Артур Конан Дойл «Изгнанники»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Вестерн
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Франция. Времена правления Людовика XIV де Бурбон (1638 — 1715), также известного как «король-солнце» и Людовик Великий. Голландская война 1672—1678 гг. окончилась в пользу Франции, и победительница смогла сохранить за собой большинство завоёванных земель, однако должна была вернуть север Испанских Нидерландов.
1685 год. Войска опять будут готовы в тот день, как только король отдаст приказ. Война стоит дорого и он не желает продавать дворцовое серебро, как пришлось сделать в последний раз. Каково состояние казначейства? Мы очень богаты! Но есть один способ довольно легко раздобыть деньги, который затрагивает гугенотов и возможности их дальнейшего пребывания в католическом государстве. Если, выгнав еретиков, отобрать в казну их имущество он станет самым богатейшим монархом из всего христианского мира.
Семьи гугенотов живут и процветают, но французское правительство переполнено религиозными предрассудками, параллельно с этим происходят дворцовые интрижки и заговоры с целью завладеть сердцем короля, а он – это государство, поэтому кто владеет им и его сердцем, тот владеет и всей Францией. Нантский эдикт — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права, отменен.
Королевский мушкетер капитана Амори де Катина бежит со своей семьей и хорошим товарищем ньюйоркцем Амос Грин в Америку, где им все равно не найти покоя. Их ожидают крушения, бедствия, холод, войны и голод, но необходимо добиваются все-таки своей цели.
- /языки:
- русский (22), английский (4)
- /тип:
- книги (26)
- /перевод:
- А. Горский (1), Г. Злобин (5), Н.Ю. Куняева (2), В. Скороденко (5), М. Чугорина (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эгоистка71, 24 августа 2024 г.
Открыла для себя еще и вот такого Конан-Дойля. Да, похожего на Дюма, Купера и Кервуда. Заодно появился повод прочитанные в юности книги Кервуда повспоминать.
Краткое содержание первой части: благими намерениями выстлана дорога в ад. Замечательная положительная героиня, которой автор вроде бы искренне восхищается, окончательно столкнула свою страну в позор отмены Нантского эдикта. Вторая часть — довольно неплохой вестерн, который портит только крайне предвзятое отношение к индейцам. Вообще все индейцы плохие-плохие, за исключением разве что жены владельца замка.
Ради чего пишу этот отзыв, — не могу не поделиться находкой. Совершенно замечательные иллюстрации в издании 2023 года. Некоторые из них можно посмотреть на фантлабе, в сети можно найти больше. Это на самом деле праздник для любителя «книг с картинками», очень качественно сделаны. Иллюстрации старые, еще прошлого века.
Podebrad, 13 октября 2023 г.
Как известно, Конан Дойл всю жизнь считал себя автором исторических романов. «Изгнанников» он написал в духе сразу двух классиков историко-приключенческого жанра. Дюма и Купера. Именно в духе. Прямых сюжетных заимствований тут нет совсем. В этом смысле вещь удалась. Мне больше понравилась первая половина, но это, возможно, из-за того, что Дюма мне вообще нравится больше, чем Купер.
При всех достоинствах «Изгнанники», как и все исторические романы Дойла, явно не дотягивают до его детективов и фантастики. Почему, даже сразу не скажешь. Герои интересны. Ляпов очень мало. Сюжет на редкость увлекательный, насыщенный и при этом логичный. Если представить его конспект на нескольких страницах, можно прийти в восторг, и появится желание обязательно познакомиться с оригиналом. Многие эпизоды получились на высшем уровне. Собственно, почти все. А когда они идут один за другим в рамках хорошо разработанного сюжета, ловишь себя на мысли, что предыдущий эпизод уже забыт. И скорее всего, о нём же не вспомнишь. Может быть,дело в некоторой перенасыщености сюжета. А может, Дюма и Купер просто плохо стыкуются.
Стронций 88, 22 января 2022 г.
Я тут подумал, что Дойл явно симпатизирует французам (историческим соперникам англичан) – этот роман, «Дядя Бернак» и цикл о бригадире Жераре, и это только то, что я у него читал. Это само по себе очень любопытно.
