Алан Мур, Джейсен Бёрроуз «Неономикон»
Один из лучших специальных агентов ФБР Альдо Сакс, используя нестандартные методы, ищет таинственного серийного убийцу. Улики приводят его в подпольный рок-клуб, где он сталкивается с наползающим безумием и невообразимым космическим ужасом. Брирс и Лампер, молодые и дерзкие агенты ФБР, расследуют новые ритуальные убийства, связанные с последним делом Сакса. Но ничто не может их подготовить к визиту в богохульный Иннсмут – обитель невыразимых кошмаров и нечестивых обрядов.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Графические произведения
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Графический роман |
- /языки:
- русский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (1), графические (1)
- /перевод:
- С. Карпов (1), О. Українець (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нифонт, 26 мая 2024 г.
Как гласит легенда, дело было примерно так.
Сидел однажды Алан Мур, при всей своей грозной славе, в весьма незавидном финансовом положении, а тут уже и по счетам за коммуналку платить пора. Оттого маг, писатель и комиксист пребывал в настроении злобном и мизантропическом. И тут как раз вовремя обращается к нему редактор «Аватар Пресс»: «Дружище Алан, а не напишешь ли нам сценарий для комикса из четырёх выпусков? Даём тебе полный карт-бланш, ни малейшей цензуры!» И Мур оживился: «А, вообще без цензуры? Так я могу показать и сиськи, и письки, и кровь, и кишки, и изнасилование, и зоофилию? Ну, держитесь, мать вашу!»
Так появился «Неономикон».
В этом издательстве как раз выходила и адаптация муровского «Двора», так что мэтр решил наконец извлечь из «Культур Юггота» весь запланированный потенциал и продолжить селекцию. И продолжил-таки! Изначальный рассказ вроде бы не подразумевал сиквела — но тот пришёлся вполне ко двору, оказался разом новаторским и уместным. По-своему и весьма остроумным — тем чернейшим, гиковским юмором, который позже в убийственных количествах пропитает «Провиденс». Лавкрафтианские каламбуры, переосмысления и деконструкции составляют главную прелесть комикса — особенно при первом прочтении, когда они ещё по-настоящему внезапны.
Но вообще, конечно, в контексте целой трилогии «Книга новых имён» здорово проигрывает. Брирс вышла довольно запоминающейся, и некоторые моменты весьма хороши, и всё же здешний лихой кровавый карнавал впечатляет меньше, чем сдержанные намёки «Двора», а сюжет и игра с ктулхианскими мотивами на фоне «Провиденса» становятся откровенно плоскими. Если «Двор» — это гусеница, а «Провиденс» — мотылёк из иных миров, то здесь перед нами... правильно, куколка. Просто кокон, переходная форма, где один жизненный этап сменяется другим, гораздо более изощрённым.
И всё же у Мура вышел вполне интересный эксперимент, и даже к этой злобной заказухе он подошёл по-муровски ответственно, выстроив красивую кольцевую композицию, где последняя страница переворачивает смысл первой. Да, это самая слабая часть трилогии — и всё же необходимая. Без неё не было бы Роберта Блэка и его квеста по оккультной Америке. Так что заслуженная семёрка.
Zombie 1st class, 21 апреля 2024 г.
Комикс Алана Мура, представляющий собой своеобразный приквел к его масштабному опусу Providence – авторскому переосмыслению творческого наследия Говарда Лавкрафта (который там и лично присутствует как персонаж второго плана).
Что касается сабжевого комикса, то «Неономикон», конечно, для Мура был своего рода разминкой и коммерческим проектом – что, впрочем, не сильно сказалось на качестве продукта. Это вполне достойный хоррор-детектив с интересным (хоть и коротким) сюжетом и некоторым количество шокирующих поворотов. Пара агентов ФБР расследует дело, на котором свихнулся их предшественник, поубивавший кучу народу с особым цинизмом – он теперь сидит в психушке, изъясняется на тарабарском наречии и рисует калом безумные картины (ну ладно, насчет последнего — это так, для красного словца). Следы ведут в прибрежный городок Иннсмут, где вновь творятся всякие жуткие и омерзительные делишки.
Неоднозначный момент, который надо отметить (и что сам автор отмечал как свое осознанное решение) – в комиксе *гораздо* более выражен сексуальный аспект, по сравнению с творчеством ГФЛ. Но это касается всего нео-лавкрафтианства, я должен заметить. Тех же Стюарта Гордона с Брайаном Юзной вспомнить – сколько у них в фильмах обнаженки и траходрома, причем зачастую в крайне извращенных формах? Вот то-то же. Я не считаю это какой-то профанацией: Лавкрафт жил в свою эпоху, и у него были свои мозговые тараканы, у современных творцов – гм, свои. =) Как бы то ни было, считаю нужным упомянуть, что тут изрядное количество триггерящих тем: ксено/зоо-филия, изнасилование, упоминания самокалечащих практик и т.п. То же касается и количества графичного насилия в кадре: кровь, кишки, вот это вот все. Но здесь, как ни странно, современная аудитория более закалена, полагаю.
Нарисовано все это дело вполне прилично, хоть и не вызывает каких-то восторгов. Художник Джейсон Берроуз мне уже хорошо знаком, он работал с разными авторами и во многих изданиях Avatar Press. Он хорош, стиль весьма узнаваемый.