Эмиль Золя «Мечта»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Религиозное (Христианство (Католичество )) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Эмиль Золя называл роман «Мечта» «поэмой абсолютно целомудренной любви, протекающей под сенью романского собора».
Входит в:
— цикл «Ругон-Маккары»
- /языки:
- русский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- М. Ромм (5), Г. Соловьёва (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 15 июля 2023 г.
Что это было?!
Это настолько приторно-слащаво, что дочитал с величайшим трудом. Дичайшая смесь туповатой сказки с дотошным описанием ремёсел и интерьеров. Причём ремёсел старинных, никак с эпохой не связанных. Сферический конь в вакууме, как говорится. Мда...
Нет, есть, конечно, неплохие эпизоды, качественно или, если угодно, «великолепно» сделанные. Стирка, например, или тень в саду. Но в целом... язык не поворачивается назвать эту поделку литературным произведением. Не уверен, что автор сам высоко оценивал получившийся результат, если судить по цитатам из писем.
«Таким образом, дело пойдет о новом отростке «Ругон-Маккаров», который пересажен в мистическую среду и благодаря специальному уходу окажется видоизмененным. Это научный опыт; но вот что составит любопытную особенность произведения: его можно дать в любые руки, даже в руки молодой девушке. Это поэма любви, но любви насквозь целомудренной, любви под сенью старого романского собора.» (от 22 января 1888 г.)
«Боюсь, что оно получится немного прямолинейным и банальным, но я хотел банальности сюжета, потому что все достоинства романа должны заключаться в том, как он будет сделан.
Меня часто упрекали, что я не интересуюсь потусторонним, вот почему я решил в моем цикле «Ругон-Маккары» отвести место «Мечте». Много лет назад я задумал написать книгу, подобную «Проступку аббата Муре», чтобы этот последний роман не стоял особняком в цикле. И оставил пустое место для этюда о потустороннем. « (от 5 марта 1888 г.)
«Точно так же я долгие дни до изнеможения читал «Золотую легенду»…» (25 мая 1888 г.) (Заметно, да. И потом пересказал всю книгу, ага).
Ну не знаю... Для классической сказки слишком затянуто, явно не Андерсен.
Лучше бы не читал.
OneOfTheBeatles, 29 августа 2020 г.
Золя, видимо, решил написать свою святую, причём ещё и весь ход её мыслей в процессе становления таковой описать. Своё желание вложил в маленькую девочку, которая перечитала сборник христианских преданий «Золотая легенда» и, восхищаясь юными мученицами, сама создала себе мечту о чуде, которое её непременно ждёт. А воплощение мечты происходит со всеми главными атрибутами: страдание, в данном случае от невозможности быть вместе с любимым, и отречение от желанного во имя смирения, даже если это равносильно смерти.
Действие происходит в небольшом городке, с которым автор связал красивую историю про знатный род, представитель которого когда-то с высшей помощью лечил людей от чумы поцелуем. Здесь нет Парижа 19-го века, нет и его политических игр. История девочки Анжелики происходит как будто бы вдалеке от всего и вне времени, как и должно для притчи. Нет здесь и большой связи с семейством Ругон-Маккары, она здесь используется лишь как «приправа» к первородному греху — все проступки и низменности, якобы текущие в крови главной героини, дарующие ей вспыльчивость, гордость и непокорное желание быть счастливой, несмотря ни на что (а это не для всех оказывается, хороший вариант), должны быть ей преодолены и отвергнуты.
Все второстепенные персонажи в книге используются либо как способ подчеркнуть, что лишь в послушании можно обрести «правильное» счастье, либо используются как инструмент для того, чтобы эта истина была воспринята и Анжеликой. Здесь и её приёмные родители, неспособные завести своего ребёнка из-за того, что построили свою семью наперекор матери, и представитель того самого славного рода, обретший ребёнка, но потерявший его мать, из-за чего удалился в смиренное богослужение, где и был если не счастлив, то спокоен, пока судьба не вернула к нему сына. В последнего и влюбляется главная героиня, а он уже как раз тот инструмент, с помощью которого исполняется её мечта. Это ясно видно по концовке, где Золя не даёт и намёка на его дальнейшую судьбу и переживания, ведь он уже стал частью чуда Анжелики — исполнил своё предназначение.
Не знаю, разделял ли Золя мораль своей притчи или это просто концепция без претензии на мораль, думаю, что не так уж и важно. Читается «Мечта» с улыбкой, главным образом, из-за наивности и детской простоты образа Анжелики. Периодически проявляющая себя фиксация автора на девственности, встречающаяся не в первой книге, для меня странновата, но не так чтобы портит впечатление. Тяжело не влюбиться в искусство и ремесло вышивания после этой книги, а ещё Золя очень атмосферно описывает христианство и всё, что с ним связано. Такое благоговение испытываю не часто.
Интересно.
strannik102, 10 сентября 2016 г.
На сей раз Золя уводит линию повествования и от Парижа, и от Плассана. Хотя названия и того и другого пару раз всплывают в книге, но так ненавязчиво и буквально впроброс, что кажется, что автор нарочито ввёл их в текст романа, дабы привязать события к Ругонам-Маккарам.
Опять мы волей автора сталкиваемся с религиозно окрашенной темой, опять перед нами мелькают фигуры в сутанах и рясах, соборы и другие церковные здания и сооружения, опять кто-то экстатически верит и страстно молится... Однако поскольку всё это исходит из под пера Золя, то и тема не кажется уже вторичной и навязчивой, и все описания нескучны.
В принципе, отчасти сюжет перекликается с романом «Проступок аббата Муре» — молодые юноша и девушка, зарождение страстной любви, препятствия и преграды, томления духа и томления тела, и даже хэппи энд со знаком минус. Не знаю, для чего Эмиль Золя решил спустя 13 лет ещё раз пройтись по однажды уже использованному сюжету, видимо были веские причины и основания. Но для нас это не так и важно, потому что если отбросить в сторону все эти умствования и оставить в чистом осадке только чтение великолепно выполненного литературного произведения, то и удовольствие получается чистым и полным.
PS Но вот если рассмотреть всё происходившее в романе с точки зрения визуализации мечты, то картинка получается впечатляющая...