А что до этого романа… Я из тех, кто не читал ни Дюма, ни Майн Рида, так что мои впечатления от него «с чистого листа». И ощущения эти отличные. Замечательный роман. Увлекательный и напряжённый. Причём автор умудрился включить в него разного рода напряжение – от прямой опасности столкновения с врагом, безнадёжность осадного положения и свистящих пуль, до опасностей бегства (с оттенком отчаяния) и напряжения дворцовых интриг и подковёрных игр, когда от одного решения зависит судьба целого народа. В какой-то момент создаётся ощущение, что всё в нём есть – даже опасности на море. И всё это – очень действует. А тут ещё панорама исторических событий, красота дворцов и диких лесов. И до конца держится напряжение – в буквальном смысле до последней страницы. А ещё прилично выписанные персонажи (особенно отмечу Дю Лю – он даже напомнил мне Гэндальфа, почему-то). Симпатии автора к некоторым героям, конечно, ощущаются, но даже у противников их есть своя правда, как, например, те монахи, источники бед героев, «более фанатичные, чем милосердные» временами восхищают своей храбростью (как монах в самом конце), что уж говорить о Людовике и его приближённых. В конце концов, в романе есть лишь один абсолютный злодей – Фламандский Метис, да и тот не лишён восхищающей хитрости и смелости.
Единственное, что можно винить роману – возможно, слишком уж картинные сцены охов и ахов между влюблёнными Катина и де Катрина. Но и это можно простить, махнув в сторону законов жанра того времени: куда же приключения без романтики! Да и не довлеет оно над плотным напряжением крепко сбитого увлекательного сюжета.
Velary, 31 марта 2023 г.
Пришла пора познакомиться с новой гранью творчества Артура Конан Дойля. Я уже знакома с его детективами, обожаю фантастические произведения, а теперь и влюблена в исторический роман.
Действие происходит во Франции времён Короля-Солнце, а затем переносит на за океан, в недавно основанные британские колонии. Французский двор выписан так ярко и живо, что кажется, будто это ты, читатель, заглядываешь в покои короля на утреннем сборе и присутствуешь при объяснении Людовика и де Монтеспан. События захватывают тебя, сменяют одно другое: вот ты в Версале, а вот на тихой улочке в доме торговца-гугенота, а сейчас уже оказываешься в темнице злобного маркиза.
Герои хоть и простоваты и чересчур однобоки, всё же вызывают сопереживание. Да, ты уверен, что с ними ничего не случится, но каждый раз облегчённо вздыхаешь, когда они выбираются из очередной беды.
А бед этих много, и последняя настигает их уже в Канаде, на пороге новой жизни. Ужасные зверства ирокезов и беготня по лесам сильно выбиваются из тона предыдущего повествования и становится скучновато.
negativecharge, 15 апреля 2020 г.
Атос, Портос и Чингачгук.
Игорь Можейко (Кир Булычёв) написал исторический труд «1185», в котором наибольший интерес у меня вызвало то, что писатель рассматривает не историю какой-либо страны, а конкретный год на планете. Обычно история существует для нас в виде развития какой-либо территории, какого-либо государства в определённом промежутке времени. Любая страна не существует в вакууме, поэтому её история включает в себя и историю её соседей, но и только. Отрывочно, кусками, вроде знаешь истории разных стран, но они в голове существуют отдельно, не перемешиваясь. Книга же Можейко показывает лишь один год, но зато в разных местах планеты. И этот взгляд выбивает из привычного мышления: настолько разнообразен этот год. Новый, единовременный взгляд на разные культуры, уровни, события, уклады. Однако в историко-приключенческой литературе я пока не встречал, чтобы в Версаль времён Людовика XIV, по коридорам которого бродит постаревший уже к тому времени д'Артаньян, вдруг заявляется американец, ещё вчера ночевавший вместе с индейцами. С охотничьим ножом вместо шпаги. Конечно, он имеет право там быть, так как существовал в это же время, как бы не старалось сознание отделить мушкетёров и гвардейцев от следопытов и зверобоев, словно те жили на другой планете или в другой эпохе. С другой стороны, может это мне редко попадаются такие книги, а у других с этим смешением времён уже давняя дружба?
