Михаил Лызлов, Михаил Казарцев «Чёрный осьминог»
В городе Барановске действует подпольная организация белогвардейцев, которая ставит своей целью избавиться от большевиков. Но главные координаторы этого процесса находятся в Москве, о чем случайно удается узнать ВЧК. Задержание одного из участников подпольного движения запускает клубок интриг и загадочных смертей, в которых предстоит разбираться как московским так и барановским товарищам.
Напечатан под псевдонимом Мил-Мик в газете «Воронежская коммуна». Его написали два Михаила Ивановича — Лызлов и Казарцев. В середине 20-х годов Лызлов был ответственным редактором «Воронежской коммуны», а Казарцев — очеркистом. Вдвоем они и закрутили приключения Аренского и многих других персонажей. Здесь фигурирует и некий профессор Воротынцев, открывший «голубые лучи» (какой авантюрный роман 20-х годов мог обойтись без них?). За его изобретением охотятся польские шпионы. Чертежи и части спрятаны под яблоней, в ножке кровати (!) и в шифрованной записке. Отметим, что «Гиперболоид инженера Гарина» вышел только в 1927 году.
Черный осьминог: Авантюрный роман. — Воронеж: Воронежская коммуна. — 1926. — (280) с., вып. 1—10.
Выходил отдельными главами-выпусками.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 23 ноября 2020 г.
Роман не сказать чтобы скомканный, скорее его можно назвать провинциальным. Как я понял, он не выходил отдельной книгой. Вероятнее всего, этим объясняются скачки сюжета — желание авторов увлечь читателя. Отсутствие финальной редактуры оставляет много лишнего: постоянное нагнетание остросюжетики, количество персонажей такое, что забываешь кто есть кто, побочные сюжетные линии, неизвестно где заканчивающиеся и заканчивающиеся ли вообще. Хотя детективный сюжет добротный и многоплановый. Авторы хотели написать приключенческий роман, посвященный событиям Гражданской войны на их малой Родине. И в этом проявляют весь свой залихватский, неуёмный талант. Это привлекает, незатейливость лишь кажется. Кто-то решит, что «Чёрный осьминог» однообразен, на самом деле Лызлов и Казарцев берут числом. Простота повествования подкупает. Нет напыщенной идеологии, враги — опасны и хитры, красноармейцы — люди от сохи, а не профессионалы во всем на свете. Иногда кажется, что не литературное произведение читаешь, а слушаешь легенду или быличку из уст людей повидавших. А там приукрасить можно, но врать не рекомендуется — никто не поверит. В целом книга производит только положительное впечатление. Все-таки правдивость, открытость и нежелание упасть в грязь лицом стоят внимания.