Дина Рубина «Русская канарейка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и — алма-атинская семья скрытных, молчаливых странников... На протяжении столетия их связывает только тоненькая ниточка птичьего рода — блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки.
На исходе XX века сумбурная история оседает горькими и сладкими воспоминаниями, а на свет рождаются новые люди, в том числе «последний по времени Этингер», которому уготована поразительная, а временами и подозрительная судьба.
ЖЕЛТУХИН — первая книга трилогии Дины Рубиной РУССКАЯ КАНАРЕЙКА, красочной, бурной и многоликой семейной саги...
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Книжная премия Рунета, 2014 // Бестселлер OZON.ru в категории «Художественная литература» (трилогия) |
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2015 |
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 27 января 2017 г.
У меня осталось очень противоречивое чувство после прочтения этой трилогии.
В каком-то интервью сама Дина Рубина утверждает, что считает глупым деление литературы на «мужскую» и «женскую».
Тогда давайте так.
Существует такой прикол. Женщина и мужчина купили по новой сумке. Женщина вспомнит и какие ручки, и как подкладка идет к новому шарфику, и какие туфельки подходят к обнове, и так страниц на 10. Мужчина же ограничится «Купил сумку. Удобная».
Так вот, если делить литературу на женскую и мужскую по такому критерию, то трилогия «Русская канарейка» — это очень, очень, ОЧЕНЬ женское произведение.
Что меня неприятно поразило:
1. Нежелание автора как-то разделять что же в книге важно, а что — «занавесочки». Сколько раз история прерывается на ветку за окном, чирикающего воробья, апортовые яблоки и т.д. и т.п. Если учитывать, что текст и так перегружен «руками-певуньями», «черной комой» («Черной«! Нет, а что, есть «белая» кома (мед термин)?!), «разными грудками», «грудками-выскочками» и прочими плодами фантазии и словотворчества... Иногда мне хотелось, чтобы меня пожалели...
2. События первой книги охватывают поколения семей Этингеров и Каблуковых. 20-й век вообще был богат на потрясения и тяжелые испытания, но ни одной даты вы тут не найдете. Когда ездила в Вену Барышня? Из какой страны эмигрировал Леон в 12 лет? Был ли тогда еще СССР или уже не был? Автора такие мелочи не интересуют, что лишает историю известной доли драматизма.
3. Герои « с придурью», иначе не скажешь. Пример: 3 женщины, в которых Леон был влюблен.
- Габриэлла. Первая любовь, первая любовница. Вышла замуж за лучшего друга Леона, родила другу 3 детей, но до конца жизни так и не могла определиться что лучше « вчера видел раков по пять рублей. Но больших, Но по пять рублей... а сегодня были по три, но маленькие, но по три...».
- Николь. Наследница венецианских банкиров, которая постоянно падала в обмороки на концертах Леона. Врачи бедной богатой девочке были не по карману... А ведь, может, это лечится?
- Айя. Глухая сирота, гениальный фотограф, читает по губам на нескольких языках и так же выучилась на этих языках говорить. Скитается без гроша в кармане, не ест по полтора дня, подсаживается к богатым отдыхающим и просит покормить, платить, правда, натурой отказывается, педикулез. И поверьте, если бы тут был спойлер, здесь было бы в 3 раза больше информации про «бедную Лизу».
4. Избирательные умственные способности. Посмотрите как ловко манипулируют умняшкой Леоном. Он перехитрить всяких злодеев может, что проделывает с особым апломбом, а израильская разведка, на которую он работает, легко водит за нос его.
5. Та самая разведка, самый надежный способ сообщить супер секретную информацию которой — отправить открытку на имя жены бывшего министра обороны... Да, не говорите, 21-й век...
6. Опереточные злодеи. «Дядя Фридрих»...
Есть такой анекдот про Рабиновича, его дочь-проститутку и « а что, и спросить нельзя?».
В общем, это очень женское чтиво, где градус пафосности стоило бы понизить.
Если бы герои умели посмеяться над собой!
Увы...
Ctixia, 16 августа 2017 г.
Увидев на экране компьютера надпись «Книга закончилась», я закрыла вкладку браузера и прислушалась к внутреннему голосу. Внутри билось лишь одно слово — ПОТРЯСАЮЩЕ. На глазах во время чтения незаметно выступила влажная пелена, а губа рефлекторно была закушена. Давно я не встречала книг, которые настолько цепляли, что читаешь запоем, открываешь книгу на полчасика вечерком перед сном, а подняв голову, еле оторвавшись от главных героев, видишь на часах в темноте светящиеся цифры 05:57 am...