«Если я увижу звезды, то буду знать, по какому направлению можно попасть в этот дом. Днем-то я могу взять нож и делать мимоходом зарубки на дверях, а то трудно будет найти свой след обратно»
Потешно комментируя жизнь Парижа и двора, житель Нового Света сразу же ввязывается в дворцовую интригу. Но не надо думать, что на его долю и долю молодого гвардейца-гугенота, который и привёл американца во дворец, выпадут славные приключения. Все они достались в другой книге тем самым мушкетёрам, а эти двое скорее познали шёпот интриг в духе «Королевы Марго». Да и потом, не может же человек, раздумывающий над тем, снять скальп с убитого французского кучера или не снимать, избежать виселицы, надолго задержавшись в ледяном объятии интриг. Пришлось автору срочно перебросить наших закадычных друзей через океан, играя уже на поле славных писателей Генри Хаггарда и Фенимора Купера. И в этом тоже был бы некоторый элемент сюжетной неожиданности, не спеши его раскрыть каждая аннотация к этому произведению.
«— Он шевелится. Он еще не умер! — крикнул де ла Ну.
— Сдохнет, — равнодушно проговорил старый пионер, кладя новый заряд в ружье.»
Вторая часть, события которой происходят в Новом Свете, в Канаде, хорошо показала, почему Дойла, к его огорчению, видели лишь как автора произведений о Шерлоке Холмсе. Там он был первый среди первых, здесь же просто шёл по проторенной другими дорожке. Бесконечные леса, жестокие и кровожадные ирокезы, сожжённый форт с расставленным гарнизоном, слежка по еле заметным следам и реакциям птиц на кого-то идущего следом, пироги, томагавки, вожди с перьями, скальпы... Ничего плохого в этом нет, если это лишь антураж, декорации. Но в этом-то и оказалась проблема. Больше ничего в этой части и нет. Стрельба, погоня, игра в дворянство среди орд индейцев, конец.
«Канадцы кинулись в дом и с силой захлопнули за собой массивную дверь, сломав при этом ногу первому индейцу, попытавшемуся последовать за ними.»
При этом тщательно выстроенные в первой части характеры героев во второй смазались, а сами герои отступили на второй план. Они стали массовкой в дикой пляске индейцев. Появились новые герои (Шарль де ла Ну, Грейсолон дю Лю, Онега), чьи характеры тоже продуманы, прописаны, но зачем? Чтобы тут же всё закончилось? Может быть я слишком суров, слишком много жду от обычного развлекательного романа, который должен увлекать и развлекать, которому можно даже простить нож, который появляется в тюремной камере благодаря тупости местной стражи, но в том-то и дело, что от автора умных детективов ждёшь чего-то столь же выдающегося, а не просто роман об индейцах, имя которым — легион. Если бы не этот контраст в Версале, о котором я писал выше, то можно было бы пожалеть о прочитанном. А так, плюс на минус — вроде и ничего. Я ни в коем случае не отговариваю от прочтения этой книги. Просто предупреждаю: не стоит ждать от неё многого, тогда может быть во второй половине произведения вы не будете клевать носом от скуки. Но это не точно.
k2007, 9 декабря 2021 г.
Исторический роман о времени короля Людовика XIV. Один из переломных моментов биографии самого Людовика — женитьба его на мадам де Ментенон и один из ключевых моментов его царствования — отмена Нантского эдикта о свободе вероисповедания гугенотов. Роман приключенческий, тут есть схватки в Париже, морское путешествие с кораблекрушением, путешествие по лесам Канады и оборона крепости от индейцев. Интересный контраст представляют собой характеры француза и англосакса, уроженца Нового Света. Вместе с тем роман оставляет впечатление какой-то «ненастоящести», что ли. Не очень убедительно показаны характеры главных героев и логика их поступков. Вместе с тем в романе есть очень хорошие моменты — например, описание священников или французского дворянина, который в глуши Канады ведет ту же самую жизнь, что и в своем нормандском замке.
Не самая плохая приключенческая книга
Линдабрида, 8 июня 2018 г.
Каноны классического детектива Конан Дойль создавал сам. И создал, да так, что десятилетиями по жанру бродили реинкарнации его героев. А вот с классическим историческим романом дело обстояло иначе: к моменту написания «Изгнанников» делянка была уже изрядно потоптана. Так что трудно ожидать здесь чего-то потрясающего, чего никогда еще не было. Несколько снижают впечатление и кое-какие неаккуратности в сюжете. Например, подобранный в море священник-гугенот, который появляется в книге, чтобы оказать героям услугу и тут же умереть, — такой откровенный бог из машины, что место ему в античной драме.
