fantlab ru

Курт Воннегут «Синяя Борода»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
203
Моя оценка:
-

подробнее

Синяя Борода

Bluebeard

Другие названия: Синяя борода

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Это роман, но это и трюк, вымышленная автобиография. Не надо воспринимать книгу как серьезную историю абстрактного экспрессионизма, первого значительного направления живописи, зародившегося в Соединенных Штатах Америки. Это история того, как я воспринимаю разные вещи. Не более того.

Рабо Карабекяна никогда не существовало, равно как Терри Китчена, Цирцеи Берман, Пола Шлезингера, Дэна Грегори, Эдит Тафт, Мерили Кемп и всех остальных персонажей этой книги. Что касается реально существовавших, притом знаменитых людей, которые мною упомянуты, то я не заставил их делать ничего такого, чего они не сделали бы, попав в подобные обстоятельства.

Позвольте заметить, что многое в книге — реакция на непомерные цены, которые в уходящем столетии платили за произведения искусства. Фантастическая концентрация банкнот дала возможность некоторым людям и организациям материально стимулировать кое-какие человеческие шалости с неуместной и потому огорчительной серьезностью. Я имею в виду не только детскую мазню, выдаваемую за искусство, но и прочие ребяческие забавы — когда взрослые, как дети, носятся, прыгают или мяч гоняют.

Или пляшут.

Или распевают песни.

Мы для того и существуем, чтобы помочь друг другу справиться со всем этим, как это ни назови.

© Курт Воннегут

Похожие произведения:

 

 


Курт Воннегут. Том 5 (1)
1992 г.
Рецидивист. Синяя борода
1993 г.
Избранное. Том 1
1994 г.
Синяя Борода
2010 г.
Синяя Борода
2010 г.
Синяя Борода
2010 г.
Синяя борода
2019 г.
Галапагосы. Синяя Борода
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Виток эволюции
2018 г.
Балаган
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Novels 1987–1997
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный роман-трюк, роман-ловушка, сюрприз с двойным дном. С одной стороны, это вымышленная автобиография художника абстрактного экспрессионистов, повидавшего весь двадцатый век. С другой — отсюда сочится сам Воннегут, который кстати сам был ещё и художником. С третьей — это мировоззренческий и афористичный памфлет на культуру, на творцов, на влияние событий на жизнь.

Главный герой — усталый, но не сломленный, буквально пример удивительной и сложной личности, живой, трепещущей и натуральной.

Один из лучших романов Курта Воннегута, несправедливо пропускаемый на фоне легендарной «Колыбели для кошки» и «Бойни номер пять».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В жизни всякое случается, и плохое и хорошее. Перестань оценивать свою жизнь, просто будь благодарен за сам факт жизни, за эту возможность прожить все эти события, чувства. Они бывают ужасны, или ты от них на седьмом небе от счастья. Если к жизни относится легко, без напряга, без её исключительной важности... то жизнь чудесным образом становится подобна лёгкой прогулке, даже если в ней тебя убивают, калечат, морят ли голодом, или дают несметные богатства, причем просто так, без усилий, всё это — просто стечение обстоятельств и событий, которые случаются, а ты принимаешь в этом участие как тело, или «мясо», как нечто, что ты до конца не понимаешь, да и зачем это понимать. Жизнь не для того, что бы её понять от начала и до самых глубин, а для того, чтобы её прожить, легко и непринуждённо и в конце ощутить только благодарность за то, что она случилась именно с тобой.

Курт Воннегут — непревзойденный мастер показывать жизнь такой легкой и простой. Его роман «Синяя борода» — это эликсир для измождённой от добровольного бремени души. И это бремя — важность собственной жизни.

...

- Ведь что есть литература, Рабо, — сказал он, — как не печатный листок с отчетом о событиях из жизни атомов, до которых никому во вселенной нет дела, кроме горстки других атомов, подцепивших заразу под названием «разум».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее время читаю по 2 романа Воннегута в год и диву даюсь — как мог я пренебрежительно относиться к такому автору. Раньше я считал его лишь очередным «поделкиным», спекулирующем на теме 2-ой Мировой, а теперь считаю Курта Воннегута самым знаковым писателем ХХ-го столетия: так, как он, по-моему, никто не передал дух того времени. Времени, вибрации которого я успел уловить, болтаясь на хвосте века. Знаковым есть даже сам писательский стиль Воннегута — эдакий постмодернисткий сборник плохих анекдотов (стиль этот, надо сказать, очень старательно выдерживается от книги к книге и внутри них самих).

****

Конкретно про данную книгу можно сказать, что это не худший выбор, чтобы познакомиться с автором, но лучше начать с более известных его произведений. Бывалым же читателям Воннегут подготовил очередную фирменную подборку историй про людей, которые с будничной непосредственностью прошли через самое трагичное (пока что) событие Нового Времени, а потом их «накрыло» А как было не накрыть, когда выясняется, что всю немыслимую цену было уплачено лишь для того, чтобы перековать слегка запаршивевшую человеческую мораль на серебряный кругляк, которым тут же оплатили взнос за участие в следующем подобном событии...

****

Мне не дает покоя фигурирующее в романе число 5219. Я не разбираюсь в каббалистике, чтобы дать ему простое, испытанное временем толкование, а современные методы в лице гугл-запроса предлагают лишь гугл-отаеты. Увы

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это роман, но это и трюк — так в самом начале книги предупреждает нас автор. На самом деле это даже двойной трюк, своеобразное двойное литературное сальто-мортале. Это и автобиография вымышленного американского художника, и рассказ Воннегута о своих собственных жизни и творчестве. Я во всяком случае, стал лучше понимать его творческий путь после прочтения этой книги. Да, Воннегут не был абстрактным экспрессионистом, но он стал одной из ярчайших звезд плеяды, что воссияла в США после Второй Мировой войны, и на звездно-полосатых знаменах которой красовалась надпись ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ, «ЧЕРНЫЙ ЮМОР». Джозеф Хеллер, Норман Мейлер, Джон Барт. И позже вступившие — Пинчон и Бартелми. Их творчество стало, как и абстракционистов во главе с Джексоном Поллоком, самым весомым вкладом Америки в сокровищницу мировой культуры второй половины 20 века.

И Воннегут этим романом показывает, что он, как и его персонаж Рабо Карабекян, не сдался. Не стал ни филистером от культуры, ни продажным коммерческим писакой. Он помнит, кто он, и из какой почвы растут корни его творческой самости. Он все тот же хохмач, умница и трагик, понимающий и принимающий всю невероятную красоту и сложность бытия.

И еще о названии. Мне кажется метафора синей бороды — это напоминания всем, желающим слышать, что суть и сокровенное в художнике — это тайна за семью мощными замками и толстенной дверью. А единственная его кладовая, из которой он черпает силы и материал для творчества — это память о том что он любил и кого больше всего любил на этом свете — и кого потерял безвозвратно. Он не убийца, а наоборот — возродитель и даритель новой жизни, бессмертной.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В поздних романах Воннегута динамика повествования «еле ворочиется». Да и в ранних — она была не быстрая, но это и понятно: время было другое, подход был другой, да и философские размышления требуют «пониженных оборотов». Это сейчас всё динамическое. Это я к тому, что приступая к этой книге надо быть готовым что она может запросто усыпить читателя. И это несмотря на то, что автор затрагивает острые социальные темы. Это же Воннегут! Да, есть над чем задуматься, да — не такой как ранние романы и да, я соглашусь, что это трюк — весь этот роман — это подготовка к кульминации и сама кульминация. А она очень хороша.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга о творчестве и о творцах. Рассказ ведется от лица художника, который обладает потрясающей техникой, но его картины при этом шедеврами не считаются. А все потому что ему нечего сказать своими картинами. Вот он и считается всего-навсего хорошим иллюстратором. Это героя не устраивает и он всю свою жизнь страдает и ищет своего пути в искусстве. Причем жизнь у него очень богатая на события. Повествование то и дело перемещает читателя то в довоенную Америку, то на поля сражений мировой войны, то в общество художников-абстракционистов, то в дом главного героя в его преклонном возрасте, где вместо семьи, которой у него давно нет, собирается очень странная компания. Ну и конечно в конце своей долгой жизни герою все-таки удастся создать свой главный шедевр. Одна из моих любимых книг, очень ее советую всем, кто ее раньше не читал. В ней говорится о многом, при чем мне эти мысли показались очень близкими. Например, об отношениях мастер-подмастерье, о любви в молодости и о любви в старости. В молодости главный герой был беден и неизвестен и это привело к тому, что он потерял свою возлюбленную, в старости он знаменит и баснословно богат, потому что картины его друзей-художников, бывших тогда безвестными бунтарями от искусства, которыми они расплачивались с ним за мелкие долги, теперь стоят безумных денег. Но ему эти деньги теперь совершенно не нужны. В книге есть много неожиданных и интересных поворотов сюжета. Есть загадка, которая исподволь раскрывается и восхищает читателя (загадка над которой все общество ломает голову — что же скрывается в картофельном сарае героя). Я например, в полном восторге от описаний, например от описания мастерской художника, учителя главного героя. Так же Воннегут, в отличие от некоторых авторов, описывая загадочный шедевр главного героя, не отделывается некими туманными словами, а очень подробно рассказывает что на нем изображено. Прекрасная книга, уверен понравится многим. Она можно сказать совершенно не фантастическая. Помимо вымышленных персонажей в ней действуют и реальные лица, например, художники, зачинатели американского абстракционизма. Прекрасно передана атмосфера общества художников, дома разбогатевшего иллюстратора, армянской семьи и т.д. Прочтите, не пожалеете

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх