Джордж Р. Р. Мартин ««...И берегись двуногого кровь пролить»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Религия, придуманная автором ) | Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Религиозные фанатики, называющие себя чадами Баккалона, распространяют свою власть на земли дженши, которых они считают не более чем животными. А гибель одного из чад в бою с дженши, заставляет их «преподать урок» этим существам. Лишь торговец Арик неКрол пытается помочь дженши. Удастся ли ему это?
Входит в:
— цикл «Тысяча миров» > Повести и рассказы
— сборник «Songs of Stars and Shadows», 1977 г.
— сборник «Nightflyers», 1985 г.
— антологию «Heads to the Storm», 1989 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2002 // Зарубежный рассказ года |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (7), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Гриценко (1), Н. Магнат (6)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
i_am_sansanich, 10 октября 2024 г.
Один из множества бесячих рассказов от великого автора современной фантастики.
Как и во многих других произведениях малой формы Мартин словно паук оплетает читателя нитями интриги и отличным слогом. Вплоть до последних страниц ты с интересом поглощаешь текст и веришь в обязательность бомбезного финала. И что в итоге? Хрен его знает! Какой-то конь троянский. А кто внутри — читатель, ты ж не тупой сам догадайся! Хочешь верить в справедливость местных богов — пожалуйста. Думаешь, садисты прозрели — я не против. А может в пирамидах скрыта некая магия — флаг тебе в руки. Не знаю, много ли стоят вопросы без ответов, но, как по мне, не получить в финале вариант автора — больше походит на обман читателя, который усугубляется отличным замесом по ходу чтения. Скорее, читателю хотелось бы сравнить свои взгляды с авторскими, а не искать чёрную кошку в тёмной комнате.
Вопрос с «конём» совсем не одинок на страницах данной повести. А именно:
- зачем опытный торговец скупал безделушки, рассчитывая, в итоге получить за них горы оружия?;
- зачем толкал бедных аборигенов на самоубийство?;
- зачем тот же торговец, повидавший множество миров, встрял в этот конфликт (мотивация — я с ними торгую а вы их убиваете, звучит крайне неоднозначно)?;
- откуда аборигены прочухали как выглядят боги Старой Земли?;
- зачем им, блин, соль?
Неужели я умудрился пропустить все ответы или может у меня просто лыжи не едут, а может автор закинул пустышку? А может, чтобы на них ответить нужно проштудировать Библию и всю историю древнего мира?
И так всегда с подобными творениями. Одни вопросы без ответов, что ставит под сомнение полезность потраченного на них времени.
Тимолеонт, 17 сентября 2023 г.
Ох уж эти отважные крестоносцы, браво разматывающие фактически безоружных «животных«! Впрочем, рассказ слаб не поэтому. Он просто слишком неубедительный. Фанатики слишком карикатурны и переменчивы, аборигены слишком пассивны, с мотивацией вообще всех — какие-то подозрительные провалы. Если честно, если бы не подпись на обложке книги, в жизни бы не догадался, что это Мартин. Удались лишь сцены жестокости — они действительно пугающие.
genametr, 25 марта 2023 г.
Не все то золото что Мартин. Довольно нелепый рассказик в подметки не годящийся той же ле Гуин. Особенно уныл финал. Автор попытался соригинальничать, ведь про дикарей-повстанцев уже было и не раз, но вышла какая-то ерунда в которой нет ни красоты, ни смысла. С чего вдруг жестокие фанатики сменили ориентацию так и осталось невнятно. Уж скорее бы они сменили жреца на того чьи толкования сновидений лучше соответствуют их идеалам. Ну да троянцы втащили коня разрушив часть ворот и тем обрекли себя на поражение, но они вовсе не меняли систему ценностей. Богам лишь ненадолго удалось помрачить разум толпы и внушить людям те ожидания к которым они и так стремились. Мол данайцы утомились многолетней бесплодной осадой и решили убраться восвояси. Ничего больше. Гомер-то поумнее был и не стал сочинять что суровые воины вдруг станут пацифистами и уморят себя голодом на радость осажденным. Прогнали бы со двора за такие побасенки.
