Саймон Грин «Тёмное сердце Лондона»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Тёмное фэнтези ) | Детектив (Нуар )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Сверхъестественные способности, супергерои | Пророчество
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вот уже пять лет прошло с тех пор, как детектив Джон Тейлор последний раз был на Тёмной стороне Лондона. Все эти годы он кое-как сводил концы с концами, выполняя различные задания, ради которых не надо было покидать город. Но когда к нему обратилась Джоанна Баррет, разыскивающая дочь, следы которой вели на Тёмную сторону, Джону снова пришлось пройти по пути, который он так хотел забыть, и снова встретить старых знакомых, среди которых у него немало врагов.
Входит в:
— цикл «Тёмная сторона»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fox_Reinard, 8 марта 2025 г.
Продолжая искать фантастические детективы, наткнулся на подборку авторов, писавших в этом жанре. И первым среди них был Саймон Грин с его циклом «Тёмная сторона». Прочитал из цикла я только первые две книги, а на середине третьей сломался.
Собственно, на этом можно было бы отзыв и закончить :D
Но, всё же, оставлять отзыв из двух фраз как-то нехорошо, потому разверну своё мнение.
В принципе, первая книга как затравка для цикла вроде ине так чтобы совсем плоха. Мир автор создал любопытный, этакое «Никогде» на минималках. На минималках — поскольку у Геймана всё-таки мир, при всём его сюрреализме, гармоничен и вызывает «преодоление недоверия». Тёмная сторона Лондона у Саймона Грина слишком эклектична, он похож на ребёнка, который подражает повару и бездумно кидает в кастрюлю овощи, фрукты, камешки, цветные карандаши, пластилин... Прочитав первый роман, я надеялся, что в следующих книгах автор доработает свой мир, добавит в него баланса и гармонии, но — увы. И во второй и в третьей книге он всё так же не заморачивается и просто добавляет какие-то факты, объекты и сюжетные моменты, такое впечатление, что просто потому что вот это прямо сейчас пришло ему в голову. В какой-то момент это нагромождение просто рухнуло и похоронило мой интерес под собой.
Хотя бестиарий-то у автора интересный. Безликие убийцы-манекены, женщина, которая может уничтожить кого и что угодно, просто перестав верить в его существование, демоны-садомазохисты :D Персонажи тоже неплохи — Энди Бритва, Сьюзи Дробовик... шаблонны? Да. Вышли из боевиков класса «В»? Да. Но это их не портит. Жаль, что главный герой выглядит более блёклым, чем второстепенные. Он вроде как крутой... ну, по идее. Его имени достаточно, чтобы всякая шпана (да и рыбкипо-крупнее) начинали трястись от страха. С ним связана какая-то тайна. Но... он капец какой скучный!
И он нытик.
Это главный недостаток цикла. Написанный от первого лица, фактически что-то типа постоянного монолога, текст представляет из себя бесконечный поток сентиментального нытья. Сюжет тонет в нудном многословии. Любое событие, любой факт о Тёмной стороне или её обитателях, любое размышление детектива — всё это излагается не менее чем страницей пережёвывания одного и того же разными словами. При этом автор умудряется не сказать толком ничего.
В общем, книга, которую не посоветую даже очень большим любителям жанра.
Ах. да. Про детективную составляющую. Ну-у-у-у... её нет ¯\_(ツ)_/¯ Главный герой и его помощница приключаются по Тёмной стороне, их ведёт случай, совершенно не зависящий от способностей детектива — ни от детективных, ни от колдунских. В финале всё решается случайным озарением.
maxx_vik, 13 ноября 2021 г.
Такое впечатление, что автор кроме комиксов ничего не читал. В результате у него получился тоже комикс, но без картинок. Персонажи, которые можно охарактеризовать одной-двумя фразами, мысли, которые можно вместить в облачко над головой, сюжет, который можно раскрыть серией картинок. А поскольку комиксы я на дух не переношу, то не зашло.
VovaZ, 10 мая 2021 г.
Фэнтазийный детектив, можно сказать, уже привычный нам жанр. Частный детектив ведёт следствие в неком “тайном города” современного Лондона.
