Александр Золотько «1942: Реквием по заградотряду»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: 20 век | 21 век | Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Становление/взросление героя | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Прошел год, как харьковский студент Всеволод Залесский попал из январского вечера 2011 года в горячий июль 1941-го. Всеволод постепенно освоился с фронтовой жизнью, привык к тяготам армейского быта, научился не кланяться пулям. Война между тем шла своим чередом. Приближается Сталинградская битва. И как бы плохо ни знал Всеволод историю Великой Отечественной, об этой кровавой мясорубке он кое-что слышал. И ему вовсе не улыбалось оказаться в ней. Тем не менее, когда Всеволоду выпал шанс опять вернуться в XXI век, продолжить учебу, жить как все его сверстники, он решительно отказался. Уж не захотелось ли ему стать героем? Война покажет…
Входит в:
— цикл «Всеволод Залесский»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 257
Активный словарный запас: низкий (2528 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Arhc MC, 4 января 2014 г.
Итак, я прочитал второй роман из цикла «Залесский».
Вы, наверное, заметили, что, как правило, продолжение слабее начала. Что вторая часть цикла хуже первой. Но не в этом случае.
Как там у нас в классификации произведения: «становление/взросление героя»? Вот уж действительно становление/взросление! Из аморфного, пардон, придурка поколения «пепси» ГГ становится героем (простите за тавтологию) и настоящим человеком. Без дураков. Пройти через такие испытания, через кровь и подлость, соблазны и устрашения – и остаться Человеком – это дорого стоит! Простите за штампы (что-то я постоянно извиняюсь), но это действительно так.
Эмоциональное воздействие книги колоссально. На меня, во всяком случае.
И потом. По глубокому моему убеждению то, что я прочел – это настоящая литература, без всяких скидок на жанр. Язык, сюжет, накал повествования, диалоги, наконец – все высшей пробы. Все бы так умели писАть!
А теперь я становлюсь на скользкую дорожку. В процессе чтения у некоторых читателей может возникнуть чувство предубеждения, возможно даже – отторжения (из-за сложившихся в результате накопленного жизненного опыта определенных взглядов на историю нашей Родины). Особенно у упертых (я сам упертый!). Так вот: не бросайте чтения, дочитайте книгу. И, возможно, кроме огромного удовольствия от самого чтения вы получите ответы на все свои возникшие вопросы (или на большинство из них). Понимаете, в наше время, когда понятие «объективность» все больше становится похоже на «и вашим, и нашим», автор старается быть по-настоящему объективным. И, имхо, у него это отлично получается.
Прошу простить за излишне эмоциональный отзыв. Так уж получилось. Прочитайте эту книгу, не пожалеете. Я же заправил в свою читалку последнюю часть цикла — «Перл-Харбор».
Pouce, 4 февраля 2014 г.
Действие происходит летом 1942 года во время отступления к Сталинграду. Главный герой, Всеволод Залесский, успевший за время, прошедшее после событий первого романа, поработать диверсантом и ликвидатором, чудом избежав смерти, попадает, спасая раненого товарища, обратно в Харьков 2011 года. Казалось бы, хэппи энд, попаданец успешно завершил цикл попадания, но всё не так просто — старая/новая, вполне налаженная, жизнь Всеволода не устраивает. Параллельно другие уже знакомые и новые персонажи путешествуют по разным временам, проводя какую-то глобальную операцию, смысл которой до конца не ясен.
Сюжет, как обычно у Золотько, закручен лихо — читается книга запоем, и, опять же как обычно у Золотько, под первым чисто приключенческим слоем скрываются более глубокие смысловые слои, до которых мне лично всегда интересно докапываться. У сильно идеологизированных читателей, правда, роман может вызвать противоречивые чувства из-за несколько непривычных трактовок известных исторических фигур и событий, причём из разных лагерей. Кстати, из романа становится ясно, почему десятки и сотни попаданцев, заброшенных в последние годы волею авторов в начало сороковых не оказали никакого влияния на историю.
Конец произведения вполне позволяет считать его последним романом цикла, однако уже вышла третья книга, «Цель — Перл-Харбор», которую я также намерен прочитать.
