Павло Загребельный «Диво»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Средние века | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Каково быть настоящим гением, для которого творить — единственный способ обрести смысл жизни? Что есть настоящее искусство? Какова его природа? На эти многие другие вопросы пытается дать ответ Павел Загребельный в фундаментальном философском романе «Диво». Произведение охватывает период становления христианства на Руси, историю и жизнь соседних держав, приникает в сокрытые мысли и терзания сильных мира сего.
Входит в:
— условный цикл «Цикл о Киевской Руси»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 5 сентября 2019 г.
Роман сложный. Для неподготовленного, а тем более привыкшего к экшену, приключениям и прочим динамическим сюжетам читателя он с большой долей вероятности окажется скучным, громоздким, затянутым, занудным.
Роман необычный. Потому что несколько сюжетных линий, между которыми пропасть почти в тысячу лет. Да они связаны общей идеей, но никак не влияют друг на друга. Поэтому непросто понять, зачем автору понадобилось строить такую внушительную конструкцию.
Роман монументальный. И это прекрасно. Историческим в классическом понимании его назвать нельзя. Но автор проделал колоссальную работу по части фактического материала. И отвлечённые (казалось бы, но нет!) исторические пассажи — прекрасны и безупречны. Загребельный мастерски детализирует жизнь прошлого, не оставляя воображению читателя никакой работы. Писательское мастерство высокого уровня.
Роман фундаментальный. Ибо количество поднимаемых вопросов зашкаливает. Конечно, на первом месте творец и искусство во всех ракурсах и дискурсах. Также обсуждается и социально-психологическая проблематика: особенно в разрезах «человек и государство», «трагедии властителей и простых людей». Достаточно места уделено религии. Особенно в контексте идеологического столкновения язычества и христианства. Есть в романе и любовь, и высокомерие, и тщеславие, и долг, и много-много чего ещё — всего сразу не упомнишь. Многогранность тем поражает и восхищает.
Роман интересный. Потому стилистически выверенный, написанный красивым языком. И потому что главный герой — не тривиальный. Великий человек, имя которого история не сохранила, но он сам живёт в каждом из нас. Герои других частей не так привлекательны, но в них горит тот огонь, который пылал в безымянном творце Софии Киевской.
Роман неожиданный. Ибо концовка его — шедевральна. Только последние строки книги раскрывают суть идеи автора, завершают тщательно собираемую мозаику глав в одно законченное диво.
Роман знаковый. Пожалуй один из сильнейших романов второй половины ХХ века в украинской литературе.
Nansy, 25 июня 2014 г.
Читала этот роман на украинском языке, на языке оригинала. Так как мой родной русский, поначалу было сложно, но потом когда я окунулась в мир, умело созданный Загребельным, где соединяются история и фантазия автора, я была и остаюсь в восхищении («в захвате»). Этот роман надо перечитывать снова и снова, чтобы открывать для себя новые грани.... Книга, над которой я плакала в свои 23 года!
dao8571428, 4 января 2013 г.
одна из нескольких книг, оценивая которую, у меня не возникло ни единого сомнения. этот роман — начало и конец, фундаментальнейший труд в украинской литературе. в литературе мировой — как минимум вровень с нетленными классиками (а для себя я абсолютно уверен, что даже неизмеримо выше многих из них). фундаментальность, эпичность — вот те слова, которые неизменно вертятся в уме для обозначения этого удивительного историческо-философского романа. здесь есть над чем поразмыслить. да, черт возьми, ЭТО — И ЕСТЬ ВСЁ, над чем есть смысл размышлять!! не в последнюю очередь роман интересен также и для тех, кто больше любит качественную литературу, написанную писателем-филологом, а не писателем-рассказчиком. тоесть структура романа, схема нарративов — все на высшем — мировом — уровне (стоит ли упоминать, что роман толстенный?).
автор не оперирует голыми идеями, не бросается цветастыми метафорами. его язык понятен и приукрашен только колоритом многочисленных исторических, с неповторимым изяществом описывающих быт и всю эпоху только что окрещенной киевской руси — подробностей. автор рассказывает историю людей, сквозь которые читатель видит вопросы, заданные лично ему. что правильно? что есть справедливость? что есть долг? что есть жизнь, и как ее прожить? кто виновен и что делать, если виновен ты?
этот роман — просто бездна. я читал его дважды, и уверен, что буду перечитывать еще.