Дж. Г. Баллард «Как попасть во внутреннее пространство?»
(New Worlds, 1962)
Входит в:
— сборник «Миллениум», 1996 г.
— антологию «Science Fiction Criticism: An Anthology of Essential Writings», 2017 г.
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (4), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Бушуев (1), Т. Бушуева (1), А. Ибсоратов (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 28 февраля 2022 г.
Хрестоматийный текст мастера ,входящего в силу. Манифест не хуже «Манифеста сюрреализма», у которых Баллард, собственно, и учился творческой композиции, перенимал вИдение. Этот текст мог бы иметь подзаголовок «Падение кумиров, или Как философствовать молотом» — в честь другого революционера от искусства.
Потому что здесь Баллард гвоздит фантастику «золотого века», не соизмеряя силу удара. Примитивный стиль, сюжет, поверхностные идеи, плоские герои. Мне как никогда с юности приходится много читать подобной литературы в последнее время, так что я точно знаю — во многом Баллард был прав. Другое дело, что подлинные мастера даже в узких рамках канона иконописи ухитрялись создавать многочисленные шедевры. Но Балларду нужно было расчистить собственную строительную площадку — поэтому молот бьет без пощады.
Критикуешь — предлагай. И тут Баллард выдает главную идею всего своего творчества. Нужно погружться не в глубины космоса, а в глубины человека — физиологию, психику. Например не заниматься парадоксами времени ,а изучить парадокс восприятия времени человеком. Для этого нужен особый скафандр. Им и станет, по мысли Джеймса Грэма, новая научная фантастика.
И главное — у него, у них все получилось! Революция свершилась! «Новая волна» схлынула, но берега континента Фантастика были изменены навсегда. Даже корифеям пришлось вернуться к учебе, как Сократу.
Баллард позже расширил и углубил свою теорию. И тем не менее, это один из важнейших текстов НФ за всю ее историю.