Антон Чехов «Перед свадьбой»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что происходит в п о р я д о ч н ы х семействах перед свадьбой? Всякое случается...
Социально-бытовая зарисовка о свадебном обряде в мещанском сословии в России второй половины XIX века. Один из ранних юмористических рассказов А. П. Чехова о чрезмерном придании значения чинам и званиям служащих.
Впервые — в журнале «Стрекоза», 1880, № 41, 12 октября (ценз. разр. 9 октября), стр. 8. В подзаголовке: (Посвящаю милой сердцу). Подпись: Антоша Чехонте.
В 1882 г. включено в сборник «Шалость».
Без подзаголовка и в переработанном виде включен автором в его сборник 1883 г. (см. прим. к рассказу «Письмо к ученому соседу»). Перепечатан в сборнике «В мире смеха и шуток», Спб, 1990. При подготовке рассказа к сборнику 1883 г. Чехов значительно сократил его и стилистически исправил.
Входит в:
— сборник «Шалость»
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 9 ноября 2020 г.
? «ТЮТЮЛЯРНЫЙ» СОВЕТНИК ДОЧКУ ЗАМУЖ ВЫДАЁТ
ЦИТАТА: «Они меня здорово надули. Вы заметьте... Ваш папаша говорили мне, что оне надворный советник, а оказывается теперь, что оне всего только титулярный. Гм!.. Разве так можно? »
(А.П. Чехов. «Перед свадьбой»)
И смех, и грех! При этом чего больше – не знаю. Только взгляды на замужество и свадебные традиции в России, бытовавшие в XVIII-ом веке, «немножко» отличались от тех, что бытуют в веке XXI-ом.
А.П. Чехов в юмористическом рассказе «Перед свадьбой» (1880 г.), который относится к ранним его произведениям, удивил меня структурой произведения. Три монолога: мамаши, папаши невесты и её жениха – Назарьева. Невеста по фамилии Подзатылкина (весьма говорящая фамилия) не произносит ни единой реплики! Это не с проста. Таким образом автор показывает нам её зависимую роль, как от родителей, так и от будущего супруга. Слава Богу, что ещё хоть замуж берут!
Кроме трёх выразительных монологов, рассказ состоит из не менее выразительных и живых портретов жениха и невесты – коллежского регистратора Назарьева и девицы Подзатылкиной. Повествование ведётся от первого лица – рассказчика (автора) и в конце завершается неутешительным выводом.
Комичность рассказа обусловлена уже самой его структурой. Монологи родителей и жениха невесты не предполагают учёт мнения девицы, которую выдают замуж. Она молчит, как рыба. Всем от неё что-то нужно. Невеста выступает в роли какой-то неодушевлённой разменной монеты. Каждый персонаж в своём монологе выражает собственное мнение на семейные отношения. По всему становится очевидным, что счастья семейная жизнь никому не несёт.
По сути – это социально-бытовая зарисовка о предсвадебных хлопотах обычных людей, принадлежащих к среднему классу мещанского сословия. Чеховская свадебная поэтика не отражает фольклорные особенности этого явления. У него всё упрощено до бытового уровня, что и придаёт очаровательный комизм ситуации.
Ради справедливости я бы отметила, что событие, описанное в рассказе, в соответствии с русской народной традицией называется «сговор» и автор говорит об этом. Также и слёзы, и целование на сговоре – в соответствии с русской традицией. Традиция «пропивания» невесты, или сговор сохраняется по сей день.
Чехов не просто мягко шутит над проблемой социального неравенства, которая и легла в основу сюжета рассказа, но и довольно едко высмеивает отношения, сложившиеся между мамашей и папашей невесты. Чего только стоит «дурацкая шутка» супруга, подносящего своей жене вместо рюмочки сладкого вина – уксус с селёдочным маслом. Прелесть какая! Это, видимо, чтобы показать, что жизнь семейная – не мёд и не сахар. Мамаша тоже в долгу не остаётся и называет мужа в своём монологе перед дочерью – «пьяной образиной». Приятная перспектива разворачивается перед девицей на выданье!
Отсутствие романтических отношений, не говоря уж о любви, Чехов «рассыпал» от первой до последней строчки рассказа. Об этом говорит очень многое. Да что там, – практически всё! Одни поцелуи чего только стоят! Девица и Назарьев – «страшный волокита», оценивающий грудь невесты, как «посредственный бюстик», целуются «охотно». А на следующий день он весьма обыденно, не подразумевая никаких чувств, обращается к своей невесте: «Позвольте вас чмокнуть!» Фи и фу …
В рассказе много бытовых моментов, низведённых автором до пошлости с целью показать мелочность и недалёкость мещан. И наконец красноречивый вывод, который автор делает в финале рассказа, как бы подводя черту: чрезмерное чинопоклонение и, связанный с ним «неравный» брак, поставят жену в зависимое положение от мужа. И только одним «пророкам да сомнамбулам» известно, что ждёт дальше молодых супругов.
Антон Павлович Чехов – гениальный писатель. Его гениальность подтверждена временем. На мой взгляд, любое его произведение можно читать-перечитывать, испытывая наслаждение, которое доставляет настоящая литература. Маленький рассказ поражает не только глубиной и целостностью, но и вызывает эмоции, которыми хочется поделиться …
artem-sailer, 23 октября 2021 г.
Блестящая зарисовка от классика: дело идёт к свадьбе, молодые и их родители радоваться бы должны, но — нет, это было бы не по-нашему. А как же расстановка ролей в будущей семье, а как же дутые амбиции новых родственничков? Правильно: тёща считает, что жених — тряпка и пройдоха, тесть видит в нём неплохого парня, с которым, однако, всё же следует быть осторожным, жених же уже имеет планы приструнить надоедливых стариков.
Возникает вопрос: а кому-то вообще мнение невесты интересно? Подобно мебели, она за весь рассказ не произнесла ни одного слова...
Поэтому финальные слова Антон Палыча «а что же будет после свадьбы?» как нельзя кстати.
Bassman2003, 10 мая 2023 г.
Не знаю почему этот рассказ оказался в «Юмористических рассказах», но смеяться мне ой как не хотелось. Плакать надо, господа, горькими слезами. Мать, которая напутствует невесте, чтоб отца не слушала и вообще он тебе считай что не родной и плохой человек. Отец, который напутствует тоже самое в адрес жены. А сватаются исключительно ради приданного. А любовь обошла стороной их. Рассказ показывающий настоящее человеческое, действительное.