Олег Верещагин «Никто, кроме нас»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | Утопия )
- Общие характеристики: Военное | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
И вновь, как десятилетия назад, в начале 1940-х, горит многострадальная русская земля. Но на этот раз с огнем и мечом идут по ней не фашистские захватчики, а «ооновские миротворцы», вознамерившиеся покончить с российской государственностью и установить на просторах России свои порядки. И вновь, как в годы Великой Отечественной, плечом к плечу со взрослыми, с теми, кто не сдался, не предал, не променял Родину, сражаются мальчишки и девчонки, пришедшие на смену пионерам-героям той священной народной войны. Этих юных воителей можно убить, но сломить их дух не удастся никому и никогда.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Михаил Горожанин, 27 ноября 2013 г.
Тоже хочу поделиться, ибо наконец домучил...
Именно домучил.
В книге нет сюжета. Отдельные рассказики, связанные иногда общими героями — это не сюжет.
Да, я за патриотизм. Его действительно стало совсем мало. Но патриотизм в этой книге, хоть и действительно вызвал пару раз комок в горле, очень быстро скатывается в фарс и не вызывает ничего, кроме кривой ухмылки.
Книга пафосная донельзя.
Пафос во всем: в смертельной и гибельной ситуации в стране в начале книги, в описании крутых, уверенных в себе америкосов-захватчиков, в зверствах их подручных из стран третьего мира (надо сказать, что автору не чужд расизм — американцы у него как правило, прописаны уважительно, окромя случаев полной трусости перед неизбежным концом, а все изуверы и насильники — либо негры, либо западные славяне, либо турки), в героических смертях подростков, в возрождении пионеров, в победах, в победных парадах, а главное — в речах... И даже в скромном пафосе объяснения фамилии одного из героев, совпадающей с фамилией автора («Был такой герой в старом советском фильме»)
Речей в книге много. Они патриотичные, не вопрос, они проникновенные. Но уж больно напоминают речи какого нибудь начальника в каждом американском боевике, когда кто-то влезает на крышу машины и толкает речь перед решающим боем, после которой все собравшиеся хлопают оратору, и в бой.
Описанные встречи людей после разлуки трогают. Трогательны и сцены прощаний героев перед смертью. За это плюс.
Подростки разговаривают, как пафосные взрослые. Ну вот, хоть убейте, не говорят так подростки и дети. Даже пережившие страшные вещи и рано повзрослевшие (и я знаю, о чем говорю). И когда десятилетний мальчик, обвешанный связкой гранат, заходит в бункер украинцев, зверски надругавшихся над девочкой которую он любил, и на вопрос: «Ты куда?» спокойно отвечает: «Вы- в ад, а я — к Маше, и маме» и подрывает себя.... Двойственное ощущение. И трагизм ситуации трогает, и не верится.
Не верится и когда двенадцатилетний пацан, вернувшись к товарищам-партизанам, весь увешанный М16 и амуницией, рассказывает о подвиге так: «Там дом был, в комнате два негра трахали бабу, а еще один — десятилетнего пацана. Я подождал когда они угомонятся и уснут, и все у них спер». И его приветствуют, как героя.
Знаете, я когда-то очень ждал фильм про Волкодава. Очень. Ибо книга очень хороша. И трейлер был многообещающим, несмотря на то, что «по мотивам». Но как только в начале фильма в сверток, изображающий младенца, воткнулась стрела, а враг вонзил меч именно в живот беременной девушке — я сразу понял, что фильм дерьмо. Потому что только дерьмовый режиссер начнет нагнетать «реализм» именно выпячиванием подобных зверств.
Во всех фильмах всегда самые трагичные моменты связаны с детьми и угрозой их жизни. Даже в замечательных «Пиратах Карибского моря» многочисленные убийства горожан в начале фильма пролетают мимо, а плачущий малыш, потерявший мать, вызывает едва не слезы. С учетом того, что во всем фильме это единичный кадр, он очень, очень трагичен. А в книге Верещагина это — через страницу. Убийство детей, изуверские пытки детей, надругательство над телами убитых и замученных детей, насилие над детьми, разврат с детьми. Этого стоооолько! Что вызывает уже не ненависть к натовским насильникам/убийцам/изуверам, а вопрос к психике автора.
Про техническую составляющую. Я не знаю, имеет ли автор отношение к войне, но впечатление от описания боевых сцен опять же двоякое. Вроде и со знанием дела (наверняка автор проконсультировался со знающими людьми), но многочисленные вставки аббревиатур и названий вооружения (причем, многие без сносок) — аляповаты. Если это дань «сталкеровской волне», то как-то... не проканало. Хотя про противостояние Боже с натовским снайпером прочитал с громадным интересом.