И все же, какой широкий замысел! Роман охватывает сразу два континента, от блистательного Версаля до канадских лесов. Перед читателем предстает грандиозная драма изгнания гугенотов, соперничество двух прекрасных дам за сердце короля-солнца, масштабная картина колонизации Канады и ужасы войны с ирокезами.
Лучше всего у автора, как мне показалось, вышли образы священников. Собственно, без них сюжет развалился бы на куски. Кто помогает мадам де Ментенон выйти победительницей в придворных интригах? Кто преследует положительных героев? Фанатизм Конан Дойлю отвратителен, и он не жалеет слов для осуждения нетерпимости. Но при этом писатель не может не восхищаться безграничным мужеством миссионеров, таких, как Человек с голым черепом, встретившийся героям в Канаде.
А еще автор с удовольствием сталкивает между собой разные культуры. Грубоватый житель лесов — этакий Натти Бампо — попадает в великолепный Версаль, а утонченный сеньор де Лану пытается поддержать должный блеск на канадской реке Ришелье. Эффект получается очень зрелищный.
geodem, 10 апреля 2017 г.
Эта удивительная книга, заслуживает вашего внимания, где мир наполнен опасностей, исторических путешествий и приключений, которых здесь предостаточно. Тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Вам предстоит узнать больше о правлении короля, где напрямую затрагиваются вопросы выбора вероисповедания.
Франция. Времена правления Людовика XIV де Бурбон (1638 — 1715), также известного как «король-солнце» и как Людовик Великий. Голландская война 1672—1678 гг. окончилась в пользу Франции, и победительница смогла сохранить за собой большинство завоёванных земель, однако должна была вернуть север Испанских Нидерландов.
1685 год. Войска опять готовы в любой день, как только король отдаст приказ начать военные действия, но война стоит дорого и король не желает продавать дворцовое серебро, как пришлось сделать в последний раз. Каково состояние казначейства? Мы очень богаты! Но есть один способ довольно легко раздобыть деньги, который затрагивает гугенотов и возможности их дальнейшего пребывания в католическом государстве. Если, выгнав еретиков, отобрать в казну их имущество он станет самым богатейшим монархом из всего христианского мира.
Семьи гугенотов живут и процветают, но французское правительство переполнено религиозными предрассудками, параллельно с этим происходят дворцовые интрижки и заговоры с целью завладеть сердцем короля, а он – это государство, поэтому кто владеет им и его сердцем, тот владеет и всей Францией. Женившись на своей избраннице, король вынужден исполнить данное епископу обещание очистить Францию от гугенотов, к которым принадлежат капитан де Катина и его семья. Нантский эдикт — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права, отменен, это бросило в распростертые объятия врагов два миллиона лучших ремесленников и храбрейших слуг Франции. Это повлекла за собой жестокие репрессии протестантов: результат ее – несколько тысяч погибших и вынужденное бегство 200 000 человек. Беженцы, наводнившие всю Европу, а остальные оставшиеся массово переходят в католичество.
Капитана Амори де Катина бежит со своей семьей и товарищем ньюйоркцем Амос Грин в Америку, где едва вырвавшись из опасностей Старого Света им все равно не найти покоя. Могучая рука из Версаля, протянувшись через океан, тяготела над ними даже здесь, в глубине девственного леса, пытаясь схватить свою жертву и увлечь ее назад на унижение и горе. Ступив на землю Канады, герои вновь вынуждены сражаться – уже не за свободу и веру, а просто за свою жизнь. Здесь шпагу заменяет карабин, а завитой парик может быть сорван вместе со скальпом. Здесь человек ради своей возлюбленной бросается в объятия смерти... Их ожидают крушения, бедствия, холод, войны и голод, но необходимо добиваться все-таки своей цели к спокойствию и свободе…
В целом произведение понравилось, хотя и можно найти и минусы, но они незначительны. Рекомендую к прочтению. Надеюсь, как и мне, вам будут интересны не только персонажи, и их приключения, но и сам сюжет с вложенным в него смыслом. Очень понравилась концовка…
Приятного чтения!