Но в любом ВАУ есть своё НО...
И тут это НО очень такое жирное в виде всей, твою дивизию, первой книги! Смысл ее существования вообще я осознала (и то лишь частично!) лишь закрыв книгу третью.
Недаром у Рубиной Дины Ильиничны образование музыкальное, консерваторское — от корки до корки вся трилогия просто изобилует музыкальными терминами, описаниями, с первой и до последней страницы она звучит оперными ариями, канареечными овсянками, моцартовским «Реквиемом», «Розамундой» Шуберта, «Блудным сыном» Бриттена, Стаканчиками граненыя, бешеной акустикой отдаваясь где-то в глубине читателя.
И да, первый том — это тот самый оркестр, начинающий английским рожком, подхватывающий фаготом, вступающий виолончелью... Всё это — лишь прелюдия к появлению Леона и Айи на главной сцене. Мне были совершенно непонятны резкие прыжки между поколениями вперед и обратно, в прошлое. Галопом по европам, быстро тут, немного там, здесь остановимся для неспешной прогулки по садам, потом опять быстро перебежим в военную Одессу, и задержимся в той самой подворотне... Хотя флэшбеки и флэшфорварды автору удались на славу, надо признать. Я видела каких-то картонных героев, особенно в Одессе, как набросок карикатуриста, черновик художника, сделанный карандашом или углем. Прорисованные жирным основные детали, выделение нужных, важных черт характера и прошедшей жизни. Но — то самое НО — всю нужность этой увертюры длинной в целый том понимаешь лишь в конце. А что если не осилишь? Не дочитаешь, бросишь, плюнешь? Это слишком серьезное испытание для читателя.
Но первая книга была прочитана, хоть и с легким недоумением и искренним непониманием «зачем». Признаю, было тяжело прорываться сквозь многочисленные природо-, музыко- и прочие описания. Язык Рубиной настолько кружевной и путаный, что некоторые фразы приходилось перечитывать раз за разом, чтобы в сложной структуре предложения понять его ускользающий смысл. Но mission completed, и мне воздалось сторицей!
Не буду разглагольствовать об отлично прописанной сюжетной составляющей с детективной линией, я бы сказала даже с линией триллера. Не буду рассуждать о косяках и гениальных решениях с разведкой, с переплетением судеб и прочее. Это и без меня сделают другие. Я скажу о том, что отметила для себя лично — о важном для меня.
Именно с первой трети второй книги пошла жара, мой личный кайф, искреннее наслаждение всем — историей, сюжетом, временными и территориальными прыжками, и языком — речью писателя!
*далее бессвязное восторженное бормотание, сквозь которую порой пробиваются восклицания «потрясающе», «шикарно», «до мурашек», «как сама там была», «слезы», «восхитительно», и в завершении громко «этот писатель просто создан для описаний человеческих чувств!»*
Впервые это я прочувствовала на собственной шкуре при чтении
На фоне двух семей, Дома Этингера и апортовых садов, есть еще одна, не менее важная, третья семья, коих тоже в книге аж пять представителей в разной степени присутствия — это тот самый притемненный Желтухин и его потомки. Именно Желтухин Первый, а потом и Пятый сыграли главные роли в интермедии между актами, именно они (и неоднократно!) послужили связующим звеном во всей этой шикарно поставленной истории.
Что меня обрадовало, от души, так это жизненность, с которой автор закончила книгу.
Ну а если и осталось пару нераскрытых тайн — какая в том беда Дому Этингера?
SHONN, 22 декабря 2014 г.
Трилогия произвела неизгладимое впечатление. Сложные судьбы героев, замечательный язык. Сюжет то приводит в восторг, захватывая своими поворотами. То наводит грусть, напоминая какие-то собственные воспоминания и впечатления. Настоящая литература. Одно из лучших произведений современной прозы, что я читал за последнее время.
КсюМосква, 17 июля 2016 г.
Ооо...читала взахлеб, с момента публикации первой книги..потом быстро нашла вторую...а вот выхода третьей — «блудного сына» пришлось ждать больше полугода!
Это невероятная история, захватывает с самого первого момента. Ты сочувствуешь каждому герою, несмотря на вскрывающиеся неблаговидные на первый взгляд, поступки.
И концовка. Неоднозначная, и явно неожиданная. Некий хеппиэнд под приправой горечи.
Рубина на высоте!