fantlab ru

Скотт Линч «Хитрости Локка Ламоры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
1726
Моя оценка:
-

подробнее

Хитрости Локка Ламоры

The Lies of Locke Lamora

Другие названия: Обманы Локки Ламоры

Роман, год; цикл «Благородные Канальи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 153
Аннотация:

Однажды Воровской наставник явился к отцу Цеппи, Безглазому священнику храма Переландро, чтобы сбыть с рук несносного мальчишку Локка Ламору. Ведь Ламора, хоть и прирожденный вор, был воистину несносен, и для его исключительных талантов город-государство Каморр — прорезанное десятками каналов, раскинувшееся на множестве островов под сенью исполинских башен из стекла Древних — могло оказаться тесным. С течением лет Локку и его Благородным Канальям сходит с рук многое вплоть до нарушения Тайного уговора, регулирующего всю жизнь Путных людей Каморра, но вот в закулисье преступного сообщества появляется Серый король — безжалостный, невидимый и неуязвимый убийца, — внося свои коррективы в очередную гениальную аферу Локка…

В новом переводе — один из самых ярких фэнтези-дебютов последних лет.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Фэнтези или хоррор (США)

Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2007 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 2007

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2007 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2007 // Дебютный роман

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 2007 // Дебютный роман

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, II (2007) // Зарубежный роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2008 // Книга фэнтези (США)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2008 // Роман, переведённый на французский

FantLab рекомендует:

Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры»


Похожие произведения:

 

 


Обманы Локки Ламоры
2007 г.
Обманы Локки Ламоры
2009 г.
Обманы Локки Ламоры
2009 г.
Хитрости Локка Ламоры
2016 г.
Хитрости Локка Ламоры
2019 г.
Хитрости Локка Ламоры
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The Lies of Locke Lamora
2007 г.
(английский)
The Lies of Locke Lamora
2007 г.
(английский)
The Lies of Locke Lamora
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор очень старался, выписывал мир, историю становления героев, длинную подводку к финальному аккорду — но не полетело. Грустно так говорить, но вся эта длинная тягомотина с завязкой не стоила того, чтобы получить такую дурацкую и пшиковую развязку, демонстрацию крутости уровня мальчика Аркашки.

А все так хорошо начиналось. Аккуратно выписанный мир — такая помесь Венецианской республики с Нью-Кробюзоном. Множество деталей, которые должны вот-вот были сложиться в какую-то аккуратную связную картинку. Приятный, в общем, город, и даже неплохо выписанный мир.

Дальше, герои. Группа «продвинутых» воришек, которые вместо того, чтобы спокойно заниматься своим ремеслом, как все нормальные люди, воспринимают его как какой-то современный театр — устраивают целые представления с сюжетом, ролями с текстом, переодеваниями, для этого покупают дорогостоящий реквизит. И все это в них воспитал удивительно неленивый и исполненный совершенно неожиданного альтруизма поддельный священнослужитель. Который вместо того, чтобы эксплуатировать попавшую к нему дармовую рабочую силу в виде детей-сирот, учит их хорошим манерам, готовить экзотические блюда, говорить на разных языках, обычаям других стран и других культов и много еще чему — и все это богатство — банально, чтобы эффективнее воровать. Все это очень смешно, но совершенно нерационально, понятно. Все знают, что эффективнее всего воровать не у богатых аристократов (как делают наши ребятишки), а из казны. Но практичность, похоже, тут мало кого волнует. Наши воришки занимаются своим ремеслом исключительно из любви к искусству.

Обстоятельно — вот правильное определение для всего текста, кроме собственно основного сюжета. Если автор описывает, во что был одет герой, то он делает это страницы две-три. На каждого героя, смею заметить. Такие же тщательные экскурсы даются в области истории, культуры и всего того, с чем там героям по ходу сюжета придется соприкоснуться. Как прилежный ученик, готовый сразу ответить на любой дополнительный вопрос, автор ухватывается за любую возможность вывалить на читателя побольше информации — чтобы мы не дай бог не подумали, что он как-то спустя рукава подошел к своему фантастическому миру! В этом плане у меня большие сомнения насчет «нового Мартина» или как там величали автора. У Мартина-то все-таки объем достигается за счет сюжета, а не за счет этих никчемушных хождений вокруг да около. По-моему, Линч скорее вдохновлялся стилистикой Бальзака — помните эпическое описание двери из пародии на «Красную шапочку»:

«Волк достиг домика бабушки и постучал в дверь. Эта дверь была сделана в середине 17 века неизвестным мастером. Он вырезал ее из модного в то время канадского дуба, придал ей классическую форму и повесил ее на железные петли, которые в свое время, может быть, и были хороши, но ужасно сейчас скрипели. На двери не было никаких орнаментов и узоров, только в правом нижнем углу виднелась одна царапина, о которой говорили, что ее сделал собственной шпорой Селестен де Шавард — фаворит Марии Антуанетты и двоюродный брат по материнской линии бабушкиного дедушки Красной Шапочки. В остальном же дверь была обыкновенной, и поэтому не следует останавливаться на ней более подробно».

