Артур Конан Дойл «За волшебной дверью»
Автор бессмертного Шерлока Холмса делится своим мнением о пользе чтения, а также раскрывает свои любимые произведения и наиболее уважаемых им писателей.
Входит в:
— антологию «Листая вечные страницы: Писатели мира о книге, чтении, библиофильстве», 1983 г.
- /языки:
- русский (10)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- Л. Брилова (3), В. Кунин (2), В. Михалюк (1), Т. Шишкина (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
JrCherNik, 15 марта 2016 г.
Артур Конан Дойл был верующим в мистику человеком. Будучи знакомым с Гудини, он не поверил, когда тот честно признался, что вся его «магия» лишь фокусы. Для него это было именно колдовство. Они сильно разругались с Гудини, когда тот занялся разоблачением спиритуалистов. А уже в преклонном возрасте Конан Дойла настиг скандал с фотографиями фей.
К чему я решил вспомнить эти факты из жизни писателя? Да вы хотя бы на название посмотрите, оно уже, как бы, намекает. И содержание соответствует, хотя, конечно, путём аллегории, где «волшебная дверь» — это обложка книги. В красках он описывает магию книг, способную воскресить давно умерших людей для разговора. Кроме того он описывает, как сам начал постигать волшебный мир литературы в студенческие годы, находясь в непростом выборе между книгами и насущными нуждами.
Эссе Конан Дойла мне очень понравилось. Не только потому, что оно занимает три страницы, а не 50, как аналогичное — у Пруста. Не только потому, что при этом умудряется более толково подать идею «книги это хорошо». Что делает это эссе замечательным — это язык образов, который использует Конан Дойл. Позволю себе процитировать:
«За переплётом любой настоящей книги скрывается как бы эссенция живого человека».
«В каком бы настроении человек ни переступил порог волшебной двери, величайшие люди мира разделят с ним это настроение. Если он задумчив — к нему придут короли мысли, если он грезит — короли мечты.»
Собственно, это всё, что вам стоит знать. Это эссе коротко, образно и немного напоминает язык фэнтези. Примерно так Толкин приветствовал читателей в начале Хоббита.
Линдабрида, 22 марта 2013 г.
«За волшебной дверью» — не художественная проза, не публицистика, даже не просто литературная критика. Если бы дело сводилось к обсуждению достоинств Смоллета или Ричардсона, это эссе не стоило бы и читать. Но здесь — большее. Нам дарована привилегия — слышать, как талантливый писатель признается в большом, искреннем чувстве. Нам дано счастье — это чувство разделить. Что с того, что между нами — многие годы и километры, разница культур, политических убеждений? Важно ли, что литературные вкусы изменились необратимо? Все равно — каждый из нас, читателей, все еще может открыть свою волшебную дверь и оказаться в мире, где нет ничего естественнее любви к книгам.
«Не страшно, что на вашей книжной полке не так уж много книг, а помещение, которое она украшает, выглядит скромно. Закройте за собой дверь и, войдя сюда, отриньте от себя все заботы внешнего мира... И тогда, минуя Волшебный портал, вы окажетесь в сказочной стране, куда волнения и неприятности уже не могут последовать за вами».