Далия Трускиновская «Деревянная грамота»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Боевые искусства
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Москва, XVII век. На торгу обнаруживается тело замерзшего мальчика и при нем — загадочная деревянная книжица, написанная тайными знаками. И снова царским конюхам предстоит распутать опасное дело, в котором подозревают государственную измену.
Входит в:
— цикл «Государевы конюхи»
— сборник «Государевы конюхи», 2014 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 340
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2712 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 17 ноября 2024 г.
Москва и москвичи
Мой роман с этим циклом о государевых конюхах начался ни много ни мало три года назад. Т.е. вот так тихой сапой по книге в год продолжаю следить за судьбой Данилы и его друзей-товарищей по работе в этом спецподразделении XVII века. Кстати сказать, вот эта неспешность никак не мешает быстро вспоминать героев цикла и их предыдущие подвиги и приключения. Тем более, что автор умело вбрасывает крохи информации о былом и помогает читателю быстро освоиться в книге.
По жанру это ретро-детектив. Криминальные события и происшествия происходят в славном городе Москове, а их расследованиями занимаются те, кому это положено — Земский и Тайный приказы, ну и наши спецы, которые по своему функционалу что-то типа наших нынешних служивых из ФСО и ФСБ.
Понятно, что дознание ведётся методами того времени, т.е. в основном личным сыском, слежкой, допросами и опросами, ну и осмотрами мест происшествий. А в качестве весомого аргумента виновности/невиновности является целование креста и клятва на кресте же. Но конечно служителям сыска приходится внимательно анализировать увиденное и услышанное, чтобы разрешить все загадки и тайны.
И конечно по ходу сюжета возникают (и продолжаются) любовные коллизии, как без них. А вообще книга написана живой стилистикой под старинную русскую речь, без вычурностей и умствований, с юмором и занимательностями, и потому читается легко и весело. Так что продолжу чтение цикла...
lammik, 30 ноября 2022 г.
Январь 1658 года. Прямо на Красной площади обнаружено тело мальчика, замёрзшего до смерти, у которого под одеждой лежала деревянная грамота (что-то вроде книги со страницами из дерева, буковыми, как оказалось впоследствии). В соответствии с тогдашним протоколом тело вместе с грамотой доставили в Земский приказ (аналог ГУВД по Москве) на опознание. Подьячий (чин не ниже полковника) Деревнин и ярыга (пусть будет лейтенант) Аксентьев отправились на Печатный двор с целью проведения экспертизы. Ведущий специалист Печатного двора Арсений Грек попросил оставить грамоту на несколько дней, дабы тщательно её изучить, в чём ему было отказано. На обратном пути на подьячего и ярыгу напали лихие люди и грамоту отняли. Задета честь кафтана! Земский приказ начинает операцию по розыску документа, особенно лютуя на Печатном дворе. В стороне от происшествия не смог остаться и Приказ тайных дел (далёкая предтеча ФСБ, ФСО и ещё пары ведомств). И вот уже грамоту (а вдруг на ней ключ к шпионскому шифру?) ищет по личному распоряжению дьяка (министерская должность) Башмакова неразлучная четвёрка конюхов (прикрытие такое) с Аргамачьих конюшен, что в Кремле.
В книге во всей сложности и великолепии представлен мир кулачных боёв стенка на стенку. Оказалось, что это далеко не пустая забава, компенсирующая далёким предкам отсутствие театров, кино, футбола и стриминговых сервисов. В первую очередь кулачные бои — это слаживание московского ополчения. Умение держать строй, действовать вместе как один по команде, нападать и обороняться. А ещё это интриги по переманиванию лучших бойцов, тотализатор, а для профессионалов и способ заработка, с которого можно, и неплохо, прокормиться.
Что не понравилось, так это внезапный скачок в сторону «любовного исторического романа», который я всю жизнь стараюсь обходить по широкой дуге. У всех любовь, со двора сводят невест, женихов, обнимаются-целуются и взглядами выражают недосказанное. Ну вы поняли. На третьей книге случился перебор с количеством сильных средневековых женщин. И пусть Настасья-гудошница (гудок — разновидность струнного(!) смычкового музыкального инструмента) вдруг возжелала простого бабьего счастья, так ей на замену быстро нашлась ещё более решительная зазорная девка (девушка с низкой социальной ответственностью) в роли вершительницы судеб и двигателя сюжета.
Yazewa, 9 апреля 2012 г.
Читается, как всегда у Трускиновской, замечательно. Уж вроде и детективная составляющая не слишком-то увлекла, и любовная история неубедительна... а не оторваться. Легкий, летящий язык, живой невероятно, — и в описаниях, и в диалогах. Герои живые, само время объемное... и веришь всему.
baroni, 6 сентября 2007 г.
На этот раз Трускиновская вводит своих героев в мир московских кулачных бойцов середины 16 в. Переманивание командами-«стенками» лучших бойцов из стана соперников, подкупы, взятки, нелегальные ставки, убийства...Весьма и весьма напоминает закулисье современного профессионального спорта... Роман написан ярко и точно, с интереснейшими достоверными подробностями московской жизни середины 17 в. Единственный минус роману — автор продолжает неспешно вытягивать из своего повествовательного клубка нитку с любовной линией, исчерпавшей себя еще в первых двух книгах цикла о Государевых конюхах.
Клипер, 24 ноября 2007 г.
Яркий и увлекательный исторический детектив с точно выписанными историческими деталями,живыми,человечными героями и,согласно законам жанра,запутанным сюжетом.В отличие от Акунина,с его многочисленными литературными аллюзиями,отсылками и игрой с читателем,Трускиновская просто филигранно выписывает эпоху,умело накладывая её на закрученную детективную историю.Крепко,умело,профессионально... и по-женски.