Уильям Гэддис «Распознавания»
«Распознавания» (1955) — шедевр Уильяма Гэддиса, который входит в современный канон американской литературы XX века и уже более полувека переосмысляется как произведение в уникальной позиции между модернизмом и постмодернизмом. Роман, усвоивший в себе лучшие художественные приемы и той и другой эпох. Эта двойственность — ключ к роману-маскараду, и одновременно его проклятие. В трех частях романа (по количеству створок триптиха Иеронима Босха) рассказана история Уайата Гвайна, сына кальвинистского священника из Новой Англии, талантливого художника, заключившего фаустовскую сделку — подделывать полотна старых мастеров для нью-йоркского арт-мошенника Ректала Брауна.Вокруг этого сюжетного ядра разворачивается сложная нарративная система, охватывающая три десятилетия на трех континентах, обращаясь к религии, алхимии, колдовству, истории искусства, медицины, агиографии, мифологии, антропологии, астрономии, метафизики и другим областям знания. Но незаурядная эрудиция Гэддиса, как ни парадоксально, оттолкнула первых читателей «Распознаваний», и только спустя время этот роман получил заслуженное признание. В 2022 году, к 100-летию со дня рождения Уильяма Гэддиса, в серии New York Book Review были переизданы ключевые произведения, а в Университете Вашингтона в Сент-Луисе состоялась большая конференция, посвященная творчеству автора. Влияние, которое оказал Гэддис на мировую литературу, еще нужно осмыслить, но по меткому замечанию Коула Фишмана «Уильям Гэддис, может быть, не ваш любимый автор, но он, вероятно, любимый автор вашего любимого автора».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
А. Н. И. Петров, 5 февраля 2025 г.
«Распознавания» — это образцовый большой американский роман о фальшивости американской жизни.
Герои – представители «интеллектуальной» среды, то есть сплошь позеры, неучи и бездари, способные только бестолково имитировать других. Немногие исключения, как главный герой, гениальный художник Уайатт Гвайн и композитор-перфекционист Стэнли, рано или поздно сходят в этой среде с ума, и не удивительно, ведь авторитеты фальшивой культуры постоянно искушают их преимуществами копий перед оригиналами. Оригиналы здесь не выживают – они просто никому не нужны, все охотятся за подделками, искусно сработанными под уважаемых мастеров искусства. Никто никого не слушает, все говорят о себе, а точнее врут о том, что они якобы прочли, послушали, попробовали, купили или потребили иным способом.
«Распознавания» – сатира всех степеней едкости. От Гэддиса достается каждому, кто как-то связан со сферой информационных услуг, от рекламщика до радиослушателя. Проклятые СМИ, подчеркивает Гэддис, замусоривающие и так не самые заполненные знаниями американские мозги. Проклятые бизнесмены, отмечает Гэддис, втюхивающие людям ненужные товары. Проклятые ученые, добавляет Гэддис, за деньги подтверждающие все самые идиотские заверения бизнеса о ненужных товарах. Проклятые учителя, перечисляет Гэддис, ничему не учащие, проклятые врачи, ничего не лечащие, дважды проклятые психоаналитики, вдвойне ничего не лечащие, проклятые копы, ничего не расследующие, и так далее. Вообще есть что-то хорошее, здоровое, умное, порядочное в этих наших США? – задумывается автор и отвечает – НЕТ.
Это роман многих «если». Он очень веселый, если вы выкупаете его юмор. Он очень красивый, если вы прочувствуете красоту его образов. Он очень глубокий, если вы узнаете отсылки и замечаете намеки. И он очень понятный, если вы запоминаете персонажей и детали их внешности, а затем различаете их без имен. «Распознавания» сложно назвать даже модернистским романом – это умеренно усложненный мейнстрим, в котором формальные приемы целиком подчинены истории и появляются только там, где это действительно нужно. Тем не менее, он предъявляет читателю определенные требования, поскольку автор уважает свой труд и предлагает остальным, открывая «Распознавания», уважать как минимум себя и читать роман всерьез, а не почитывать, как персонажи. Эти требования я уже перечислил: выкупать юмор, чувствовать красоту образов, узнавать отсылки, замечать намеки, запоминать и узнавать персонажей.
Провал «Распознаваний» в 50-х целиком соответствует его идеям: критики не читают книги, оригиналы без горячей раскрутки никому не интересны и обречены на забвение. Если бы роман превознесли в год публикации, он сам стал бы фальшивкой, поскольку его истории разошлись бы с реальностью. А так все случилось как надо – молодой талант пролетел мимо позеров, неучей и бездарей, заинтересованных лишь в том, за сколько можно продать себя и других.
Рекомендую всем, и прогнозирую, что «Распознавания» Уильяма Гэддиса будут самым успешным изданием Kongress W press (сейчас 2020-е, уже можно, наверное, оценить шедевр по достоинству, да?).