Если продлить это описание еще страницы на полторы, можете легко составить впечатление о том, как пишет Линч. Я не преувеличиваю, увы. Именно поэтому роман раза в четыре длиннее, чем ему положено было бы быть, учитывая количества в нем *реального действия*.

И раз уж дошли до действия — это как раз самая печальная часть романа. И если в литературе другого типа его недостатки еще можно было бы простить, то в приключенческой фентезятине — извините. Автор начинает несколько линий, которые на первый взгляд мало связаны между собой, но в итоге, понятно, должны соединиться. И действительно, в самом конце он их соединяет, но делает это настолько топорно и нелепо, что хочется это развидеть и прочитать какую-то другую, более адекватную подводкам концовку. Такое чувство, что к концу книги Линч уступил перо десятилетнему ребенку — ну тот и устроил из главного героя спасителя всего города, на фоне которого все остальные сильные мира сего внезапно так отупели и ослабели, что диву даешься. Причем ни с того ни с сего. То есть всю дорогу, когда ребятишки разыгрывают свой маскарад, якобы водя богачей за нос, еще сохраняешь надежду, что автор этот не всерьез. Но когда дохленький герой внезапно накостылял крутому главгаду, а до этого оказался сообразительней и информированней легендарного главы тайной полиции, а до этого накостылял невероятно крутому магу — эээ. Все тщательно прописанные мелкие обоснуи и подводки сходят таким небрежением к логике и действий, и характеров на нет.

Честно скажу, я очень ждала концовки, потому что такое тягомотное развитие сюжета «шаг вперед — два назад» — сильно меня утомило. Но лучше б ее не было, чем вот этот бестолковый вариант. В общем, старательный ученический романчик со всеми недостатками графоманской прозы. Текста много, интереса мало.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самые лучшие, самые захватывающие эпизоды книги — это, собственно, описания авантюр Ламоры: очень виртуозно и красиво продуманные подсюжеты, отличающиеся весёлостью и остроумием. Автор упоённо и с вдохновением описывает очередные аферы Благородных Каналий. Не менее прекрасно описаны и взаимоотношения между членами банды, Линчу удалось создать ощущение химии и дружбы между ними. В целом, этот плутовской стиль о проделках команды друзей прекрасно работает, и где-то здесь сокрыта душа книги. Будь она вся выдержана в таком стиле, могла бы получить высший балл. Но...

Примерно на середине «Хитростей» автор решает, что пора бы добавить драмы да меча с магией (фэнтези же пишем, как-никак). И отсюда история начинает откровенно буксовать и провисать, а, казалось бы, объёмные персонажи всё больше выглядят картонками-функциями.

Поясню: сам по себе ход с переходом на драму и постановка наших героев в безвыходную ситуацию, чтобы они из неё пытались выбраться, — вполне себе прекрасный ход, который может работать на развитие характеров и углубление сюжета. Беда в другом: Линчу просто не удаётся совладать с драмой. Все ужасы и жестокости прописаны поверхностно и не оставляют за собой особого следа, персонажам не хватает рефлексии, а показываемые страдания какие-то наигранно-мультяшные. Это можно сравнить с кино-комиксами: ну, знаете, герои стандартно превозмогают, страдают, плачут, но ты отдаёшь себе отчёт, что всё это понарошку.

Касаемо магии: она прописана ужасно. Какая-либо система здесь отсутствует, а сами маги в этом мире до неприличия имбовые, их просто невозможно победить, если они сами не просчитаются каким-нибудь глупым образом, в духе «поскользнуться на банановой кожуре и свернуть себе шею.» Внимание, вопрос: почему при всей своей мощи и талантах маги довольствуются ролью простых наёмников (пусть и крайне дорогих)? Они запросто могли бы держать в руках правительства всего мира и диктовать свои условия, а не выполнять чужие задания за деньги. Присутствие в мире таких магов одним махом рушит правдоподобность и долго выстраиваемую атмосферу.

Особенно забавно на фоне непроработанного магического мира выглядит проработанность «кулинарных аспектов», серьёзно, здесь удивительно много описаний всевозможной еды и её готовки. Если их собрать в одном месте, то хватит на полноценную отдельную главу. Но прикол в том, что автор настолько упоительно описывает все эти сервировки и экзотические блюда, что даже начинаешь получать удовольствие от этих описаний и ловишь себя на мысли, что пора перекусить.

