Дэвид Г. Лоуренс «Сыновья и любовники»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Беспощадная в своей душевной обнаженности история семьи, в которой любовь переплетается с ненавистью настолько тесно, что различить их практически невозможно. Книга, в которой писатель, вложивший в текст многие мотивы автобиографического характера, препарирует материнскую и сыновнюю любовь безжалостно, умно и беспощадно и приходит к весьма и весьма неожиданным результатам...
Входит в:
— антологию «Хрестоматия по английской литературе, XX», 1985 г.
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 | |
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 10 июля 2021 г.
Надо больше денег
«Вышла замуж она по любви, любовь обратилась в прах. У нее росли прелестные дети, но они обременяли ее, и она не любила их. Она спешила скрыть эту вину. Хотя и не знала, что именно ей надо было скрывать... Все в доме мучительно ощущали недостаток денег
«Победитель на деревянной лошадке» Д.Г.Лоуренс
Как-то в разговоре о Набокове прозвучало: «Да не будь Лолиты, кто бы о нем сейчас помнил? Как никто не помнил бы Лоуренса, не будь «Любовника леди Чаттерлей». Оба написали шокирующе-сексуальные романы, которые и сделали их славу.»
Какая чушь — подумала в отношении Набокова. О Лоуренсе не подумала ничего, потому что читала давно и никаких впечатлений о книге, кроме душной мутной багровой волны возбуждения, не помню. Умом понимаю, что есть там что-то, кроме. Но вернуться и попытаться обследовать это пространство подробнее — я себе не враг. И эксперименты, нарушающие внутреннюю целостность, ставить на себе не собираюсь.
Если судьба читать Лоуренса, пусть это будет что-то нейтральное, вот хоть второй по уровню известности роман «Сыновья и любовники» Не подумайте, что слово «любовник» великий человек вставлял в заглавие всякого своего сочинения, просто так совпало: эта его вещь более известна, чем «Кенгуру» или «Пропавшая девушка», и нередко упоминается в литературе, почему бы не составить представление?
Фабула проста до безобразия: девушка из мелкобуржуазной среды выходит за пролетария, любовь скоро кончается, остается существенное понижение в статусе, пьющий необразованный муж, четверо детей, вечная скудость и желание вырваться вместе с пониманием невозможности. Дети умны и красивы, а подрастая принимают сторону матери в семейном противостоянии.
Третий по старшинству, Пол умен, привлекателен и талантлив, но психически нестабилен, эгоистичен, крайне ненадежен. Его сыновняя привязанность, окрашенная эдиповым комплексом, препятствует построению здоровых отношений с женщинами. Влюбленность и вожделение мгновенно и без видимых причин переходят в приступы обжигающей ненависти. Чего не избежит и мать, стоит ей серьезно заболеть, из опоры превратившись в обузу
Необоснованная претензия на глубину и психологизм, на деле реестр обид на мироздание с лейтмотивом «надо больше денег». Вот кстати, одна, по-настоящему стоящая вещь у Лоуренса есть . С теми же сквозными темами: отсутствие в семейных отношениях подлинной, не замешанной на расчете, любви; вечная нехватка денег; страстное желанием материнской ласки, которой не добиться иначе, чем самопожертвованием.
Литераторам, с которыми водил дружбу Лоуренс сильно проигрывает. Сложная многозначная поэзия Уистена Одена, обманчиво простой Кристофер Ишервуд, глубокий ироничный трагичный Ричард Олдингтон. На их фоне его проза — сплошь педалированию конъюнктуры, плоская, претенциозная и невероятно скучная.