Михаил Матусовский «На безымянной высоте»
Песня на музыку композитора Вениамина Баснера написана для фильма «Тишина» (1964, СССР, реж: Владимир Басов).
Входит в:
— антологию «Поэты Москвы о времени и о себе», 1974 г.
— журнал «Смена № 8, 1975», 1975 г.
— антологию «Советская поэзия», 1977 г.
— антологию «Поэзия Великой Отечественной войны и антифашистского Сопротивления», 1980 г.
— антологию «Гражданская лирика советских поэтов», 1982 г.
— антологию «Друзья мои...», 1989 г.
— антологию «Песня остаётся с человеком», 1996 г.
— антологию «500 жемчужин всемирной поэзии», 1999 г.
— журнал «Свой вариант № 14, 2010», 2010 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 24 мая 2024 г.
*** Осознание величия грандиозных литературных текстов приходит там и тогда, где и когда удается столкнуться с очевидностью ментального погружения автора в единое энерго-информационное поле планеты, существующее вне времени и пространства, и являющее — по воле Всевышнего — монументальнейшие Мгновения Вечности. Сам фокус этого «путешествия в астрал» — настолько мастодонтален, что, только прикоснувшись к нему, понимаешь, что это либо — Чудо, либо — Фантастика (что при искренней вере в реалистичность невероятного, в сущности — одно и то же). Посему и отзыв на это стихО — построю по традиционной методике согласно шкале оценивания «Фантазия-2».
Тема: «Будни войны сквозь призму восприятия Вечных истин личностью, не обладающей необходимым объёмом жизненного опыта для адекватного восприятия самой проблематики наличия оных Вечных истин. Осознание наличия в этой жизни чего-то неизмеримо знАчимого и великого, оформленное словесно и эмоционально — в виде Озарения, мгновенного прикосновения к извечной Мудрости Творца. Череда тривиальных, на первый взгляд, логических констатаций вполне себе бытовой фактологии, являющей миру — на самом деле — именно те «пЕрлы понимания действительности», набор которых — в итоге — и составляет смысл земной жизни».
Идея: «Чудеса осознания сути и смысла Бытия (фактически = «эффект взросления») случаются исключительно в моменты «неизбывности Жертвы», то бишь неизбежных жизненных потерь, необходимость которых невозможно оспорить, поскольку они есть условие выживания общности разумных. И сама оная концепция «выживания посредством Жертвы» — может быть осознана личностью — увы и ах — только в моменты «личностного присутствия в процессе», то бишь — при условии «это все происходит со мной, прямо сейчас». Еще раз — увы и ах — но ни литература, ни театр с кинематографом, будь они хоть трижды гениальными — не дают того же эффекта. Не происходит «ментального усвоения». Чуда Озарения — не случается. С этой точки зрения «война здесь и сейчас», при всей своей мерзости и античеловечности — сколь сие ни странно — одно из эффективнейших средств превращения юноши в мужчину. В половозрелую работоспособную особь, обеспечивающую выживаемость Рода».
ФантДопущение: «Реализация «эффекта войны» (со всеми его далеко идущими последствиями) в коллективном сознании Социума в условиях относительно «мирной жизни» относительного большинства населения — возможны при наличии экзистенциальной угрозы существования оного Социума. Повторение ситуации «безымянной высоты» (необходимости выполнения поставленной задачи «любой ценой» на фоне безграничности Интернета, доступности бытовых развлечений на гражданке и т.п.) десять сто, тысячу раз — способно «пробить барьер невосприимчивости». Даже при относительно небольшой численности, собственно, «контингента героев», у оных героев есть мамы, папы, братья, сестры, друзья, знакомые, друзья знакомых, знакомые друзей и т.п.). Рано или поздно невероятное станет очевидным».
Субъективный фактор (нравится / не нравится): желание перечитать — есть, оное желание — многократное. И — не просто перечитать — переслушать в варианте песни, видео, с различными исполнителями, с массой всевозможных эффектов. Художественная ценность текста — настолько очевидна, что продолжение окучивания данного конкретного фактора — не актуально.
Убедительность и человековедческую ценность — в свете вышеизложенного. — оценить довольно сложно. Скорее необходимо еще раз упомянуть о действенности эффекта «здесь и сейчас» и о фокусе «превращения количества в качество»: слова перестают быть просто словами, когда их суть постигается знАчимым числом разумных. Как говорил дедушка Ленин: «…идеи становятся реальной силой тогда, когда они овладевают массами…». Новизна — безусловна. С точки зрения фантазийного «проникновения в астрал». Эти несколько стихотворных строчек — сегодня — грандиознейшая «ментальная бомба». Да, и к бомбам привыкнуть можно, однако привыкание происходит именно тогда, когда теряется эффект новизны.
*** Вот такое кино
StasKr, 9 мая 2018 г.
Прекрасная в своей пронзительности песня о воспоминаниях о Великой Отечественной войне. Михаил Матусовский намеренно добивался универсальности своей истории, подчеркнув в тексте, что боевые действия разворачивались «у незнакомого посёлка, на безымянной высоте», то есть где-то между Белым и Чёрным морем. И эта универсальность, судя по популярности песни как у фронтовиков, так и у их потомков, была достигнута.
Как и подобает по-настоящему великому стихотворению оно очень просто говорит об очень сложных вещах. Слова произведения безыскусны и просты, да и сам текст запоминается очень легко (ЕМНИП, в своё время мы разучивали его в школе), однако оно очень чётко передаёт эмоции ветерана пережившего, но не забывшего великую войну.
Самое запоминающееся исполнение песни – это, как ни странно, исполнение Н. Фоменко, В. Рыбина и С. Мазаева в «Старые песни о главном 2». Джаник Файзиев и Андрей Кнышев в рамках музыкального фильма создали потрясающий клип в котором очень точно воспроизведена двойственность психики ветеранов, которые даже спустя многие годы после Победы живут в воспоминаниях о Войне. Невозможно поверить, что подобная сложная, болезненная и трагическая тема оказалась столь ярко раскрыта в шутливом и легкомысленном новогоднем водевиле. И тем не менее это так. Не поленитесь и найдите в сети этот ролик, он стоит того, чтобы о нём помнили.