AlisterOrm, 15 ноября 2022 г.
Рассказ вовсе не простой, и его не зря сравнивают с «The Word for World Is Forest» глубоко уважаемой Урсулы Ле Гуин, однако смысл здесь обратный. У достопочтенной дамы — история превращения «благородных дикарей» в людей, с их жестокостью и стремлением убивать, в ответ на геноцид, у Мартина же другая история, очень и очень непростая. Причём её ценность в том, что изучать её можно двух разных углов, и картинка получится совершенно разной.
С одной стороны, конечно, это история «очеловечивания» аборигенов. Благородный торговец решил, что единственный способ защититься от агрессии секты с планеты Старая Земля — научить аборигенов убивать, раздать им лазеры и самострелы. Лишённые привычной жизни, мохнатые жители лесов начали было осваивать искусство смерти, но... ожидаемой развязки не случилось, не случилось ожидаемого смертного противостояния двух рас, обречённых, казалось бы, на взаимное истребление (или — на истребление аборигенов, которые бы дорого продавали свою жизнь).
Но всё пошло по другому. Мартин — умный автор. Пирамиды ли спасли дженши от геноцида и «очеловечивания» — вопрос открытый. Но что-то — либо неизбежное человеческое безумие, либо таинственные силы покровителей аборигенов — обратили религиозный фанатизм тоталитарной секты против них же самих. Можно было бы ожидать, что Мартин выберет какую-то форму справедливого возмездия — но, нужно признать, он превзошёл мои ожидания. Идея пожирающего своих детей фанатизма, быть может, и прямолинейна, но замечательна. Сразу вижу призрак леди Мелисандры...
makelen, 26 декабря 2017 г.
Неплохой рассказ, чем-то похожий (как писали во многих предыдущих отзывах) на «Слово для «леса» и «мира» одно». Только повесть Ле Гуин мне понравилась намного больше.
В «Слове...» сюжет логичен, идея ясна и понятна. В рассказе же Мартина присутствует много намеков и недосказанности, из-за чего теряется сама идея книги. Уделяется огромное внимание религиозным верованиям Дженши и людей, а характеры большинства персонажей не раскрыты. И концовка не однозначна (остается загадкой к чему же, в конечном итоге, привела война Ангелов и Дженши, и изменились ли взгляды хотя бы у одной из сторон?).
DiegoFreeman, 21 декабря 2017 г.
Рассказ заставляет вспомнить времена освоения Дикого Запада, когда приезжие белые вытесняли индейцев с их земель. Редко подкупами, чаще отстрелами. Но в «… И берегись» автор добавил еще больше жесткости сторонам. Завоеватели — Стальные Ангелы, религиозно-военная диктатура, а аборигены, «дженши» — общинно-родовой строй, у каждого племени свой бог из сложенных камней. Безобидные, пассивные, в общем, существа, чем Ангелы и пользуются вовсю. Разрушают тотемы, разгоняют кланы, вешают на стенах своего города не успевших убежать аборигенов в назидание остальным «животным». И постоянно молятся своему божку, злобно поглядывая на всех, кто не стремится разделить с ними их веру.
Само собой, находятся люди, сочувствующие аборигенам, вроде торговца, глазами которого мы и наблюдаем развертывающуюся в этом мире трагедию. Он скупает статуэтки, искусно вырезаемые туземцами, и демонстрирует их в других мирах, надеясь на поддержку, он пытается научить самих дженши обращаться с современным оружием – чтобы те смогли защитить себя, когда Ангелы вновь примутся зачищать окрестности.
Но все безуспешно, только приводит к еще более печальным последствиям.
Перед нами – интересная подача поведения инопланетной расы во время знакомых по истории человечества захватнических действиях.
Достаточно сильная драма, жаль, что малая форма.
primorec, 18 октября 2012 г.
Эту маленькую повесть можно поставить в один ряд с этнографическими и психологически выверенными произведениями Ле Гуин, где каждое слово значимо и ложится в строго определенное место в общей мозаике сюжета. Где, порой, одной фразой создается уникальный Мир, с древней историей, обычаями, традициями и верованиями. Где ничего до конца неясно, поскольку Мир, даже придуманный, невозможно узнать на пару часов чтения, а намеки и недомолвки также важны для понимания, как события и факты.
Да и сюжет очень близок к произведениям Ле Гуин, особенно к повести «Слово для леса и мира одно». Такая же лесная планета, где население живет в гармонии с природой. Жестокие захватчики, воспринимающие туземцев лишь как смышленых животных, досадную помеху для своих планов, готовые убивать и уничтожать. Главный герой, стремящийся понять и защитить, в одиночку противостоять жестокости.
Перед нами Мир, в котором обитают робкие и мирные дженши, поклоняющиеся своим родовым пирамидам, создающие удивительные произведения искусства, оказавшиеся во власти религиозных фанатиков, «Железных Ангелов». Только один торговец Арик неКрол пытается безуспешно защитить аборигенов, понять их необычную культуру и разгадать тайны их истории.
В этой повести есть большая ТАЙНА древних пирамид и странных верований безобидных туземцев. В ней присутствуют легенды/или правдивая история/о старой войне и легендарном оружии уничтожения. В ней есть постоянное ощущение некой неуловимой и мрачной Силы, способной карать и миловать, вершащей свой собственный Суд, выносящей приговор на основе таких чуждых для человека взглядов и принципов, и приводящей этот приговор в исполнение самым жестоким и изощренным образом.
История хороша. Хороша своими недомолвками, едва уловимыми намеками и мрачной атмосферой чуждости и тревоги. «Железные Ангелы» отвратительны в своем фанатизме и жестокости, но, и постигшая их кара не вызывает удовлетворения, а лишь ужас. Бесчеловечность и жестокость остаются таковыми, какие бы цели не преследовали те, кто их проявляет.
Rav, 14 июня 2012 г.
Рассказ не шедевр, но хорош. Что касается недосказанности происшедшего, то мое ИМХО таково:
Seidhe, 16 сентября 2014 г.
Джордж Мартин никогда не был для меня автором одной только «Песни Льда и Огня», и уж тем более никогда не был Дж.Р.Р.Мартином, так как Дж.Р.Р. для меня навсегда один =))) Но вот произведения, входящие в условный цикл «Тысяча миров» мне всегда нравились, ещё со времён прочитанной лет пятнадцать назад «Чумной звезды». А недавно решил я цикл этот прочитать в полном объёме. Какие-то произведения понравились больше, какие-то — меньше, но об этой повести я просто не могу не высказаться. Сразу оговорюсь — я не сомневался, что мнение уважаемых лаборантов о ней сложится противоречивое, но не ожидал, что настолько. Сам я выставил повести наивысшую оценку, потому как для меня — это прежде всего вариация на тему безмерно ценимых мной рассказа Гарри Гаррисона «Смертные муки пришельца» (1962 год) и повести Урсулы Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно» (1972 год). Так как «...И берегись...» написана позже, пересечений с указанными произведениями и даже прямых заимствований действительно много, о чём неоднократно говорили и до меня. Но вот что интересно — используя, по сути, те же декорации, что и Гаррисон с Ле Гуин, автор смог рассказать совершенно самобытную историю о противостоянии человека и инопланетян с совершенно иной психологией. Что из этого получилось — каждый автор показывает по своему, но ТАКОГО финала от Мартина я никак не ожидал... Ещё больше впечатляет тот факт, что Мартин ничего не стал объяснять, оставив читателю простор для фантазии. И дженши вместе со своими пирамидами останутся загадкой для человечества до тех пор, пока не изменится сам подход в попытке постичь чужое и чуждое...
sergej210477, 1 ноября 2016 г.
