны и повертыванию вспять либеральных реформ. После сцены собрания партийной верхушки дальше читать стало уже неинтересно. Потому что вся интрига, вся атмосфера черной топи, вся самобытность превратилась в обычную пляску на костях начала 90-х.
В итоге начали за здравие, а закончили, как обычно, лозунгами, банальными и вторичными.
Shining, 14 сентября 2017 г.
Книга была бы самым обычным хоррором про деревню, в которой что-то «нечисто», если бы не одно «но»:
Это именно то, что делает роман более-менее оригинальным.
В остальном же — классический хоррор про нехорошее место, с клише:
Читается легко.
VovaZ, 9 февраля 2016 г.
Ан не только «собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов» русская земля может рождать. Стивены Кинги тоже встречаются, да ещё какие... :)
Замечательный, увлекательный ужастик выполнен автором в прекрасном колорите российской глубинки.
Тут присутствует и характерный жанровый сюжет. И увлекательный и устрашающий сценизм, всё как положено.
Однако, Нестеренко подобно Кингу, «создавая ужас из обыденного» не работает давя на психику диковинным антуражем. Его антураж — вполне себе обыденная и реальная жизнь современной деревни. Её жители, местная администрация, местная милиция. И всё оно такое обыденное, реальное и неторопливое, что... мороз по коже.
Alive666, 16 июня 2016 г.
Устав от жанра фэнтези, я решил разнообразить свой книжный репертуар и дай, думаю, прочту какую-нибудь страшилку. Баркер весь пройден, Кинга мне не хотелось, поскольку тащить через все произведение вагон психологии не прельщало. Сердце жаждало чего-то легкого и чтоб не напрягало. Вспомнив, понравившегося мне в общем «Убыра» (исключительно первая часть) я решил обратиться к отечественным авторам- а вдруг подфартит. Довольно случайно наткнулся на «Черную топь» и ...
Да-да-да, мне понравилось. Читается удивительно легко, язык автора хоть и простоват, но совершенно не напрягает. Повествование динамичное и вполне себе захватывающее.
Конечно сюжет вторичен и до боли напомнил мне «Морок над Инсмутом» г-на Лавкрафта, но в целом произведение достойное. Также отмечу вполне адекватного ГГ, который даже в самых сложных ситуациях не теряет чувства юмора. Понравилась попытка автора совместить две эпохи в одну — советскую и «перестроичную» (не пойму как правильно). И та и другая уже вызывают во мне ностальгию...
Без лишних слов — советую...
sergej210477, 14 июля 2015 г.
Неплохой, на мой взгляд, мистический роман.
Приключения двоих мужчин, случайно заблудившихся и попавших в некий город мертвых. В начале, довольно интересно нагнетается атмосфера страха, правда, во второй половине книги, когда уже понимаешь, что к чему, напряженность повествования ослабевает. Атмосферная книга, мелочи и детали создают ощущение реализма. И, для меня, интересно то, что к концу автор не превратил роман в боевик, что характерно для такого рода произведений, где главные герои мочат всех вподряд. Хорошая концовка, вся книга держит в напряжении, читается на одном дыхании.
Nadia Yar, 23 февраля 2011 г.
Крепкий ужастик в стиле Кинга на русском материале. У книги много достоинств: она хорошо, внятно и грамотно написана, не затянута, очень неглупа и местами действительно страшна. Причём пугает качественно: эффект мороза по коже дают не дешёвые кровавые штампы, а атмосферные моменты — покинутая дорога, усыпанный палой листвой брошенный грузовик, пустынные улицы провинциального городка-деревни, непроглядные древние леса и жуткое, хотя вполне естественное озеро... В какой-то момент ужастик обретает черты политической сатиры, но это не портит книгу, потому что сатира умна и своевременна. Автор, конечно, феерический тип, но «Чёрная топь» — книжка хорошая. Литература такое дело, качество надо ценить невзирая на личности. Автор может приговорить себя к гниению в несвоевременной эмиграции, а хорошая книга останется. И я не считаю, что она испорчена антисоветчиной. Автор, конечно, имел в виду пнуть мёртвого льва СССР, но агитки не получилось, талант подвёл. Нежить Чёрной топи не бросает тени на советскую систему, в которой свила себе паразитическое гнездо, и использование лексики и символики сталинских времён ничего не меняет. Если бы эта нежить обитала в глубинке США, она естественным образом использовала бы символику и лексикон Америки; живи нежить в Баварии — что-нибудь немецкое, и так далее. В общем, книгу рекомендую, причём именно в авторской, сетевой версии.