Сюжет занятный, с неожиданными поворотами. Сначала чрезмерно похож на тупые гангстерские разборки. Как тут метко написали, мир романа был интереснее его событий. Однако с середины интрига усложняется, становится действительно интересно. Сценизм богатый и колоритный. Герои живы и динамичны.
С начала роман вызывал некоторые сомнения, но с развитием сюжета, захватил и, в результате, понравился.
Siberia, 14 мая 2020 г.
Завораживающий темный мир. Колоритное окружающее пространство и персонажи. Обаятельное, подкупающее незаурядностью описание Темной стороны Лондона.
Произведение пронизано духом классического американского детектива 50-х, хотя и не балует полноценным детективным сюжетом. Чем, кстати, грешат многие истории на стыке фантастики и детективного жанра. Напоминает Марлоу Чандлера, если говорить о положительном сравнении. Но местами скатывается до более буквального в подходе к созданию героя-детектива Спиллейна.
Джон — «рыцарь в сияющих доспехах», с мутным прошлым и неколебимым кодексом чести в собственном понимании. Романтик, ностальгирующий по опасным потусторонним подворотням детства, с удовольствием вдыхающий воздух свободы, каким бы колючим он ни был. Может это и простоватый подход — создание этакой умеющей сострадать силы с надежными кулаками и добрым сердцем, но есть в Тейлоре и его окружении необъяснимая прелесть.
Теперь о неприятных моментах. Немного напряг резкий перескок от шапочного знакомства с клиенткой к отождествлению ее с любимой, идеальной женщиной мечты. И есть некоторые неточности в тексте. Вроде ситуации, когда персонажи пьют газировку из бутылок у которых, как мы знаем, узкое горлышко, но напиток оказывается со льдом. Но я предпочту закрыть на это глаза и продолжу знакомство с Темной стороной Саймона Грина.
StavroS98, 4 декабря 2018 г.
Считаю Саймона Грина просто невероятно, преступно недооцененным писателем в СНГ. Поэтому пытаюсь переводить его книги по мере сил. Сейчас занят переводом 10 книги из серии Темная Сторона Лондона. Планирую закончить эту серию и взяться за охотника за смертью. Очень нужны еще люди. Если есть желающие поучиться переводить и более профессиональные неравнодушные переводчики пишите в личку.
kagury, 9 июля 2018 г.
Джон Тейлор — детектив. Однажды к нему приходит женщина, отчаявшаяся отыскать свою пропавшую дочь-подростка. Джон на мели, и соглашается взяться за дело, хотя для этого ему придется вернуться на Темную сторону — жутковатое место, куда можно попасть из лондонского метро. Оно таит в себе все темное, страшное, порочное и неприличное, все запретные развлечения и удовольствия, которым не место в нормальном Лондоне. Дальше — типичный путешественнический квест. Что здесь впечатляет — фантазия автора. Он населил темную сторону всевозможными существами, пусть по большей части людьми, или человекоподобными, которые, конечно, малоприятны, но с ними можно иметь дело, хотя никому и нельзя доверять. Несмотря на проливаемые реки крови, постоянные стычки, темноту, угрозы и ужасы ночных улиц, текст сохраняет английское обаяние, а персонажи — бодрость духа и позитивный настрой. Не сказала бы, что юмор черный, а вот все остальное — да. Но, опять-таки, несмотря на это, нет ощущения ни мрачности, ни чернушности. Да, все просто и на один раз, но миленько :)
И совершенно верно сказано выше, здесь мир интереснее сюжета. И, пожалуй, ради этого мира и стоит читать.
miamortu, 28 октября 2017 г.
Коротко о том, как была сконструирована эта книга:
1) Взяты наиболее расхожие штампы нуара и доведены до несмешного абсурда. В основном, это касается типажей и диалогов. Крутой и романтичный в душе частный детектив на мели, волевая и одинокая леди, раскаивающийся киллер в рванье, отмороженная чика с дробовиком и т.д. Пафосные реноме героев, подаваемые через уста третьих лиц, куча примитивных прозвищ и попытки автора юморить в гангстерском стиле — сюда же.
2) Смешаны в кучу люди и кони. То есть, демоны, инопланетяне, прошлое, будущее, иные измерения... и говорящие кони, почему бы и нет.