Итак, хорошая развлекательная книжка, о потраченном времени не жалею. Она очень хорошо структурирована: главы основного сюжета перемежаются главами-экскурсами, которые не только работают на раскрытие характеров персонажей, но и служат как бы вступлением к событиям основных глав, тем самым упрощая и углубляя их понимание. Отличный ход.

Фантазией автор не обделён, но, увы, по максимуму использует её только применительно к тем вещам, которые захватывают его самого, а остальное оставляет на волю случая.

Стоит также отметить, что хотя здесь есть зацепки, которые можно будет использовать в продолжениях, первая книга вполне самодостаточная — основной сюжет цельный и завершённый.

Оценка: 7
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оч-чень посредственное произведение. Больше всего меня возмущает язык героев: все — пятилетние дети, слуги, воры, вельможи, разбойники и все, все, все — разговаривают одинаково красивым литературным языком. У всех высокие помыслы, которые они, даже будучи выросшими на помойке, в состоянии изложить в самых высокопарных выражениях.

Не увидела я и какого-то особого плутовства Локки. Размытые намеки на прежние успешные операции по завладению чужими деньгами, а в настоящем повествовании: обворовали нашего удачливого героя до нитки, уничтожили десятилетиями существовавшее гнездо Благородных Подонков, убили троих друзей, последняя мошенническая операция провалена. Надеялась, что когда он направил по ложному следу службу Паука в поисках украденных денег, наконец-то совершится самая грандиозная афера и Локки присвоит себе все деньги Серого Короля, в том числе украденные у него же, но не тут-то было! Оказывается, благороднейший плут Локки корабль с деньгами принес в жертву! Финал — ура благородному, якобы, вору.

При все при этом, от фэнтези — минимум: Лжесвет, стеклянные башни и сады, и на всю книгу один маг, который умеет кое-что, потому что его очень бесхитростно победил Локки.

Скука.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила неоднозначное впечатление по нескольким причинам. Ожидания были явно завышенными, потому как Линча нахваливали чуть ли не на уровне с Мартином. Да, опрокидывать фигуры персонажей как костяшки домино он умеет не хуже. Но есть чувство, что книге пошло бы на пользу разделить линии сюжета на две части — ограбление дворян в одну сторону, преступная война в другую. Да и интерлюдии скачут — то про детство Локка, то про Жана, то вообще исторические сводки.

Но вообще, это я сильно докапываюсь. Читать было приятно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я впервые познакомился с Локком Ламорой, а было это в 2007 году, наше знакомство не задалось. Локк представился Локки, его банда называлась Благородными Подонками, его история именовалась «Обманы Локки Ламоры», а начиналась она с дивных пассажей, типа: «Ты ободрал меня дочиста, разве что коленные чашечки моей покойной матушки не забрал. Я заплатил тебе чистой медью, а затем был вынужден наблюдать, как ты пытаешься утащить все обратно».

Время шло, и вот, в 2022-м, мне захотелось начать знакомство с Локком заново. На этот раз, ни о каком Локки не было и речи, банда величала себя Благородными Канальями, а история его именовалась «Хитрости Локка Ламоры» и начиналась она с менее дивных, но более адекватных предложений, типа: «Ободрал меня как липку, забрал всё подчистую, кроме разве костей моей покойной матушки. Надо было заплатить тебе одними медяками и посмотреть, как ты надрываешь пуп».

Итак, знакомьтесь, Локк Ламора, гений преступного мира Каморры собственной персоной. Парень с детства обладает недюжинными талантами по части всякого рода мошенничества, актёрства и воровства. Нынче он как раз занят особо крупным делом по перераспределению денежных средств между аристократами и собственной персоной. Вот только в чём заключается его хитроумный замысел, вы заранее знать не будете. Скотт Линч очень хотел удивить своего читателя, и удивляться тут действительно есть чему.

Поначалу книга напоминает все эти истории про обаятельных плутов, типа фильмов «Блеф» и «Одиннадцать друзей Оушена», а также книги «Пепел и сталь» Брендона Сандерсона. И как авантюрно-плутовской роман история работает отлично. Во многом благодаря личности главного героя. Локк Ламора получился настолько обаятельным и харизматичным, что все остальные персонажи просто меркнут на его фоне, и он успешно тащит на своих плечах весь роман. Но Линчу этого показалось мало и «Хитрости Локка Ламоры» уже к середине сильно увеличивают масштаб происходящих событий. История крупного мошенничества дополняется историей противостояния Локка и загадочного Серого Короля, который наносит удар за ударом по местному криминалитету. Затем в сюжет вплетается Тайная Полиция, загадочный Паук, босс мафии и причуды аристократов. И от этого книга становится только лучше.