Рекомендую любителям серьёзных криптоисторических романов и хорошей боевой фантастики.
NikolaSu, 10 января 2015 г.
Очень сильный, серьезный роман.
Можно сказать — «драма».
Но пусть это слово не пугает «среднестатистических» читателей — потому как написано все очень здорово: динамично и интересно.
Из минусов:
По сравнению с первым томом меньше стало загадок — в первой книге была загадка личности Орлова, загадка таинственного военинженера, да и вообще концепция воронок открывалась постепенно. Здесь же все ясно и понятно, разве, что интриговало
Пожалуй небольшой перебор с самокопанием героев (имхо) можно ли и нужно ли убивать людей: во имя или за идею.
Все остальное — сплошные плюсы.
А финальная часть с заградотрядом — так просто класс!!!
amlobin, 15 августа 2016 г.
Очень серьезная и тяжелая книга. Герой все как-то мечется, ищет чего-то. Начало довольно интересное, потом начинается муть — добыча золота, беготня непонятно за кем. А в целом впечатление тяжелое за счет обилия жестких реалий.
Описание войны реалий 42 — очень убедительны. Герои — интересны. Сюжет — напряженный. Очень хороший литературный стиль. Очень забавно читать т.н. результат «анализа текста»: предложения короткие, мало уникальных слов.... Они бы еще Пушкина на вшивость проверили — его бы сразу из школьной программы прогнали.
Есть ощущение, что автору рамки этого жанра тесны.
dimon1979, 10 марта 2013 г.
Все-таки не зря я прочитал эту книгу вне очереди. 1942 год в современной истории, был наверное самым сложным и напряженным. Советский Союз балансировал на грани полного уничтожения, поэтому для мобилизации всех ресурсов были приняты некоторые законы, действующие в военное время. Одним из самых известных, в том числе и в нашем времени, благодаря кинематографу, является директива о невозможности для солдата советской армии под страхом смерти отступать или бежать с поля боя. Для выполнения этого указа были созданы заградительные отряды, в которые набирались самые лучшие и проверенные солдаты, чтобы в нужное время не дрогнула рука и беглецы были остановлены своими же товарищами.
О Великой Отечественной войне существуют сотни мифов, один из подобных — победа за счет страха от расправы с тобой или твоими близкими, что у солдат не было вариантов, только вперед и ни шагу назад. Конечно, в этом есть большой процент правды, но без желания победить любой ценой никакими репрессиями войну не выиграть, именно об этом и расскажет Александр Золотько. Чтобы не пропустить врага вглубь страны, где живут беззащитные дети, старики, женщины, тысячи простых солдат жертвовали собой и шли на смерть зная о том, что благодаря их самоотверженности и мужеству будут спасены жизни людей.
Эта книга сильно отличается от предыдущей. Сюжет постоянно меняет направление, временные отрезки тоже смещены. Из 1942 мы перемещаемся в 2011, а оттуду сразу же в 16 век, местами очень напоминало сериал «Лост» (в хорошем смысле), смена декораций и героев не дает ни на секунду отвлечься от чтения. Организация, которая занимается перебросами во времени, непонятно какие преследует цели и в чем истинный смысл ее существования. Автор специально дает минимум информации, чтобы держать интригу, все самое интересное приберег на следующие книги. Ярко выраженного главного героя нет, так как сразу несколько персонажей могут претендовать на эту роль. Приключения в каждом времени продуманы и не вызывают недоверия, все действия несут определенный смысл. Есть несколько моментов, которые хотелось бы прояснить, но автор специально не дает ответов на все вопросы, так как предполагается еще несколько книг в этом цикле.
Жанр альтернативной истории пополнился еще одним интересным автором, у которого есть свой взгляд на происходившие в нашей истории события. С нетерпением буду ждать продолжения этого цикла, надеюсь автор не заставит слишком долго ждать.
anagor1, 25 октября 2014 г.