KatrinBelous, 6 июня 2018 г.
Время действия: 1683 г.
Место действия: Франция, Париж / Новый Свет, Квебек
Впечатления: Решила я тут недавно расширить свое знакомство с сэром Артуром Конан Дойлем. Детективы его я, конечно же, еще в детстве успела оценить, но как оказалось в библиографии автора еще и рыцарские, исторические, фантастические и биографические романы. «Изгнанники» сразу же привлекли мое внимание сочетанием в сюжете французского двора Людовика XIV и Нового Света с индейцами=)
Главными действующими персонажами романа является гугенотская семья де Катинатов: Амори де Катинат, баловень судьбы, в свои молодые годы за заслуги удостаивается чести состоять в личной гвардии короля Франции и выполнять его личные распоряжения, его дядя из младшей линии рода, который решил отказаться от аристократической приставки «де» и заняться в Париже коммерцией, и даже так преуспел на этом поприще, что стал одним из самых богатых купцов города и титул ему уже был и не нужен, его дочь умница и красавица Адель, которая давно влюблена в Амори и с благословения отца должна вскоре стать женой бравого гвардейца. Но в один момент из-за росчерка королевского пера их жизни рушатся.
Сюжетно роман можно разделить на две части:
- Во Франции
Тут у нас ни много ни мало как разворачивается борьба между мадам де Монтеспан и мадам де Ментенон за власть над сердцем короля Франции. Прожив, царствуя при дворе, вместе с Людовиком около 20 лет маркиза де Монтеспан, яркая личность, красивая женщина, но со вздорным, страстным и высокомерным характером, начинает терять власть над изменчивым королем, которому уже к 50 годам изрядно поднадоели женские капризы. И тут под руку как раз попалась вся такая неприступная, умная, благочестивая и совершенно уравновешенная мадам де Ментенон (вернее, изначально вдова Скаррон и няня детей короля от мадам де Монтеспан, вот же ирония! маркиза сама «пригрела змею на сердце»). Король быстро смекнул свою выгоду, переменил цвета в своей одежде, завел новые привычки и переметнулся от требовательной мадам к мадам благочестивой, которая сама готова удовлетворять его капризы и бескорыстно, даже не прося титулов себе или должностей своим родственникам, заботиться о нем.
Удивительно, но самым раздражающим меня персонажем в этом романе была именно мадам де Ментенон. Вот до сих пор я как-то к этому историческому персонажу была равнодушна, ну была себе чуть перезрелая Золушка, которая дождалась уже не принца, но короля, ну и была себе) А здесь она прям меня взбесила своим показным благочестием, смирением и ангельской кротостью, при том, что эта самая женщина, в прошлом из семьи гугенотов, не только отреклась от своей веры, но и ради того чтобы при поддержке церковников выйти за короля, упросила его отменить Нантский эдикт. В результате по стране, как и во времена Фронды, опять прокатилась волна арестов, ссылок, изгнаний и убийств, только теперь во славу церкви и единой религии в королевстве. И все это сотворила самая благочестивая дамочка Франции. Вот при таком сравнении мне мадам де Монтеспан даже больше начала нравиться, она хотя бы не притворялась, а говорила то, что думает.
- В Новом Свете
В Новом Свете злоключения семьи де Катинат не заканчиваются, а только входят в новую фазу. Земли Америки, поделенные факториями и фортами французов, англичан и голландцев, находятся в разобщении и постоянном подозрении друг к другу. Ситуация усугубляется развязанной войной с индейцами. И если раньше бравым и смелым французам, подбадриваемым иезуитами даже к насильному верообращению индейцев, приходилось иметь дело с разобщенными племенами, то теперь на тропу войны вышли ирокезы. «Собиратели человеческих скальпов», собрание Пяти Племен, подговариваемые англичанами и снабженные ими винтовками, готовы идти на Квебек и выкуривать со всей своей жестокостью и кровожадностью французов с континента. И вот в такую заварушку и угодили Амори с Аделью, и их друзья американцы — Эймос Грин и капитан корабля Эфраим Сэвидж. Чтобы не быть департированными обратно в Париж к церковникам, молодым людям нужно добраться до английских фортов, где не запрещается любое вероисповедание. Но для этого придется пройти через земли, уже подвергнувшиеся нападению ирокезов, не щадящих даже женщин.