Ладно, дифирамбы книге петь можно долго. Давайте поговорим о недостатках. Я заметил целых два: мир и любовная линия. Первый слабо прописан, хотя то тут, то там упоминаются всякие любопытные подробности о мироустройстве и расе Древних. Второй попросту нет, хотя все персонажи, даже третьестепенные хорошо осведомлены о трагичной истории любви Локка Ламоры. Но я так и остался неосведомлённым. Да, автор додаст этого в третьей книге, но осадочек у меня остался уже сейчас. В остальном, всё понравилось. Тот тип фэнтези-дебютов, который я очень люблю и уважаю за их монументальность и искреннее желание рассказать хорошую историю.

У Скотта Линча получился отличный авантюрно-плутовской роман. Надеюсь, автор ещё продолжит работу над этим циклом, а не ограничится трилогией.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная приключенческая книжка в стиле плутовского романа. Начинается она как описание веселых проделок, от которых никто, в общем, не страдает (кроме богачей, которые теряют деньги), а продолжается как жестокий роман о мести. Также присутствуют неожиданные сюжетные повороты и магия. В целом неплохая развлекательная литература, мне понравилась меньше, чем могла бы, но я не очень люблю веселых жуликов в качестве героев

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обман в обмане обманом правит

***

«Обманы Локки Ламоры» – дебютный роман американского автор Скотта Линча. Вышел он примерно в тот период, когда в фэнтези правили такие гиганты, как Мартин, Аберкромби, Бэккер. В тот период чёрное фэнтези было на коне. Если даже не чёрное, то хотя бы мрачное. Приключенческое же фэнтези постепенно отодвигалось от пьедестала (речь, конечно же, о Сапковском). Возможно, отчасти поэтому «Обманы Локки Ламоры» (он же «Хитрости Локка Ламоры» в другом переводе) немного затерялся на фоне таких серьёзных имён. Если же абстрагироваться от сравнения романа Скотта Линча с другими только по времени и жанру, то можно смело заявить, что «Хитрости» – классный роман, интересный и спустя полтора десятилетия.

…Каморр – мир, где пороки и порочность сидят бок о бок на троне. В этом городе власть принадлежит как знати, так и ворам. И зачастую решает именно капа Барсави – глава воров, заключивший с бомондом Тайное соглашение, регулирующее отношения воров и знати.

Юный Локки – вор. Вор с тонким умом и огромными амбициями. И когда один гарриста понимает, что не справляется с потенциалом Локки, то передаёт его Ченсу (Цеппи) – жрецу на людях, и вору среди своих. Так Локки начинает своё обучение, которое вознесёт его на вершину воровского мира. Но путь этот будет тернист и сложен…

«Обманы Локки Ламоры» – достаточно объёмный роман, где есть ровно один главный герой – Локки Ламора. Но время от времени автор подаёт историю глазами других персонажей. И это одна из фишек Линча – он заигрывает как с читателем (когда выдает твист), так и с Локки, когда читатель уже знает, а Локки – ещё нет. Причём автор умеет усыплять внимание (и читателей, и Ламоры). Всё действие происходит в Каморре (о нём позже), условно в двух временных плоскостях – прошлое Ламоры и настоящее. Прошлому уделено не так много внимания, но этот приём тоже работает на ура – флешбеки появляются либо до ключевого момента (и читатель говорит «ага!»), либо после ключевого момента (и читатель удивляется «а-а-а!»). Вместе с тем флешбеки нужны и для смены темпа. Сами флешбеки тоже оказались разнообразными. Обычно это истории из детства Ламоры, но порой – про его друзей, а изредка вообще в виде эссе на важную тему (Каморр, например). Всё это сопровождается высоким уровнем экшена (отнюдь не предельным, всё же порой Линч сбивает темп, но сделано это не для воды, а для раскрытия тех или иных моментов), лёгким текстом (юмор и ирония присутствуют, построение предложений, твисты, клиффы).

Теперь пройдёмся по ключевым моментам.

Герои. Конечно же, главный тут Локки Ламора – джентльмен-ублюдок (название банды, в другом переводе «благородный каналья»). Он молодой, хитрый, умный, умеет просчитывать на десятки шагов вперёд, многоходовки – это про Ламору. А ещё про него – вспыльчивый, дерзкий, человек-настроения. Локки далеко не рослый, отнюдь не сильный. И он знает свои недостатки. Поэтому когда ему нужна грубая сила в деле (а это случается почти всегда), в дело вступает Жеан (Жан в другом переводе). Жеан примерно возрастом с Локки, Жеан тоже умный, но больше по академичной части. Он здоровый, пухлый (ошибочная оценка). И если его разозлить, то прольётся чья-то кровь. И будьте уверены – крови Жеана будет меньше всего. Братья Кало и Гальдо (Галдо в другом переводе) – воры-близнецы, они – работяги, исполнительные. Про них – не золото, но серебро. Баг (в другом переводе Клоп) – мальчик-вор, он не так давно в команде. Официально он на побегушках (проспект), но на деле Баг очень важен для банды. Есть и другие персонажи (из второстепенных) – Серый Король, Барсави, Нацца, дон Сальвара (и его жена), Ворченца. Все они тоже получились у Линча достаточно живыми, интересными.

