Валентин Пикуль «В гостях у имама Шамиля»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
После 30-летней борьбы с русскими войсками имам Шамиль сдался в плен. Вместе с женами и сыновьями ему определили местом проживания Калугу.
«Лучше подать в отставку..» — говорили калужские приставы, обязанные приглядывать за семейством Шамиля выходя из его дома оплеванные женщинами и не знающими, как остановить зарвавшихся родственников имама. Политика однако. О русском плене Шамиля и о его дальнейшей судьбе, и его сыновей и зятей.
Входит в:
— цикл «Исторические миниатюры» > История России. XIX век
— сборник «Миниатюры», 1983 г.
— сборник «Миниатюры», 1987 г.
— сборник «Эхо былого», 1987 г.
— сборник «Кровь, слёзы и лавры», 1988 г.
— сборник «Этюды о былом», 1989 г.
— сборник «Исторические миниатюры. Том 2», 1991 г.
— антологию «В стороне от большого света», 1998 г.
— сборник «Через тернии к звездам», 2003 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SAG, 13 ноября 2013 г.
Честно говоря, я не знаю как лучше написать этот отзыв, что бы не обидить религиозные чувства. Но постараюсь сгладить его. Я не буду говорить о религиозном фанатизме, он одинаков у всех религий. Речь я поведу о другом. Вот был имам Шамиль. Около 30 лет, он был вождем горских народов, пролилось много крови, как русской так и горской. Сколько семей потеряли кормильцев, сколько стало сирот. Но настал миг и он стал пленным. Причем почетным пленным, его не упекли в тюрьму, не отправили в Сибирь. Ему и его домачадцам выделили дом в Калуге. Он жил на государственный кошт и постоянно требовал денег на свое содержание. Его зятья и один из сыновей, вели себя как будто Россия их вотчина и она должна оплачивать и содержать их. И вот здесь я хочу отклонится в сторону. Мне не доходит это понимание. Если ты простой солдат, воин, боец, то попав в плен тебя могут сгноить, унижать, отправить в концлагерь. Заставить работать до изнеможения. А вот таким «вождям» при пленении «почетный плен«и блага на содержания. Ему и его родственничкам. Почему в истории такая разница, почему эти «вожди», которые призывали «умереть за благое дело» при поражении не плохо живут, могут требовать себе еще больших благ, а те которые пошли за ними поддавшись на их призывы должны или умереть за них, или попав плен страдать и униженно выживать. Почему такая разница, и читая миниатюру, я еще раз просто убеждаюсь. Простые люди нужны таким вождям, как «пушечное мясо», как средство поднятся на верхушку власти и не более. Повезет и он станет «всем», не повезет, он останется в живых и на вашу судьбу и жизнь ему наплевать.
Как все равно было имаму на судьбу его сына Джемаля- ставшего русским офицером, у которого была тяга к науке и которого благодаря религизному фанатизму сгноили сподвижники имама.