И, наконец, клише.
Это жесть. Они тут есть абсолютно все.
Враги.
Враг, перешедший на нашу сторону по идейным соображениям. Враг, патетически задающийся вопросом «кому все это нужно». Враги, от страха обмочившие штаны. Враги, улизнувшие от возмездия. Враги, улизнувшие было, но которых возмездие достигает. Враги, у которых возмездие настигает не их, а их близких. Изуверы-палачи. Простые солдаты («что с кнехтов взять — подневольно шли...»). Простые солдаты, сразу сдающиеся в плен ибо раскаявшиеся. Враги, раскаявшиеся, и за это убитые своими. Враги упорные. Враги, не сдающиеся от злобы. Враги, убивающие своих за трусость. Враги мерзкие, растлители. И даже враги хорошие, которых готовы взять в отцы и уехать с ними в ненавистную Америку русские дети. И даже — это меня убило! — враг, брат близнец русского парня, когда-то усыновленный в Америку, завербованный, приехавший воевать, и убитый в бою именно своим братом-близнецом... Зита и Гита, блин...
И наши герои.
Отчаявшиеся персонажи и успокаивающие их персонажи. Малодушные, но проявляющие себя персонажи. Предатели Родины. Предатели, наказанные сразу. Предатели, наказанные потом. Предатели, оставленные в живых («пусть живет с этой мыслью до конца своих дней»). Герои, павшие без пафоса. Герои, погибшие геройски, Герои, погибшие геройски и вдохновившие на подвиг своей гибелью. Безымянные герои. Признанные публично герои. Скромные герои. Герои, вернувшиеся домой. Безутешные матери. Счастливые воссоединения.
Поймите меня правильно. Я патриот. Я восторгаюсь людьми, способными на подвиг. Совершившими и совершающими его. Я бы очень хотел, чтобы моя четырнадцатилетняя дочь была способна на подобное (не дай бог, конечно, появлению таких обстоятельств). Но...
Ну вот поменьше бы шаблонов... Поменьше громких слов... Поменьше пафоса в поступках... Все читалось бы совершенно по-другому. Даже при отсутствии сюжета.
Резюме. Книга про любовь к Родине. Книга про жертвы и подвиг во имя Родины. Книга про патриотизм в крайне тяжелых условиях. Книга про чувства людей среди жестокости. Это прекрасно идейно и этим книга пронизана. И это огромные плюсы.
Ужасная реализация. Несвязанность, пафос, шаблоны, излишняя, старательно выпячиваемая жестокость, расписанная в подробностях, откровенный национализм. Сразу хочется найти афроамериканца / турка / венгра желательно американского гражданства и порвать его жопу на американский же флаг.
Низкопробные приемы. Неправдоподобная. Даже для альтернативной истории.
Крайне тяжело читается, несмотря на несложный язык. Никогда ее больше не открою. Рад, что не купил, а взял почитать. Но на полку не поставил бы. Не стоит оно того.
dimon1979, 11 июня 2013 г.
Олег Верещагин — один из немногих сегодня писателей, которые пишут книги патриотического направления. Автор работает учителем истории в обычной школе, постоянно контактирует с подрастающим поколением, поэтому у него есть возможность изнутри изучить тенденции развития современного подростка. Ни для кого не является секретом, что за прошедшие двадцать лет полностью изменилась система ценностей. Страны бывшего СССР плотно соприкоснулись с западной культурой, переняв для себя их отношение к жизни. Экраны телевизоров заполонили тысячи фильмов и сериалов, которые не несут в себе ничего, кроме грязи и пошлости. Телепередачи рассказывают о чем угодно, от производства наркотиков до создания тоталитарных сект. Все это несомненно накладывает отпечаток на несозревшие умы, дает неправильное представление о жизни, о месте человека в обществе. Огромную роль в формировании личности играет семья, школа, друзья. Родителям зачастую некогда заниматься воспитанием, из-за необходимости зарабатывать на содержание семьи. В школах работают обычные люди, которым важны прежде всего свои личные проблемы, а воспитывать детей им тоже некогда. Исключений, конечно же хватает, есть люди искренне увлеченные своим делом и они выбрали своим призванием профессию учителя. Но таких примеров не очень много. Олег Верещагин делает все возможное для воспитания настоящего человека, одним из способов влияния является написание книг.
Из своей школьной программы по истории, я хорошо помню имена пионеров-героев, которые погибли сражаясь с фашистами — Валя Котик, Марат Казей, Леня Голиков, Володя Дубинин. Это были обычные подростки 13-14 лет, которые отдали свои юные жизни за Родину. Великая Отечественная война потребовала от каждого человека максимальной отдачи и дети не стали исключением. В своем романе «Никто, кроме нас», Олег Верещагин показал точно таких же подростков, только выросших в наше время. В мирное время, это были самые обычные дети. Они играли в войну, любили компьютерные игры, занимались спортом, плохо или хорошо учились в школе. Но пришло страшное время для их Родины, и многие лишились всего в жизни. Погибли родные и близкие, друзья сидят в концентрационных лагерях, в их домах живут убийцы и насильники, какой вариант для продолжения жизни? Только месть, только ненависть к врагу, только уничтожение захватчиков любой ценой, даже ценой своей жизни. Это очень страшно, когда дети должны выполнять работу взрослого мужчины и с оружием в руках защищать свою землю, но других вариантов быть не может.
Автор нарисовал очень страшный сценарий развития событий в ближайшем будущем. Нельзя ни в коем случае допустить, чтобы подобное, когда-либо еще повторилось. Чтобы в угоду чьим-то скотским интересам гибли тысячи безвинных людей, а другие тысячи становились рабами. Олег Николаевич, продолжайте писать книги, потому что Ваши идеи несут людям уверенность и необходимый заряд жизненных сил.
Asaris, 9 мая 2017 г.
Основная версия будущего от Верещагина описана в других произведениях — целом цикле от «Очищения» до разных там «Хрустальных Яблок». А «НКН» — альтернативный вариант. Связанный с повестью, где новые американские конфедераты воюют с неграми и прежней властью, наделенными всевозможными пороками. Но произведения с первым вариантом будущего мне нравятся больше — с литературной точки зрения, конечно. :) Хоть и состоят они ( особенно «Очищение» с «Возрождением» ) из «роялей в кустах» чуть менее, чем полностью. Однако, там автор создал своим воображением мир — интересный и не особо противоречивый по своей внутренней логике. Мир, который создал демиург, русский патриот-имперец со своеобразным чувством меры — чему тут удивляться? :)
Мир «НКН» гораздо более смахивает на наш. Оттого и несуразицы в нем куда более бросаются в глаза. И агитка более очевидна. В некоторых моментах ( как вот описание некоторых злодеев, прототипом одного из которых стал коллега Верещагина по писательству и блоггингу, с которым Олег Николаевич в свое время повздорил в сети ) даже вспоминается Никос Зервас. Что уже показатель дна.
Приключенческая составляющая, «экшон», жуткие моменты, описания еды и отдыха — на высоком уровне, как обычно у Верещагина. Что, собственно, и не дает роману скатиться на самое днище.
Вывод... Обычно говорят, что таким произведениям ставят либо минимальные оценки, либо максимальные — в зависимости от согласия, или несогласия со взглядами автора. Что тут сказать? Я, как бандеровец, никак не могу согласиться ни с взглядами Верещагина, ни с тем, какую судьбу он отводит моей стране в своих утопиях. Но на мою оценку литературных качеств его произведений, это не влияет особо. Максимум вреда от Верещагина — какой-то мальчищка начитается его опусов и поедет «косить укроп», с энтузиазмом, достойным лучшего применения. И вернется в неполном комплекте. Но Верещагин здесь не обязателен — его роль может сыграть хоть... Джордж Лукас со своими «Звёздными Войнами»...
Оценка самая средняя.
mill98, 6 июня 2016 г.
Любопытная компилляция различных произведений. От Свена Хасселя — умопомрачительная «боёвка». Из «Дневников Тёрнера» — махровый нацизм, притворяющийся патриотизмом и общая схема повествования. Плюс герои-пионеры из советских книжек для детей. Плюс автор вводит в повествование себя любимого в виде Рэмбы отечественного разлива — ход весьма спорный.
В итоге — малопривлекательное чтиво с парой занятных моментов.
mogzonec, 15 августа 2017 г.
Довольно-таки жестокая книга, полностью оправдавшая мнение о творчестве Верещагина, как писателе, пишущем о детях для взрослых. Патриотическая возвышенность, пафосность, простота изложения, яркие эпизоды боевых действий, быта, запоминающиеся характеры — все это делает книжку привлекательной. Можно соглашаться или не соглашаться с идеологией романа — дело каждого читателя. Но вот в таланте Верещагину уж точно не откажешь, равно, как стоит признать и его бескомпромиссность. Думается. что книга точно нравится подросткам и взрослым дядям и тетям, любившим в детстве читать книги про войну и про детей. Фантастических допущений в книге практически нет, ну разве что вторжение «миротворцев ООН» и сил НАТО с целью ликвидации России как страны. Антиутопических мотивов не проглядывается, равно как и утопий в конце книги. Скорее не утопия, а идиллическая картина. Ураганный сюжет так штормит из стороны в сторону, а приключения столь невероятны, что роман отнесен к жанру фантастических именно по этой причине.
MarchingCat, 5 марта 2017 г.
По ряду параметров — сказка, конечно. Имеется ввиду, если рассматривать возможность такой войны и именно в таком виде. По-сути, автор рассказал о возможной будущей войны на шаблонах 2 мировой. Ну не зря же есть поговорка: «генералы воюют прошлыми войнами». Одно то, что автор как-то подзабыл, что Россия — ядерная держава, уже ставит крест на реализме. И это лишь один, пусть большой, но именно что из многих ляпов романа. Вот только... Но ведь не в этом соль и суть.
Ведь Верещагин просто придумал войну будущего такой, чтобы ему было удобно наглядно показать какими должны быть Русские люди вообще и дети в частности. И показал очень хорошо.
Всё что касается самой войны как таковой — вообще выше всяких похвал. Трагизм, ужасы войны, геройство настоящих сынов Родины. Всё правдиво до натурализма. Хватает моментов, где у иного читателя и слеза на глаза навернётся. Книга о патриотизме. Не на словах, не сахарном-диванном, а о настоящем. О том, что ты готов сделать для Родины. Не для текущего правительства, а именно что для Родины. Для своей земли, для сохранения нации, для выживания русского духа, культуры, всего того, что делает Русь — Русью.
То есть, да — агитка в форме романа. Ну, честно-цинично говоря. Но что по мне — отличная агитка. Правильная смысловая нагрузка и отлично читается как художественное произведение.
Enciso, 18 ноября 2012 г.
Чем-то напомнило «Русские идут» Никитина, правда с гораздо большим градусом неадеквата.
Вообще-то, чисто «самиздатовское» произведение, которое в нормальные времена (кстати, в советские тоже) никто бы даже не подумал публиковать на бумаге. Понятное дело, что художественной ценности в книжке ноль — сюжет избитый, литературный уровень беспомощный, так что это чисто пропагандистское произведение. Я даже не знаю, что вызывает большее отторжение — навязчивый садо-мазохизм автора или настойчиво втюхиваемые им коммунистические идеи самого густопсового разлива.
В общем, ужасный шлак, как и почти все книги этого издательства.
Эндер, 27 января 2013 г.
Россия. Близкое будущее. Войска НАТО при участии контингента ООН входят на территорию России для ее оккупации под предлогом восстановления так называемой «демократии». Враги многочисленны и жестоки. Но снова, как и много раз в прошлом, как и 70 лет назад, наш народ встает на отпор агрессору. И снова среди партизан и солдат совсем юные патриоты. Действие романа разворачивается в Воронеже, в Тамбове и на Ставрополье. Герои книги уничтожают захватчиков в городах, лесах и в небе на планерах («Крылатая сотня») и часто гибнут сами…
Стоит отметить достаточно сухой, но при этом емкий и образный язык автора, интересную композицию роману, умело собранного воедино из отдельных сборников рассказов. Сюжет динамичен и строен. Правдоподобно показано перерождение юных героев романа из обычных подростков-потребленцев нашего времени в настоящих патриотов России.
Замечательно написанный роман обязателен для прочтения всеми настоящими патриотами России и вызовет (и вызывает, что видно по прямо пещерной злобе некоторых отзывов на сам роман и отдельные рассказы) бессильное бешенство у белоленточной и иной отечественной и импортной плесени, стремящейся уничтожить нашу Родину.
george1109, 14 октября 2012 г.
Всегда сложно говорить о книге, которая начинается как антиутопия, а заканчивается полной противоположностью. Утопической. Добавим сюда, что фантлабовский классификатор допускает еще одно двоякое толкование «НКН». С одной стороны, необходимо ставить галочку в графу «только для взрослых». С другой — роман предназначен, в первую очередь, подросткам...
По сути, это максимально удачно исполненная агитка. Из той, прошедшей эпохи Державы. Разумеется, со всевозможными новыми реалиями, что дела, в принципе, не меняет. При ином политическом строе ее могли бы рекомендовать для внеклассного чтения... Впрочем, при ином строе в таком романе не возникло бы необходимости.
Единственное, что портит «НКН», это литературный уровень. Далеко не блестящий, хотя и не хуже большинства выходящего сегодня чтива. Но. От агитки шедеврального стиля никто и не ждет.
Итог. Грустная и одновременно пронизанная кровавым оптимизмом вещь, которую вряд ли оценит большинство. Жаль.
wic, 21 октября 2012 г.
Ставлю 9 только за патриотизм. Слишком уж мало его стало в современных произведениях. Хотелось бы побольше и в более качественных текстах