Философско-психологическая повесть. Я,собственно, ждал от неё несколько другого. Мне думалось, что закончится все более просто и логично. Но, Мартин не стал делать из повести боевую фантастику. Точнее, не ограничился этим. И перед читателем остаётся много нерешенных в повести проблем. Тут есть над чем подумать.
И как всегда, история написана великолепным языком, что присуще Д. Мартину.
Torquemada, 22 января 2009 г.
Рассказ понравился в основном тем, что как мне показалось состоит почти полностью из намеков. То есть автор ничего так и не сказал прямым текстом, при том что ему удалось передать довольно таки жуткую атмосферу.
На мой взгляд дело было так:
Но это все конечно мое глубокое имхо ) Вообще теперь постараюсь прочитать цикл в целом, возможно это и поможет разобраться в ситуации.
Оценка 9 за интригу и атмосферность, на мой взгляд никакой deus ex machina и не пахнет, автор заранее разработал вполне закономерную концовку, и дал множество намеков по ходу развития сюжета.
Hermit, 21 сентября 2009 г.
Возможно, тут свою роль сыграло то, что рассказ я не читал, а слушал в «модели для сборки». А читают там хорошо. Но рассказ произвел неизгладимое впечатление. Вот это и есть самая настоящая мистика. При чем, она вполне может существовать параллельно с научной фантастикой. И две составляющие никак не будут мешать друг другу.
В событиях присутствует некий неуловимый фактор. Какая-то неизвестная сила. Видно, что в происходящем есть логика. но для ее понимания недостает какого-то важного звена. И это ощущение, что вот вот и все стает ясно, нарастает в течении всего рассказа.
И потрясающий финал — неожиданный и в тоже время с ощущением что только так и должно было случиться.
Чем-то напоминает рассказы Лавкравта, его любимым страхом, что что-то неизвестное и чуждое прошло рядом так близко, что задело плечом.
Skiv-mag, 3 октября 2011 г.
Прекрасно. Где-то сумбурно, но прекрасно. Очень мощная концовка. И справедливая как- по мне.
Вера — обоюдоострое оружие. В отказе от ума и эмоций в пользу духа есть какая-то своя сила, как-то полная непоколебимость в правильности принимаемых решений, но и она же главная ловушка. Если говорить о каком-то явлении, которые вызывает у меня максимально негативную реакцию, так это секты, которые отнимают у человека способность мыслить и делают это за него. А Мартин в рассказе приложил их просто шикарно.
Хотя конечно не идеей единой. Сколько не читаю Мартина — всегда поражаюсь его способности дать парой росчерков пера такое описание мира, природы и культуры, которое было бы так интересно читать(причем даже в тех его произведениях, которые мне в целом не понравились). Даже мне, уж насколько я не перевариваю всякие украшательства и бережное описание черепков да пальмочек.
Не понравились разве что некоторое логические нестыковки и обрубленные концы в объяснении произошедшего в стиле «милая, ты у меня такая умная, придумай сама», но в данном случае впечатления это практически не портит.
Amerasu, 27 августа 2009 г.
Странный рассказ. Почитав отзывы, поняла, что легкое недоумение осталось после прочтения не только у меня. Как я понимаю, так и было задумано. Каждый должен видить свое объяснение произошедшему. Но все же очень сумбурно написано, поэтому и оценка такая. Думаю, намеки должны вызывать мысли и идеи, а не недоумение.
Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.
Narcus, 2 декабря 2010 г.
Сильная вещь! Долго ходил под впечатлением. Конечно остаются вопросы, но, может, так и задумано — типа «включи воображение». Финал довольно неожиданный и страшный. Правда,