3) Добавлена щепотка Лавкрафта (тоже опетросяненная) — каждые страниц пять-семь упоминается что-нибудь настолько ужасное, что от его вида люди слепнут, сходят с ума, умирают и блюют. Нет, не обязательно в такой последовательности.
Прибавьте к этому кучу ляпов навроде этого:
- гг пять лет назад сбежал с Тёмной стороны в наш мир
- у гг дар находить что угодно, поэтому в нашем мире он работает частным детективом
- дар гг работает только на Тёмной стороне
В общем, получилось дёшево и лоскутно. А единственным ощущением, оставшимся от романа, была стойкая уверенность, что у автора мозг голубя.
Рамзес, 7 мая 2014 г.
Незамысловатая, но занятная, приправленная чёрным юмором, сказка для нерадивых родителей, больше озабоченных собственными делами, чем собственными детьми, о притягательности Зла и странном человеческом свойстве ощущать вкус к жизни только спустившись в клоаку.
Ghost of smile, 22 января 2014 г.
Про саму книгу сказано было много — по сути, это набросок для начала всего цикла, причем возвращение Тейлора на «сторону ночи» очень притянуто за уши.
Я скажу про переводчика — увы, мне не повезло читать книгу в русском переводе. В русском ли — не знаю. Многократное использование слов вроде «тамошний» заставляет в этом усомниться.
Потом, в повествовании появились какие-то «электрические линии», и я в свое время очень долго думал о чем идет речь. Идут себе герои через мертвый город, и тут — электрические линии, под ногами. Выяснилось, что всего лишь «лейлайнз», термин оккультно-мистический, которого переводчик не знает.
Имена собственные переведены на русский с такой же беспощадностью. «Водопады теней» — так у нас теперь называется город Shadows Fall. Walker не менее своеобразно стал Уокером, ну очень крутым, чего сказать. А ведь это не имя, не фамилия, это — должность. «Инокианский язык» — опять же, стоило бы знать, что речь идет про т.н. енохианский язык Джона Ди, который к Еноху (Иноку в русском варианте) не имеет практически никакого отношения.
Ну и сам текст превратился в заунывный монолог — поток сознания главного героя, лишь изредка прерываемый комментариями других героев.
В общем, никому не порекомендую этот перевод, а ведь это официальное русское издание.
mogzonec, 11 декабря 2013 г.
Когда читал «Темное сердце Лондона», мне даже показалось, что Тайный город Панова был рожден благодаря Темной стороне Лондона. Только вот у Панова мир получился ярче, оригинальней, многообразней, чем у Саймона Грина. И все равно мне понравилось. Простенькое английское городское фэнтези для подростков, с традиционным героем-детективом, с миром, чем-то напоминающим Лондон Стивенсона, Конан-Дойля. Воображение не будоражит, но читать интересно.
Gynny, 11 мая 2013 г.
О цикле написать ничего не смогу, потому что не дочитала до середины и вторую историю (что про Темный Грааль — ага). Поэтому что-то могу сказать только по первой части. В плюс одно — относительно коротко. В минус — как минимум — два момента: 1) вторичность, 2) нелогичность и психологическая недостоверность.
По порядку? Пожалуй.
Вторичность
Начало изрядно смахивало на «Задверье» Геймана наоборот — не девушка из магических лондонских подземелий просит о помощи милого обывателя, а к сыщику, знающему о Темной Стороне, обращается бизнес-леди в поисках сбежавшей дочери. Далее — путь на Темную Сторону тоже через подземелье, точнее — на метро. Ага — появился сыщик, владеющий магией — это уже лапочка Гарри Дрезден и его клоны приветливо машут нам ручкой. Дальше — набор фантастических, нуарных и хоррорных штампов: друг ГГ бармен-меланхолик, безликие убийцы, гигантские пауки, плотоядный домик, «ты в ответе за кошмарное будущее» и т. д., и т. п.
Нелогичность и психологическая недостоверность
Можно поверить офисному хомячку Ричарду, когда на него внезапно сваливается Д’Верь, а за ней и проблемы. У парня нет выхода.