Тематика. Линч для своей книги избрал центральной темой воров и воровскую жизнь. Но это не значит, что тут разговаривают на фене, нет здесь и зоновских понятий. По крайней мере, банда Локки точно не такая. Все они говорят умными фразами, находчивые, вежливые. Когда это нужно. Автору удалось раскрыть мир воров на примере одной мелкой банды и капы (главы всех воров). Термины (капа, гарриста, пезон), оружие и приёмы, хитрости и обманы – всего этого полно.

Мир. Всё действие происходит в Каморре – городе, который состоит из множества островов, соединённых каналами и мостами. В этом городе есть как высокие места, так и места для черни. Мир Линча – это условное средневековье, но автор даёт понять, что некогда имел место катаклизм – некая древняя раса ушла из мира (или из известного мира), оставив стеклянные (особо прочные) строения. Есть здесь место и для магии, хотя и весьма условной. Есть маги (о них читатель узнает шапочно) и контрмаги Картена. И вот контрмаги – это маленькая победа и находка Линча. Во-первых, это конгломерат магов, они стоят друг за друга. Любой, кто убьет (если сможет) контрмага, уже по факту записал себя в список трупов. И вариантов тут нет ни для кого. Во-вторых, маги сильны, их услуги очень дороги. Это не старцы, это не мудрецы, но ремесленники своего дела. Магия выглядит в мире Линча чем-то абстрактным и чуждым почти всем людям. И это выделяет систему магии Линча от многих других в мире фэнтези. Есть здесь и алхимия. Алхимики могут творить некоторые чудеса, так получаются алхимические камни (аналог плиты) или светильники (светятся сами по себе). Что касается религии, то здесь царит многобожие. И это здорово – нет единого всеотца, который уже надоел. Боги в мире Линча – это символы, а не какие-то действительно важные силы.

И всё же именно по части мироустройства Линч не преуспел. По первой книге остаётся множество вопросов (включая политическую составляющую). Идея с древней расой кажется интересной, но она вообще далеко до категории раскрытой. На деле оказывается что Локки действует в городе, поэтому автор удосужился рассказать только о нём, но и то не без лакун. Не радует отсутствие карты (в более поздних изданиях она есть), не помешал бы глоссарий и список героев (как это у Эриксона, например).

Заключение: «Обманы Локки Ламоры» – интересный роман на любопытную тематику. Классные твисты (их реально много!), очень живой и харизматичный главный герой (со своими преимуществами и недостатками). Хорошо Линч смотрится и как глоток свежего воздуха на фоне бесконечного даркфэнтези и эпикфэнтези.

10 обманов из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то изначально настроилась, что книга (цикл) поглотит меня с самых первых глав, но этого не произошло. При чтении мне чего-то не хватало, возможно атмосферы жизни беспризорных воришек. А частая смена времени происходящего в романе создавала хаос в голове. В любом случае, приключения Локка читаются легко.

Мальчик с малолетства был талантлив по части воровства. Пытался привлечь внимание ребятни, сделав из кражи спектакль, но мог также проучить жадных и задиристых мальчишек. Этот герой с самого начала располагает к себе. А вот на его фоне все остальные персонажи были блеклыми и невнятно прописанными автором.

Основа сюжета — это воровские шайки, которые подчиняются самому главному, капе Барсави. Он получился жестоким, колоритным персонажем, мимо такого не пройдёшь, и для меня он оказался крайне неприятен. Заостряю на этом внимание, так как в книге мало героев, которые запомнились хоть чем-то. Тут мы имеем дело с ярким отрицательным персонажем с самого первого его появления. Все эпизоды с ним были мерзкими и жестокими.

Где-то к середине книги я ожидала какую-то крупную аферу Локка, но ничего подобного не произошло. Автор добавил алхимию, которая меня ещё больше запутала в сюжете.

Затем у меня начались муки чтения, было совсем неинтересно читать. Бывает привязываешься к персонажу, к истории повествования, ждёшь, чем же всё это закончится, а тут этого не происходило.

Не знаю, уместно ли сравнивать Р.Хобб и её Фитца, но вот не смогла я поставить оценку выше Локку. Читая её историю, пропитываешься атмосферой Видящих. В данном произведении я не прониклась духом шаек Каморры.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении дебютного романа Скотта Линча о благородном каналье Локке Ламоре не исчезает ощущение, что смотришь дорогой, богатый сериал какого-нибудь HBO или Netflix. Здесь есть и яркие, но довольно плоские персонажи, и потрясающе красивое, но идейно пустоватое окружение, которое напоминает скорее декорации и ширму нежели по-настоящему живой город. Тут тебе и занятные интерлюдии а-ля флешбеки, рассказывающие о прошлом героев, и в целом хорошо, а местами мастерски написанный сценарий.

