Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Смерть Мёртвым душам!»
Валя любила ходить в Библиотеку, где работала её бабушка. Они весело проводили время и не переживали по поводу нехватки в посетителях. Но череде событий, на первый взгляд не связанных между собой, было суждено изменить старый уклад жизни. Начало общения Вали с книгами. Приход практикантки Киры, взявшейся за реформацию Библиотеки. Возвращение «Маленького принца» на руках Никиты. И воскрешение мёртвой книги...
Входит в:
— антологию «Смерть мёртвым душам!», 2013 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 165
Активный словарный запас: низкий (2595 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ctixia, 28 июня 2020 г.
Вы бывали когда-нибудь в наших библиотеках? Многие, даже ни разу туда не зайдя, стереотипно считают, что они именно такие...
"<...> сидела бабушка. Она у нее была самой-самой настоящей — в большой серой вязаной кофте. И пирожки у нее были наивкуснейшие. С капустой. И яблоками. А свои ослепительно седые волосы бабушка после юбилея начала собирать в правильный бабушкинский пучок.»
А якобы литературный салон занимается совершенно другим...
«Вязали крючком, вышивали, приносили сухие букеты. Все это потом в огромном количестве стояло и висело по библиотеке. Выкидывалось только то, что совсем потеряло вид или запылилось до неузнаваемости.»
И на самом деле, в начале повести читателю рисуют самую заурядную полузаброшенную библиотеку с классической заведующей «60 с хвостиком», из которых 36 лет отработано в предлагаемом заведении.
— Зачем вам эти салфеточки и букетики из прошлого века?
— Они создают уют!
К ней часто заходит внучка Валя, покушать бабушкину стряпню и почитать, а так же стайка пенсионерок, попить чаю и потрепаться обо всем на свете. А еще по штату положен второй сотрудник, но его всё не присылают. С этого-то и начинается сыр-бор — сотрудника все же прислали...
На первый взгляд, книга говорит лишь о проблемах (не)чтения, невостребованности бумажных книг и устаревшей библиотечной системы. Но это лишь поверхностное впечатление. На самом деле авторы путем данного повествования задевают огромное количество современных проблем, начиная от финансовых пирамид, заканчивая интернет-зависимостью.
И если проблему заманивания молодого поколения в пропыленные помещения единственной в городе библиотеки новая практикантка еще как-то способна решить современными технологиями и игровыми методиками, то вот проблемы непосредственно книг до сотрудников и посетителей доходят далеко не сразу. Баталии между книголюбами-бумажниками и поклонниками интернет-библиотек будут бесконечны, несмотря на то, что тут писатели нашли в некоем смысле решение этого вопроса.
И проблема ценной и вредной литературы — она на веки вечные. Какие книги вкладывают в нас хорошие мысли и намерения, побуждают на добрые поступки и правильные действия, а какие — наоборот? Какие здесь критерии, где та тонкая грань между полезной и бесполезной книгой? В качестве одного из методов вредного воздействия писатели применяют пачку любовных романов — но действительно ли в жизни они настолько вредны? Ведь те же «Анна Каренина» и «Джейн Эйр» по сути представляются любовными романами — но классика! В случае с парнишкой и книгами по экономике даже сомнений не возникает — советы подсунутой ему книги не то что крайне сомнительны, а чудовищно разрушительны. Однако, способен ли это понять и осознать школьник без помощи взрослых?
Вопросы вызвала у меня первая часть книги, если конкретнее, то изменение отношения книг к Кире. В конце концов, они с момента ее появления на пороге библиотеки мечтали девушку испугать и подчинить, а когда поняли, куда завела речь о революции, она стала резко им приятна и положительна во всех смыслах. Тут я негодую и признаю, что все эти книги имеют свой характер и — ! — очень похожи на людей вообще, если не конкретно на писателей, которыми были сочинены. Идея придать индивидуальность каждой книге в моей читательской практике относительно нова, но как читателю, мне зашло. Большая снобская энциклопедия, потерянное в себе из-за произошедшего собрание сочинений Гоголя, задумчивый Толстой и любознательный Маленький принц. Междуглавия-выдержки из иного книгомира очень и очень проясняли общую ситуацию.
Для каждого героя повествования предусмотрены свои собственные испытания, каждый проходит через свой личный адочек. У всех есть слабые стороны и болевые точки, которые книго(не)братия угадала безошибочно. А ведь если вдуматься, это правда. У каждого из нас есть свои вкусы и предпочтения, в том числе и в литературе, и на основе их можно частично сложить личностный портрет, и понять, что именно нас может задеть (давайте хором вспомним списки личных ограничений в ежегодных флэшмобах или других играх).
Завершают книгу 10 фанфиков-финалистов соответствующего конкурса, выбранных из тысячи присланных работ. Я, признаюсь, сосем не фанат подобного творчества, но узнать свежий взгляд на классические произведения было приятно, для общего развития.
MarchingCat, 4 октября 2015 г.
Что язык у авторов отличный — бесспорно и общеизвестно. Давайте рассмотрим как подан сюжет данного произведения.
Удачной или неудачной повесть сходу охарактеризовать сложно. Просто потому, что я не знаю целевую аудиторию по задумке авторов. Дело в том, что почти все книги Жвалевского и Пастернак отлично читаются и детьми и взрослыми людьми, но вот с этой повестью перекос. Для взрослого она слишком детская. Разве что вместе с ребёнком читать. Но это в минус ставить негоже, вдруг именно так и задумывалось.
С самого начала в повести есть возрастной перекос, так свойственный авторам. В их произведениях часто действия и эмоции на пару лет расходятся с указанным возрастом персонажей. Так и тут — 8-классники с интересом встречают «вызов духа второго тома мёртвых душ». Не будут 8-классиники «играть» в такое, восторгаться. Придуманное развлечение — на возраст 3-4 класса. 8-классини бы, скучая, тяготились когда же закончится эта обязаловка, навязанная классным руководителем.
А вот общая идея сюжета хороша. Уже хотя бы даже свой оригинальность и оттого непредсказуемостью. С большим интересом следил куда вывезет фантазия авторов, как они подадут воздействие души книги на реальность.
По ходу действия авторы поднимают и некоторые очень серьёзные темы. Например, деградацию литературы, уход современных авторов в примитивизм сюжета и языка под яркими обложками. Вот только в возрасте, на который рассчитана книга, дети этой смысловой подачи не примут. тут сугубо чтение вместе с родителями и тактичное разъяснение «по ходу пьесы».
Подытожу. Повесть не сильно удачна по причине перекоса между затронутыми проблемами и подачей материала. В сюжете есть интернет-зависимость, влюблённость библиотекаря в женатого мужчину и даже финансовая пирамида. Но при этом написано произведение языком восприятия младшего школьного возраста. Именно младшего.
Дети прочитают книгу с удовольствием, но не поймут и половины вложенного авторами. А кое-чего не поймут даже если родители будут усиленно пояснять.