Но чтобы опытный сыщик, да еще маг не навел справки о своей нанимательнице с заказом на Темную Сторону... не верю.
Далее — буквально за сутки приключений Тейлор влюбляется в свою нанимательницу. Как бы не просчитывали его поведение враги, срок уж очень ужатый. Снова не верю.
И — чтобы не перечислять все — в финале девочка-дистрофик, вырванная из пасти чудовища, сразу соображает предложить себя в секретарши ГГ, причем сообщает это с хихиканьем (не нервным).
Скажите — на то она и сказка. Но здесь и со сказочной логикой не вяжется. Слишком много интриг и усилий для заманивания героя в слишком примитивную ловушку. Либо враги знают его уровень, тогда нужна магическая артиллерия калибром покрупнее, либо не знали, тогда все приключения исключительно для занять читателя на вечерок. :)
В общем, первая часть не увлекла, вторую не осилила, даже главную загадку — кто же матушка ГГ — что-то выяснять не тянет.
ksupy, 13 мая 2013 г.
Не зацепило пока. Ощущение как будто это комикс только без картинок. Мир прописан как то размыто, вроде общая картина есть, но смотришь ее как через матовое стекло. повествование скупое.
Про
trues, 10 марта 2013 г.
Это мое первое знакомство с творчеством автора, книга интересна с детективной составляющей, где главный герой частный детектив с мистической способность находить все что угодно, родом он с «Темной Стороны» это место где переплелись реальности прошлого-настоящего-будущего, где на улице можно встретить демонов и говорящих лошадей, отобедать в призрачном кафе или столкнутся с инопланетянами, сам главный герой имеет репутацию «монстра» и многие хотят его убить с самого его детства, он покинул темную сторону поклявшись не возвращаться туда, прошло пять лет и ему предложили работу найти сбежавшую девочку которая по слухам отправилась на темную сторону, хорошие деньги и на первый взгляд легкая работа, и вот Джон Тейлор вновь на темной стороне да только дело намного запутанней чем казалось на первый взгляд... Больше всего в книге мне понравился мир, серый, мрачный, где некогда не встает солнце, где жизнь ничего не стоит, а смерть поджидает за каждым углом.
Синяя мышь, 6 января 2011 г.
Никто не скажет о сюжете лучше, чем Джон Тейлор: «если ты занимаешься частными расследованиями на Тёмной Стороне – в тайном магическом сердце Лондона, где боги и чудовища ходят по одним и тем же улицам, а подчас посещают одни и те же сеансы групповой психотерапии, – ты регулярно попадаешь в ситуации столь же опасные, сколь и причудливые.». Одна из немногих книг, где мир интересней сюжета, а потому читатель может вести себя как турист, восхищаясь фантазией автора и наслаждаясь своей безопасностью за плечом Джона Тейлора. Впрочем, о сюжете я тоже не хочу сказать ничего плохого – классический нуар-детектив в фентезийной обстановке. И главный герой с катастрофически неустроенной личной жизнью, твердыми принципами, большими кулаками и тайной прошлого идеально вписывается в рамки жанра, хотя таких безумных и странных друзей больше ни у кого нет…. Саймон Грин пошел куда дальше большинства авторов городского фентези – если они заставляют возникать в городе островки магии, то Саймон Грин сделал магическим целый город. И не стоит садится в первое попавшееся такси на Темной стороне – некоторые автомобили работают вовсе не на бензине….
Sttascha, 20 января 2010 г.
Самое лучшее в этой книге — это придуманный мир. Яркий, необычный, привлекательный и одновременно мерзкий, противный и страшный. Описательная часть книги автору определенно удалась. Чего не скажешь о детективной. А может быть преувеличу (хотя вряд ли намного), если скажу, что детектива тут практически нет. Читателю выдается очень мало информации, чтобы делать какие-то логические выводы. По сути книга — это большое введение в новый мир. Здесь мы с ним только знакомимся с герой и вселенной. Оттого большую часть книги даже не задумываешься о наличии внятной детективной линии. А когда задумываешь, то понимаешь, что дело-то к финалу и конец вот он уже через десяток страниц. И что остается? Остается только взять следующий томик цикла.