По итогам ты получаешь большое удовольствие, но если сильно задуматься, то ты жуёшь профессионально (что для молодого автора — огромный комплимент) приготовленный фастфуд. Он и нажорист, и вкус очень приличный, но каким-то особо выделяющимся свойством его наделить достаточно трудно.

Судя по тому, как Линч пошёл вниз в качестве в последующих романах по отзывам и как он застрял, не выпустив напрашивающихся продолжений, говорит скорее о том, что успех «Хитростей Локка Ламоры» был скорее случайностью и счастливым стечением обстоятельств, чем признаком величайшего таланта.

Безусловно, невероятно приятное чтиво, но степень реальной художественной его ценности заметно преувеличено. Хотя, раз уж Джордж Мартин с Патриком Ротфуссом похвалили, то им, наверное, виднее!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что же так притягивает нас в тематике воров? Желание запретного? Восхищение ловкостью? Превосходство над героем?

Как бы там ни было — Скотт Линч, которого иногда ставят в ряд с Мартином и Ротфуссом, проделал немалую работу,чтобы Благородные канальи привлекли внимание.

Главный герой — Локи Ламора, еще в детстве был таким мастером обмана, что от него постарались избавиться даже в уличной банде воришек. В итоге Локк оказывается в элитной банде, которая отчитывается напрямую пахану. И которая грабит приезжих богачей, проворачивая головокружительные аферы с переодеванием. Не высокий и не низкий, не привлекательный и не отталкивающий — Локк обладает абсолютно непримечательными внешними данными, что с лихвой компенсирует изобретательностью, инициативой и явными лидерскими качествами.

Хотя полная беспринципность и легкость, с которой он избавляется от соперников чужими руками напрягает...

Я в восторге от фразы, которая появляется в самом начале книги: воруют все! И чем выше должность, тем сильнее обирают подданных. А Банда Благородных каналий всего лишь собирает налоги с вельмож, торговцев и мастеровых. Хотя на робин гудов они ох не тянут...

Городок,напоминающий Венецию, и уличные законы показаны так колоритно, что веришь каждому слову: банды, моча, рвота, борьба за власть, убийства...

Во всех подробностях описывается внутренняя структура воровского сообщества и дела, которые они проворачивают. Особенно доставило, как процесс выманивания одежды растянули почти на главу и показали аж в трех вариантах!

Благородного в них — лишь название шайки да преданность товарищам.

Только когда в середине книге появляются серый король, претендуя на место воровского вожака, закручивается какая-никакая интрига. А так нашу банду не волнует спасение мира и другие благородные мотивы. Только сам процесс и месть за павших.

Меня слегка напрягали и сбивали с и без того небыстрого темпа флэшбеки, вдобавок не про самого Локка, а про Жана — еще одного члена шайки, про город и вообще абсолютно посторонние вещи.

По итогу написано конечно хорошо, и умных мыслей раскидано по тексту немало — прямо в цитаты просятся. Но меня не привлек ни герой, ни сюжет без особого смыслового наполнения, ни сама атмосфера полного беззакония.

Приобщилась так сказать, но не Ротфусс, не Ротфусс...

@olga.bookaddicted

Оценка: 6
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивлен столь высоким рейтингом этого более чем посредственного произведения.

Действие проходит в сплаве Лондона и какого-нибудь итальянского города. С одной стороны «джентельмены» и очень лондонские полицейские, с другой — жара, «доны» и очень итальянские имена.

Главный герой — карманник с детства, и аферист по жизни. Его текущая афера — продажа якобы большой партии контрабандного брэнди местному купцу.

Паралельно на «крестного отца» открывает сезон охоты некий Gray King. Паралельно «крестный отец» хочет выдать за Locke свою дочь, чтобы он стал частью семьи и советником для его сыновей.

Первая треть книги — полнейший мусор. Описания районов города, одежды героев, еды или обстановки комнаты на несколько страниц. Если бы не знал, то предположил бы, что автор — женщина. Если бы не жестокость, то предположил бы, что мне попалось подростковое фэнтези, столь примитивен и незамысловат язык и ситуации.

Ко второй трети ситуация чуть оживляется. Locke оказывается зажат между всемогущим Gray King'ом и «крестным отцом», дочь которого Gray King убивает, а на его аферу обращает внимание Тайная Полиция.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финальная треть начинается с того, что почти всех друзей Locke убивает пришедший к власти Gray King, и Locke из афериста становится чуть ли не Джеймсом Бондом вставшим на путь мести. Выглядит это не более естественно, чем его друг-толстяк, оказавшийся лучшим бойцом в городе.

