Олег Дивов «Последний трамвай в мейнстрим»
Анализ интернет-голосования на тему «Что сейчас в России называют «мейнстримом»?
Рассуждения автора об оторванности фантастики от основной литературы и указания на то, что в фантастической литературе имеются многие направления, которые характерны для мейнстрима.
Входит в:
— журнал «Если 2006'02», 2006 г.
— сборник «Вредная профессия», 2008 г.
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2007 // Фантастиковедение. 1 место ("Золотой РОСКОН") |
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2006 // Критика, литературоведение | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Публицистика | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Критика / публицистика | |
номинант |
Сигма-Ф, 2007 // Диплом «Если»: Публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 18 декабря 2020 г.
Вечная тема. Парадоксально. Годы идут, а острота проблематики — как самозатачивающийся клинок — все жестче и круче.
В 2006-ом Дивов огласил вроде бы окончательный вариант незыблемой логики: «...Фантастика — богоборческая литература в лучшем смысле слова. Она дергает за усы Гомеостатическое Мироздание. Требует счастья для всех и чтобы никто не ушел обиженным...». Однако через 12 лет — он же — выдал на-гора следующее: «... Я написал об этом 12 лет (!) назад, получил «Роскон» и кучу номинаций, включая «Бронзовую улитку», а год назад понял, что надо писать снова, и на более доказательном уровне: ту мою статью позабыли, а вопрос у людей свербит...».
Странно. У кого — свербит? У — людей? Странно ощущать свою принадлежность (а также толпы друзей, знакомых, друзей знакомых и знакомых друзей) к иному биологическому виду — «НЕ людей». У которых НЕ свербит.
В чем причина спирального повторения извечной темы? Почему и зачем? Ведь Светлый Храм Фантастики — единственная обитель по-настоящему читабельных текстов. Лживость и мерзость боллитры и мейнстрима — это очевиднейшая истина, не требующая каких-то особых доказательств. Разве не так?
ЧуднЫ дела Твои, Господи. Странна и вычурна Реальность, в коей обрёк Ты чад Своих на цикличное лицезрение бессмысленных парадоксов
Александрович, 23 июля 2015 г.
С момента написания этой статьи прошло 9 лет. Многое ли изменилось за эти годы? По-моему нет. Хотя, независимо от изменений статья будет интересна как взгляд на проблему изнутри.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Личный взгляд Дивова на современный мейнстрим. Личный и очень-очень спорный.
Анализировать надо бы всю статью. Причём, мой анализ для многих оказался бы таким же спорным, как и сама статья. Я лишь один момент покажу, чисто как пример. По Дивову Пелевин — мейнстрим. Пелевин влился в поток и сознательно расставляет маркеры чтобы казаться якобы пробуддийским автором и оставаться в мейнстриме. Вы с этим согласны? А я вот сколько читал Пелевина, сделал для себя вывод, что называть книги Пелевина пробуддисткой литературой — действительно ошибка (тут я согласен с Дивовым), но относить явный неформат на грани постмодерна к современному мейнстриму русской литературы... Тут Дивов себя показал ну просто Гением Обобщения по косвенным признакам.
И так написана вся статья. Каждый (начитанный!) читатель с чем-то согласится, а от каких-то утверждений будет просто в шоке.
Жаль менее начитанных читателей, которые примут личное мнение автора за истину и оставят у себя в голове именно такое понимание мейнстрима сегодняшней русской литературы.
Но само собой, то, что это личное мнение Дивова очень интересно — бесспорно. Кое на что взглянул под новым углом зрения. Интересное эссе. Особенно, Дивовский прогноз по дальнейшей эволюции мейнстрима. Поживём — увидим.
Сказочник, 31 марта 2011 г.
Очередная порция рассуждений о наболевшем. Да, в нашей стране, к сожалению, ничего нельзя поделать с восприятием фантастики, и вряд ли когда-нибудь ситуация изменится к лучшему.
elsolo, 22 августа 2010 г.
Очень и очень субъективно. Местами верно, местами банально. И весь текст опять снисходителен. Не к себе. К авторам по цеху. По сути статья пустышка. Да есть рынок. Но если будет в «жанре» в той же фантастике событие, оно тут же станет мейнстримом, и не какие причины этому не помешают.