Эсхил «Эвмениды»
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Религиозное (Язычество ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Часть трилогии пьес Эсхила «Орестея».
Входит в:
— пьесу «Орестея (трилогия)»
— антологию «Греческая трагедия», 1950 г.
— антологию «Эсхил. Софокл. Трагедии», 2001 г.
— антологию «Античная драма», 2007 г.
— антологию «Античная трагедия», 2018 г.
- /языки:
- русский (10), албанский (1)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- С. Апт (5), Вяч.И. Иванов (4), И. Кадарэ (1), Ф. Петровский (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 19 июня 2016 г.
В заключительной пьесе «Орестеи» проявился фантастический элемент — в действие вступили олимпийцы Аполлон, Афина, Эринии. Эринии преследуют матереубийцу, Аполлон его защищает, Афина, председательствующая на суде, оправдывает.
Аргументы обвиняющей и защищающей сторон весьма любопытны. По сути спор идет о том, кто главный родственник человеку — отец или мать. Эринии считают, что мать, поскольку она носит и кормит. Аполлон и Афина отдают первенство отцу, поскольку мать лишь вынашивает семя. Данная позиция косвенно поддерживается Зевсом, с подачи которого Аполлон склонил Ореста на убийство матери. В литературе находит отражение патриархальность античного общества и принципиальное одобрение им принципа кровной мести. Эринии практически оправдывают Клитемнестру тем, что она не состояла с супругом в кровном родстве. То есть божественные мстительницы преследуют лишь за убийство родственника, судить убийство прочих — не их дело.
Интересно также отношение Эринний к вердикту. Проиграв процесс, божественные мстительницы почувствовали себя обиженными и вознамерились навлечь на Афины всевозможные бедствия. Но Афина пообещала им удобный дом, почитание народа и щедрые подношения. Грозные старицы покапризничали немного, но в итоге с удовольствием согласились, то есть признали приговор. Даже божественные сущности не чужды корысти, и взятка — отнюдь не изобретение наших дней.
Афина вершит суд субъективно. Ей лично ближе мужское начало, и это становится поводом отдать голос за оправдание Ореста. Но при этом свой голос она отдает последней, когда все участники Ареопага уже проголосовали. Голос богини стал решающим лишь потому, что соотношение прочих голосов оказалось равным. При ином раскладе голосов она могла бы оказаться и в лагере проигравших. Данный момент показывает, что олимпийские боги вмешивались в жизнь людей, но не требовали рабского подчинения. Человек имел право свободно выразить свою гражданскую позицию.
И, наконец, любопытна напутственная речь Афины к судьям. Из нее следует, что дело Ореста — первая тяжба о крови пролитой, рассмотренная Ареопагом. Учитывая тесную связь религиозных мифов, традиции и законотворчества в древнем мире, не исключено, что решение Афины по данному делу сыграло свою роль в развитии судебной системы античных городов.
Пьеса эта ценна не только как литературное произведение, но и как источник исторических сведений о давно исчезнувшем мире. Читаешь такие вещи, и словно смотришь сквозь века. Потрясающее ощущение!