Больше всего на протяжении книги меня раздражали две вещи: общая примитивность повествования, единственной движущей силой которого был главный, и образ всемогущего подручного злодея, мага Falconer'а. Начну, пожалуй, с последнего.

Bondsmage Falconer — и жнец, и на дуде игрец. Он может и ястребом управлять, и акулой, и людьми, и стрелы останавливать, и телекинез ему не чужд. Всесторонне развитая личность, одним словом. Но в момент, когда автору это нужно, он тут же становится уязвим.

Подстать ему Locke. Не смотря на неоднократный акцент на том, что боец из него никакой, и брать он своих соперников должен хитростью, в итоге, Locke может и блестящего фехтовальщика на дуэли одолеть, и главу Тайной Полиции оглушить ударом и связать.

В итоге, единственной интересной темой книги оказалась тема «двойной мести». Вернулся такой весь из себя граф Монте Кристо, начал мстить за убитую двадцать лет назад семью, да перестарался, и в итоге сам стал жертвой мстителя.

Оценка: 5
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня роман Линча стал одним из самых ощутимых разочарований года. М.б. этого и не произошло, но уж больно оголтелая пиар-компания сопровождала появление в России Локки Ламоры. Нам сообщили, что появился «Мартин ХХ1 века», что роман Линча «вливает в жанр фэнтези свежую кровь» и т.п. Но прежде всего, роман Линча оказался слабым именно в литературном отношении. Рыхлая композиция, довольно вялый сюжет, неспешное течение которого тормозится многочисленными флэшбеками (которые автор претенциозно именует «интерлюдиями»), шитая «белыми нитками» интрига, и, самое главное — неубедительный ГГ, сиречь — Локки Ламора. Добавляет неприятных ощущений и не слишком удачный (мягко говоря) перевод, который еще терпим в первых двух частях книги, и уж совсем идет вразнос во второй половине романа. Джентльмены-ублюдки (на мой взгляд, более правильно было бы «джентльмены-подонки») изъясняются на языке обитателей сайта «гопота.ру» — любимые слова «долбаный», «козел», «хрен». А ведь эти джентьлмены, по замыслу автора — своеобразная элита воровского мира, должны бы иметь свой, отличный от остальных босяков, арго.По ходу романа его персонажи совершают массу нелогичных поступков, помогая, тем самым, автору хоть кое-как свести концы с концами. На Эксалибуре кто-то сравнил С. Линча с Ю. Петуховым. Разумеется, это все-таки преувеличение, Линч — отнюдь не Петухов, но и на роль «Мартина ХХ1 в.» он совершенно не тянет. Несколько спасает роман довольно любопытный город Каморра, созданный Линчем «по мотивам» средневековых итальянских торговых городов-республик. Автору могут удасться отдельные сцены, но ему не удается собрать из этих сцен полновесный роман «как у взрослых» — с завязкой, кульминацией, развязкой... В целом — впечатление обманутых надежд и полное отсутствие желания знакомиться с дальнейшими похождениями Л. Ламоры.

Оценка: 6
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все это шито белыми нитками, господа. Опыт подсказывает, что подобные аферы и построения, которые использует наш герой — это вещи исключительно умозрительные. Они красивы, как некий вид искусства, они достойны того, чтобы быть представленными на всемирной выставке Ловкачей и Обманщиков в качестве проекта, но в реальной жизни абсолютно неприменимы.

Локки в книге — абсолютно живучий и непотопляемый герой. Он остается абсолютно целым после любых соытий: хоть режь его, хоть топи, хоть бей. У него всегда есть план, и этот план всегда более чем заморочен. У Остапа, надо признать, планы были куда тоньше и изящнее, а проваливались все равно. В книге Локки — это некий вариант шахматиста на шахматной доске афер, где фигуры люди. При этом он ведет партию так, что комбинация в 10 ходов вперед рассчитана с учетом единственно возможного варианта ответа противника. И нате вам, противник действет ровно так, как и ожидалось.

Особенно мне понравилась любовная история. Это просто шик. Наверное, здесь таится литературный прием, названия которого мне неизвестно. Упоминуть разитое сердце главного героя с огромным пафосом, посвятить драме несчастной любви пару эпизодов, но не ввести возлюбленную в повествование вообще, не дать ей ни одной фразы ни в ходе основного повествования, ни в интерлюдиях — это, безусловно, сильно.

Мир притянут за уши, герои-ловкачи, Локки-неубиваемый и шитые белыми нитками аферы — это то, что заставляет меня не верить автору.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабо. Куча логических нестыковок: всемогущие маги внезапно становятся уязвимыми; маги то могут читать мысли, а то не могут; на серьезного воина тренируют в лучшем случае по часу в день!!!; человек, который не может умереть, не в состоянии инсценировать свою смерть; ну и тому подобное. Половина книги — описание обстановки комнат, одежды, домов и т.д.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание! Возможны спойлеры.