Итого: Отличный историко-приключенческий роман, прочла его с большим удовольствием. Первая французская часть мне понравилась все же больше, было очень любопытно читать про версальский распорядок дня, поучаствовать хоть недолго в жизни короля, поглядеть как он будет метаться между своими дамочками и как наконец-то женится во второй раз. Тем более, что в этой части было много юмора, например, меня очень порадовал эпизод, когда американец притащил с собой в подарок купцу Катинату черного медвежонка, да забыл предупредить дворецкого, что там такое копошится зубастое в мешке и желающее вцепиться мертвой хваткой хоть кому-нибудь в ногу=) Американская часть мне понравилась чуть меньше, хотя вспомнить детство и чтение Купера с его ирокезами и путешествиями по лесам из форта к форту было приятно. Думаю я даже возьмусь перечитывать «Последнего из могикан», а пока очень довольна знакомством с новой стороной творчества Конан Дойля=)
VovaZ, 7 февраля 2017 г.
На мой вкус, наименее успешный роман мэтра. Автор вообще был склонен пробовать себя в различных жанрах литературы — детектив, фантастика, ирония, мистика.
Здесь попытка скрестить Александра Дюма с Фенимором Купером, которую мне очень трудно назвать творческой удачей.
Положительна, тщательная отработка сюжета, но лишь на фоне современных ущербных литераторов. В конце 19-го века, кто не умел построить сюжет, за перо не брался.
Итак, первая часть романа реализует события 2-х 3-х дней при дворе «короля-солнце» Людовика 14-го. Дойл эксплуатирует образ, выстроенный Дюма в «Виконте де- Бражелоне», капризный нарцисист, сластолюбивый монарх, легко манипулируемый окружающими.
Интрига, и выстроенные сцены крайне неубедительны. Мотивация событий сбита, антураж эпохи халтурный. Темпоральная схема романа нелепа, слишком много событий втиснуто в краткие промежутки времени.
Вторая часть, «фенимориада» чуть более успешна. Приключения на море и в лесах Канады начинают захватывать. Мешают постоянные метания автора от эскадронов роялей в кустах, до полной безнадёги и жести, и обратно.
Образы героев, уже откровенно заимствованных, как у Дюма, так и у Купера, не цельны. Мотивация поступков и решений нестабильна. Много лубочности и двумерности.
Характер ГГ остаётся неясен и нелеп до самого финала. Даже религиозная подоплёка — яростно отстаивать «веру своих отцов», однако с готовностью согласиться на самоубийство, гибель для души для христианина любой конфессии.
Исторический антураж смещён. Ирокезы, у Куппера союзники французов, Гуроны — Великобритании, у Дойля меняютяс сторонами. Не знаю, кто прав.
В принципе, рекомендую либо любителям уж совсем лёгких и бездумных приключений, либо любителям антологии автора. Иначе, не стоит тратить время.
ratveg, 8 февраля 2017 г.
С историческим антуражом все нормально. Гуроны всегда были за Францию. Ирокезы всегда были против. Но католики ирокезы они за Францию воевали. Так что и Купер прав и Дойл
Logos, 1 августа 2009 г.
Большая часть романа описывает коварные интриги при дворе французского короля Людовика XIV, в которых переплелись — борьба за власть, деньги, любовь и веру.
В результате главным героям приходится бежать из «милой» Франции в Новый Свет, где их ждут опасные приключения и новые друзья и враги.
Особенно запомнились такие колоритные герои Нового света как неунывающий капитан Эфраим Савэдж, отчаянный «лесной бродяга» де Лю, и хладнокровный владелец замка «Св. Марии» Шарль де ла Ну.
Издание СПб.: Комета, 1992/93 г. порадовало прекрасными иллюстрациями П.Парамонова.
an2001, 26 сентября 2007 г.
Некая помесь романов Александра Дюма и Фенимора Купера получилась достаточно достоверной. Дворцовые интриги плавно перетекли в описание путешествий героев на море и на американской земле. Правда, по-моему, описания главных действующих лиц все ж немного схематичны и не так живы, как присходящие вокруг события.