Джордж Сондерс «Десятое декабря»
Джордж Сондерс – одна из самых значимых и необычных фигур своего литературного поколения, безоговорочный мастер малой формы. «Десятое декабря» — его самый честная, доступная и трогательная книга.
Открывающий сборник рассказ «Победный раунд» поведывает нам историю мальчика, ставшего свидетелем похищения соседской девочки неизвестными силами. Главный герой оказывается перед выбором – забыть об увиденном или поступить наперекор родительским наставлениям и действовать. «Дом» рассказывает об искалеченном солдате, вернувшемся к матери и делающим попытки примирить два мира: тот, что он некогда оставил, и тот, в который он вернулся. Заглавный рассказ – ошеломительное медитативное размышление о воображении, памяти и утратах. Раковый больной, человек средних лет, отправляется в лес, чтобы покончить с собой. Там он встречает взволнованного мальчика, который за одно роковое утро дает умирающему возможность вспомнить, кто же он такой на самом деле. Владелец антикварного магазина, разочаровавшийся неудачник; две матери из всех сил пытающиеся совершить единственно верный поступок; девочка-тинейджер, чей идеализм идет прахом под гнетом реального мира; мужчина – жертва фармацевтических экспериментов, вынуждающих его раз за разом окунаться в пучину страсти, любви и ненависти – незабываемые персонажи, оживающие на страницах «Десятого сентября» под изобретательным, человеколюбивым и новаторским пером Сондерса.
Блестяще описывая проблемы классов, половых отношений, человеческих утрат, труда, отчаяния и войны, Сондерс докапывается до самых глубин современной жизни. Он ставит серьезные вопросы, исследует фальшивые стороны нашей этики, вопрошает, что делает нас праведными, настоящими людьми.
Бьющие прямо в цель, глубокие и живые рассказы из «Десятого сентября» не просто развлекают или восхищают. Благодаря своей безумной энергии, вниманию к лучшему в человеке, к его великодушию они полностью соответствуют чеховской максиме, что искусство должно подводить человека к «нежности души».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
The Story Prize, 2013 // Авторский сборник рассказов | |
лауреат |
Фолио / Folio Prize, 2014 // (сборник) |
Номинации на премии:
номинант |
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2013 // Художественная литература (сборник) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США; сборник) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iriya, 21 марта 2019 г.
«Молились о том, чтобы не забыть про семейные радости и горести=это всего лишь малые неровности на дороге по сравнению со смертью.»
*
Мне было тяжело, потому что я чувствовал себя говном...Ей было тяжело, потому что она чувствовала себя говном. Нам было тяжело, потому что, хотя мы и чувствовали себя говном, мы еще чувствовали и все остальное, что мы чувствовали, а это, поверь мне, было и есть совершенно реально, настоящая благодать, если так можно сказать.»
*
«Если что-то не сломано, не чини...Даже если что и сломано, оставь в покое, а то и вовсе доломаешь.»
*
Знакомство с автором у меня началось с романа «Линкольн в Бардо», который по сей день имеет далеко неоднозначные отзывы со стороны, как литературных критиков, так и нас — книжных любителей. Скажу честно, я была готова к зубодробильному повествованию и мозговыносящему сюжету, и мои оправдания подтвердились. Вы спросите зачем в очередной раз жрать эти кактусы, если все так сложно. Могу сказать одно — эта книга читается очень непросто, но сама она представляет собой потрясающий образец чего-то нового, манящего к себе именно своей необычностью и неординарностью. Его проза — неземная и если бы мне кто-то сказал, что Сондерс некогда прилетел на Землю с другой планеты, я бы не удивилась.
*
«Десятое декабря» — сборник из 10 рассказов. Сами рассказы абсолютно разные по объему, содержанию и стилю написания. Один рассказ напоминает триллер, другой написан в жанре фантастики, есть рассказ в виде дневника и письма. Другими словами — здесь каждый найдет себе историю, которая не оставит его равнодушным. По объему рассказы небольшие, самый большой рассказ занимает 40 страниц. Несмотря на это, не могу сказать, что какой-то из них имел финальную недосказанность. Если, конечно, не называть недосказанной саму специфическую манеру повествования автора, которая была иногда достаточно сумбурной и несла в себе мало конкретной информации. Он снова взорвал мой мозг своими историями и иногда у меня складывалось впечатление, что я решаю систему уравнений с огромным количеством неизвестных. На 20 страницах рассказа автор умудрялся вместить несколько сюжетных линий, каждая из которых дополняла оставшиеся. После каждого прочитанного рассказа, я мысленно пыталась восстановить события сюжета и когда до меня наконец доходила суть прочитанного, то это было подобно взрыву сверхновой звезды.
*
Много всего важного задел автор этими историями. Темы сущности нашего бытия о любви, сексе, работе, войне, героизме, правде и об обратной стороне всех наших возвышенных поступков. Сондерс много рассуждает на тему детства и детей, условиях их взросления, переживаниях и особенностях восприятия мира. Мне очень понравилось несколько рассказов. Не могу сказать, что какой-то из них вызвал состояние восторга, но иногда слезы подступали к горлу. Эти рассказы — истории о сильных личностях, которые переступили порог обыденности и оказались (вот-вот окажутся) за гранью нормальной жизни или здорового психического состояния. Эти герои — люди, находящиеся на переломе своего существования, когда до рокового поступка остается один шаг. И кто-то из них уже постучал на небеса, а кто-то — перешел черту нравственности.
*
Сондерс — очень специфический автор, и не каждому его творчество покажется интересным. Однако для меня его проза кажется очень свежей, необычной и в чем-то даже загадочной. Поэтому, автор становится для меня автопокупаемым и я с большим удовольствием буду ждать другие его творения. Для реалистичности Сондерс не стесняется использовать нецензурную лексику, за что книжку красиво упаковали в пленку и поставили клеймо категории 18+. На мой взгляд, возрастное ограничение имеет место быть, но не потому, что в книге есть брань, а потому, что люди, младше 18 лет, вряд ли поймут основные темы, затронутые в книге.