Роман получился очень неоднородным. Складывается впечатление, что автор пытался сотворить взрослое произведение о детях, а вышло – подростковое фэнтези с элементами недетской жестокости. Основную причину такой ситуации вижу в том, что интерлюдии (экскурсы в прошлое) занимают около трети текста, и выглядят они, порой, интереснее основного материала. И именно потому, что поведение героев в детстве смотрится более естественно, чем в аферах повзрослевших воров, сами герои воспринимались моим сознанием – мальчишами, до самого финала.

Самое слабое звено произведения, как уже отмечали многие, это, конечно же, персонажи. Нет, сами по себе, они великолепны, но вот прописаны очень уж скромно и безэмоционально. О философской или психологической стороне вопроса нет и речи. Абсолютно все здесь начинают что-либо чувствовать, когда убивают их самих или их близких, да и то не всегда. К примеру, смерть дочери капы Барсави не производит на Лока особого впечатления. Вроде и жаль девчонку, зато есть положительный момент — жениться не надо. Но постойте, ведь перед этим автор уверил нас в том, что они очень сдружились… Хотя, справедливости ради, следует отметить, что именно за Наску колдун потерял первый палец.

Продолжая тему чувств, хотелось бы отметить самое высокое из них – любовь. Персонажи достигли такого возраста, в котором, казалось бы, без неё никуда. Так вот, как в Советском Союзе не было секса, так у Линча, по крайне мере в первом романе, любви нет вовсе. Точнее, автор поиздевался как над главным героем, так и над читателем, придумав некую прекрасную и вместе с тем неуловимую Сабету. Вышло хуже, чем в комедии «Оскар», где персонаж всё же появился в финале.

Если с персонажами у автора не шибко гладко, то сеттинг заслуживает бурных аплодисментов. Замечательный Каморр – город островов и каналов, аристократов и воров (Путных людей), и конечно же, таинственного Древнего стекла. Многие сетуют на длинные и скучные описания. Не знаю, лично мне, читать о Каморре было забавно и ненапряжно, особенно о местах, оставленных древней цивилизацией. Все эти небоскрёбы, мосты и подвалы из Древнего стекла, хрустальные сады — не могут не будоражить фантазию. Единственное, что сильно смущало при прочтении, так это ощущение, что город населяют только воры и аристократы, ну и ещё священники, а вот простые люди, за счёт которых все оные и живут, как бы растворились в их массе.

О сюжете. Многие считают его простым и бедным на события. Не соглашусь, мне хватило всего. Замечательные предыстории Благородных каналий. Методы воспитания отца Цеппи хоть, в основном, и утопичные, зато весьма забавные. Обучить подопечных всему на свете, что, хоть как-нибудь, может помочь в будущей деятельности, от сопутствующих навыков прокормить и одеть себя без посторонней помощи до профессиональных навыков воровства и самозащиты, затем сколотить из пацанов не простую банду, а полностью автономную банду, в которой правят бал лишь благородные помыслы об уважении и взаимопомощи внутри своей группы, разве не здорово? Единственные сомнения в разумности идеи посылать самого толстого члена банды в монастырь, где одним из главных навыков считается умение лазить по скалам и колоннам. Хотя, сие можно списать на то, что отец Цеппи не ставил простых задач тем, которых стремился вырастить лучшими из лучших.

Следует отметить, что автор, несмотря на название, создал образ абсолютно неблагородных каналий. Они, в отличие от Робина Гуда, грабят не только богатых, с таким же успехом канальи способны оставить без денег и простых, пытающихся им помочь, людей, а также подставить под меч невинных. Но читать об их приключениях интересно, будь то обучение в монастыре или разборки с Барсави и Серым королём, приключения в главной башне или финальный «дерьмовый» обман Локка. Единственными слабыми местами, кажущимися мне скучными и надуманными, стали аферы по выдуриванию денег и костюмов у аристократов.

Немного несуразно смотрится отношение автора ко времени в котором происходят события. Здесь жители в разговорах применяют современные нам термины и, одновременно с этим, пытаются лечить человека разогревая или направляя в нужное русло жизненные соки. И да, ребята, не делайте искусственное дыхание так, как делал Жан, спасая Локка!

Ещё, мне не очень понятно, как должен выглядеть ручной механизм для поднятия клети на 400 футовое здание, или как она может находится внизу и не раскачиваться как маятник.

Но это всё — мелкие придирки. В основном же, опустив слабую проработку персонажей, произведение заслуживает достаточно высокую оценку за то, что содержит всё, что требуется приключенческому фэнтези – динамику, загадки, интриги, за бочку с конской мочой, чумной корабль, хрустальные розы, «маникюр» Сокольника, барки-дерьмовозы и смех доньи Ворченцы в финале, и, конечно же, за отца Цеппи и созданную им банду.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх