Леонид Леонов «Барсуки»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Революция
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Барсуки» — первый роман выдающегося советского писателя Леонида Леонова — это крупное эпическое полотно, реалистически изображающее драматические эпизоды революционной борьбы в деревне.
Первая публикация — «Красная новь», 1924, №№ 6-8.
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Рассказы», 1927 г.
— антологию «Русская советская проза», 1977 г.
Экранизации:
— «Барсуки» 1968, СССР, реж. Лидия Ишимбаева, Виктор Рыжков
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 20 апреля 2024 г.
Егор Иванович Брыкин приехал в родную деревеньку Воры «женихаться»......из города приехал, чуть ли не на «тройке с бубенцами», покуривая дорогой табачок и щеголяя лакированными туфлями......в общем, как обычный деревенский мужичонка, которому повезло обустроиться в городе. Взгляд свысока, девки становись в очередь — выбирать буду. Справив дела, отбыл Егор Иванович обратно, взяв с собой «в люди» двух братьев — Семёна и Павла. И вот перед нами Москва, купеческое Зарядье и его обитатели. На некоторое время мы попрощаемся с Егором Ивановичем и Павлом, чтобы «взять крупным планом» неплохо освоившегося в большом городе Семёна, купеческую дочку Настю и буквально физически осязаемый, витающий в воздухе запах наступающих грозных, трагических перемен ....... Первая часть романа заканчивается первыми же залпами — далеко не праздничным салютом, ознаменовавшим не только крах купеческого Зарядья, но и всей предыдущей жизни ........ Прошли годы. И мы снова переносимся туда, откуда и начали свой путь — в деревеньку Воры. Вместе с читателем, в ту же сторону бредут и два поломанных жизнью и фронтами Первой мировой и Гражданской, солдата. Лишь с большим трудом в них можно угадать Егора Ивановича Брыкина и Семёна. В Ворах уже советская власть.....но ещё непрочно, сдует любым чихом......и этот чих случился, когда началась реквизиция хлеба и прочих продуктов у населения. В Ворах вспыхнул бунт, пролилась большевистская кровь, заполыхали пожары по всей губернии.....и во главе бунта встал Семён. Бунтовщики ушли в леса и стали жить в землянках, получив прозвание — барсуки. Там же вскоре оказалась и давняя зазноба Семёна — купеческая дочка Настя, всем сердцем возненавидевшая советскую власть и занявшая вакансию «Анки-пулемётчицы». А следом за Настей объявился и уже подзабытый читателем брат Павел ....... Первый роман великого русского, советского писателя Леонида Леонова. Читать нелегко, словно продираться через лесной бурелом.....но едва нащупав тропинку, уже не оторваться и движешься по сюжету ходко, как тройка Егора Ивановича в начале повествования и лес уже не бурелом, а первозданная красота природы..... Не лучшее произведение Леонова, но уже показывающее, талант какого масштаба перед нами. Никакой идеологии, разве что тщетность сопротивления отжившего и одряхлевшего, неумолимому новому. Пока читал, в голове сами собой периодически всплывали слова из известной песни:
«Это всё моё родное,
Это где-то в глубине.....»
ArtTrapeza, 8 февраля 2021 г.
Я вроде бы про это произведение ничего не знал, пока не стал искать книги в стиле соцреализма. Недавно подвернулось бумажное издание восьмидесятых годов, и я почти сразу его прочитал, меньше чем за неделю. Правда, теперь я попытаюсь книгу продать, ибо от неё не в восторге и перечитывать не собираюсь.
Роман показался мне тяжёлым и мрачным. Сначала немного спотыкался о «народный» язык, но потом втянулся. Вообще самое начало напомнило мне недочитанную в школе бунинскую «Деревню» своей депрессивной атмосферой. Но основное действие первой части происходило в московском Зарядье и читалось пободрее. В остальных двух третях романа действие снова переносится в деревню, но уже во времена так называемого «военного коммунизма». Продразвёрстка вызывает местные восстания крестьянства. Всё это в книге подаётся практически без идеологии (понятия не имею, редактировался ли когда-либо роман в ту или иную сторону). Удивлён, как это печатали при Сталине. Единственное, что приходит в голову, так это то, что в книге показана безыдейность и бесперспективность мятежа, развалившегося больше из-за внутренних причин (союз рабочих и крестьян всё-таки состоялся). Когда я сделал такой вывод, мне стало казаться, что я о нём уже где-то читал, странное чувство. Были в книге и природа, и разная любовная геометрия, и родственные связи, но меня это особо не интересовало.
P. S. И ещё интересно, что за эпилог написал автор спустя почти семьдесят лет после создания романа?