В. Ропшин «Конь бледный»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Революция | Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
В.Ропшин — литературный псевдоним Бориса Савинкова.
Входит в:
— журнал «Подвиг 2017'02», 2017 г.
Экранизации:
— «Исчадье ада» 1991, СССР, реж. Василий Панин
— «Всадник по имени смерть» 2004, Россия, реж. Карен Шахназаров
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kastro777, 20 августа 2014 г.
«Конь бледный» — далеко не развлекательное произведение. По своей сути это мемуары, которым автор придал форму художественной повести. Как и во всех произведениях подобного жанра главной характеристикой, определяющей интерес читателя, является не столько даже литературные способности автора, сколько неординарность его личности и занятий.
Неоднозначность фигуры и извилистые петли судьбы Бориса Савинкова более чем подходят для поддержания не остывающего внимания публики. Действительно, не так уж и много террористов и откровенных убийц, не гнушающихся собственноручно взрывать, стрелять и вешать врагов, запечатлели собственные похождения на бумаге. А чего стоит злая насмешка рока, по воле которого атеист и революционер, организовавший убийство великого князя, губернатора Московского и дяди самого Императора (этот эпизод жизни как раз описывается в повести), под конец своей жизни сражается плечом к плечу с белыми, а потом и вовсе руководит шайкой зеленых бандитов? Борис Савинков всю свою жизнь положил на алтарь борьбы, сначала против императорской власти, а потом уже против большевизма. Несмотря на всю спорность его личности, сквозь текст чувствуется искренняя любовь к России, которую он искренне любил. Тем большей трагедией для него стало то, что его Родина умерла еще раньше чем он, и Савинков сам приложил к этому руку.
Но в данной повести освещается прежде всего не аспекты политической борьбы и грустные курьёзы судьбы (это будет в основном темой следующей повести – «Конь вороной», описывающей эпизод жизни автора в качестве белогвардейца и главаря ватаги анархистов), а психологические мотивы, толкающие совершенно разных людей на вооруженное сопротивление режиму. Портреты всех входящих в «группу ликвидации» выписаны Савинковым очень четко и рельефно, в них не чувствуется фальши и наигранности, они во многом противоречивы (собственно как и почти все люди), но у каждого есть свой «движитель» борьбы, часто не похожий на мотивы других. Одну из главных ролей занимает исторический персонаж Иван Каляев, непосредственный убийца Великого князя, умудряющийся сочетать в себе истинную религиозность и веру в догматы церкви с фанатичным, немного фаталистическим принципом борьбы с режимом.
Основой повести, и это вполне естественно, служит мироощущение самого Савинкова, вполне определенно показывающего, что может толкать активного и жесткого (даже скорее всего жестокого) человека в горнило кровавой классовой схватки. Несмотря на прошедшую сотню лет, смену эпох и кажущееся изменение мировоззрений, похожие мысли и мотивы вполне естественны и для нашего времени. «Если бы я мог, я бы убил всех начальников и правителей. Я не хочу быть рабом. Я не хочу, чтобы были рабы» — таков постулат Савинкова о классовой борьбе, однако вряд ли его можно назвать идейным социалистом и, по видимому, ключом к пониманию пути и личности знаменитого террориста служат в большей степени другие идеи. Об этом свидетельствует не только его дальнейшее «перерождение», но и то, что после публикации данной повести Савинкова хотели исключить из партии за воззрения, не ложащиеся в общепринятую канву социализма. Некоторые из других посылов, отражающих истинные мотивы Савинкова, в той или иной степени повторяются в повести и их можно свести к двум цитатам, определяющим суть философии этого неординарного человека в тот период жизни: «Я не знаю, почему нельзя убивать. И я не пойму никогда, почему убить во имя свободы хорошо, а во имя самодержавия дурно»; «И если нет у меня бога, я сам себе бог». Каждый сам может для себя решить, что представляет из себя главный герой – жестокосердного убийцу, нашедшего благодатную стезю для приложения своих склонностей, или идейного борца с режимом за права угнетенного народа. Истина, я думаю, будет как всегда где-то посередине.
Можно не разделять мнение Савинкова по отношению к людям, государству, убийствам, однако сама возможность узнать, что творится в душе у таких людей весьма интересна и познавательна. С этой точки зрения повесть очень полезна, но также она может понравится любителям исторической литературы – ведь здесь описаны реальные события, пусть и приправленные изрядной долей философских воззрений главного действующего лица.