Адам Торп «Правила перспективы»
Действие происходит в конце войны в одном из небольших немецких городков, который освобождают американские войска. В центре действия – городской художественный музей и его сотрудники. В повествовании строго последовательно перемежаются две линии: с одной стороны, музейщики, прячущиеся в убежище и надеющиеся на спасение – свое и музея, – а с другой – американские солдаты, которые несколько позже обнаруживают в подвале музея несколько обгоревших трупов. Заявленная в названии «перспектива» – это, скорее, ретроспективный взгляд на истоки (как исторические, так и метафизические) случившейся трагедии.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №5, 2009», 2009 г.
— журнал «Иностранная литература №6, 2009», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
irina_s, 14 сентября 2013 г.
Правила перспективы.Впечатления.
Первое, метафоричное.
Как если бы автор бросал монетку, и в зависимости от того, «орел» или «решка» выпадает ,в течении одной главы описывал бы аверсные(подвальные, добомбежные ) события или реверсные (приключения трупов и американского солдата).Так и было, похоже
Второе, коктейльное.
Не так давно я прочитала неплохую книгу Уве Тимма «Открытие колбасы «карри»». В ней описываются практически те же события что и в «аверсной» части «Правил перспектив» , а именно наступление союзников и капитуляция.Но это было написано легким, даже шутливым слогом.И в том своя прелесть. А до этого, намного раньше, я читала очень хороший рассказ Генриха Бёлля «Путник, если ты придешь в Спа…» Короткий, запоминающийся,потрясающий своей жестокой правдивостью и художественностью рассказ-трагедия о войне, жизни, смерти, поражении от лица немецкого солдата . Так вот если бы смешать эти две Германии Тимма и Бёлля, то как раз получили бы половину романа Торпа. Коктейль не совсем съедобен, но «на вкус и ...»
Третье,филологическое.
Понравилось название, оно «работает» . «Перспектива» -- в аннотации упоминается «ретроспектива»-- перспектива в живописи -- роман про живопись -- обратная перспектива в иконописи -- мученичество -- обратная перспектива -- обратная сторона -- игра в «монету» -- перспектива=глубина и т.д
Четвертое, ложкодёготное.
Ложка первая: Роман абсолютно неоправдано затянут. Прочтение «по диагонали» умаляет хорошее произведение..Да и вообще, хорошее произведение прочитать «диагонально» попросту не удастся. Поэтому мой успех именно в таком чтении, и затянутость, которая меня вынуждала к этому не позволяет высоко оценить его
Ложка вторая: впечатление, что автор не совсем представлял для кого он пишет. Отдельные части текста были брутальны, по-мужчински суровы, по-военному откровенны (впечатлило стекающее г-но в ботинок). Некоторые части по-женски сентиментальны, трогательны и лиричны (но не слишком, на войне как на войне) Некоторые части были неправдоподобны (среднестатистический американский солдат-художник(!) проливающий скупую мужскую слезу над загубленным произведением исскуства в обществе трупов,трупов, трупов. Хотя , может и так бывает, чего уж там) , некоторые части до обидного утрированны, клишеобразны, как фильм «Мальчик в полосатой пижаме»(ужас)
Ложка третья: Концовка. Выводы. Послесловие: «Возьмемся за руки друзья!» «Мир во всем мире!» «No pasarán» ... No comments
Пятое, позитивное, главное.
Роман однозначно достоин прочтения. Это серьезная литература, с интересным художественным подходом. Автор раскрывает читателю новые ракурсы исторических событий и глубины/мели человеческих сердец, это здорово.