«Нужно просто тянуть лямку, защищать Родину, извините за выражение, и надеяться, что Родина позволит тебе это сделать, а не раздавит своей материнской рукой о шершавую поверхность эпохи». Цитата, в которой отражен как месседж романа, так и его стиль. Я не историк, и не уверен, что эпоха показана точно во всех мелочах. Но «шершавость» ее (классная метафора! и она не единственная такая в тексте) автору удалось передать замечательно! Ощущение достоверности возникает именно из-за того, что автор не делает глубоких выводов на пустом месте, не стремится что-то приукрасить или заклеймить, не хочет кому-то что-то доказать. Он просто рисует эпоху так, чтобы по-человечески понятными были мотивы и действия людей, которые ведь никогда не укладываются в примитивную бинарную схему «хорошо-плохо».
«Слушать рассказы о кровавой гэбне и подлых политруках так же противно, как о едином порыве и мудром вожде» — и главному герою противно, и автору. И мне. Поэтому я с огромным уважением отношусь к тому, что автор осмелился «подставиться»: ведь противно слушать подобное, увы, далеко не всем нашим согражданам. Многих, наоборот, греет «святая» правота одиозно-пафосных оценок. Таких читателей роман будет раздражать. Но вдруг он кого-то из них все же заставит заняться непривычным делом: задуматься? За одно это — мой низкий поклон автору!
Криптоистория? Имхо, не совсем. Сравнивать почему-то хочется не с романами Валентинова, а с «Облачным полком» Веркина (лучшей, на мой взгляд, книгой о Войне от поколения, Войну уже не помнящего). Потому что и Веркин, и Золотько смотрят на историю не совсем как историки, а скорее в ракурсе пьецуховского «Роммата» — как на процесс, сложнейшим образом складывающийся из мириадов мелких поступков, мнений и решений тех людей, которым выпало жить в данную историческую эпоху; и хотя в этом процессе, несомненно, имеются закономерности, достойные изучения, интереснее все же понять вот эти вот поступки и решения самых обычных людей, их мысли и мотивы — может быть, мелкие в масштабах всего процесса, но для самих-то людей — составляющие основу их жизни... или причину смерти.
Ответ на вопрос, что же толкало в то страшное время людей на действия, выглядящие в наших глазах геройскими, на противоречащие инстинктам поступки, которые мы теперь называем подвигами, у двух авторов схож. Это вовсе не священный патриотизм и уж точно не подлые загранотряды. А безумный в почти прямом смысле этого слова стыд или слепящая, отупляющая ненависть, переплавленные непрерывным ужасом происходящего в звериный амок. Конечно, у Веркина всё это нарисовано гораздо тоньше, глубже, мудрее и, так сказать, лиричнее. Здесь того чувства отвращения к войне как к явлению, что «зашито» в текст «Облачного полка», не возникнет, потому что не видит Золотько в том самом амоке потерю человеческого облика, след которой потом человеку придется нести в себе, если даже повезет выжить. Но не будем забывать, что перед нами, между прочим, фантастический боевик. Причем отточенный, мастерски сделанный по всем законам жанра — так, чтобы читатель оторваться не мог! А жанр не предназначен для того, чтобы цеплять душу. Не тот инструмент — колуном винтик не закрутишь. Но многие-то полагают, что и ум сей жанр не предназначен цеплять, главное, типа, чтоб герой покруче да пальбы побольше. Александр Золотько доказал обратное.
Замечательно получилось добиться цельности, законченности романа, сохранив, однако, незаконченность цикла. Она, на мой взгляд, в том, что мотивы одного из ключевых персонажей — Орлова — так и остались неясными. Средства, которыми он пользуется, должны иметь в своем оправдании какую-то ну очень грандиозную цель. Или огромный страх. Или сумасшествие. Или что-то еще. Что? Я не читал пока третьей книги и не уверен, что эта загадка будет разгадана. Очень трудно себе представить, чтобы обычному человеку вдруг стало НАСТОЛЬКО всего-то лишь НЕ наплевать на историю. Не представляю себе, как можно достоверно разрешить это противоречие. Если автору это удастся — буду искренне восхищен. Если нет — увы, данный момент станет важной чревоточинкой. Но в любом случае имя Александра Золотько теперь окончательно внесено в мой список авторов, новые книги которых я с нетерпением жду.