Евгений Гуляковский «Зона воздействия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Контакт | Бессмертие | Обмен разумов, перемещение разума
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Спасая Галактику от наступления Хаоса, космонавигатор Глеб Танаев добровольно согласился стать частью компьютера космической станции, построенной древней цивилизацией антов. В судьбу Глеба, очнувшегося от небытия через тысячелетия, вмешивается главный враг рода человеческого, на сей раз представившийся Танаеву князем Хронстом. Ставка в их противостоянии — прародина человечества…
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Прометей»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 270
Активный словарный запас: низкий (2510 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 83 знака, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 1 августа 2024 г.
Земной звездолет совершает посадку на планете, расположенной в 40 парсеках от базы космофлота, чтобы изучить этот безатмосферный мир и его ресурсы. Но Элана оказывается не совсем уж простой планетой: на ее поверхности царит повышенная энтропия, выводящая из строя автоматические системы корабля. Проведя необходимые измерения, ученые локализуют эпицентр аномалии, который оказывается расположенным в пустыне на глубине ста метров от поверхности. Строгая геометрическая форма аномалии позволяет предположить, что исследователи столкнулись с явно рукотворным объектом высокоразвитой цивилизации...
Честно говоря, зря писатель решил написать это произведение. Несмотря на интригующую завязку, сам сюжет не блещет фантазией и оригинальностью. К тому же, Гуляковский так и не смог уйти от собственного стереотипа, которому подчинялся с того момента, как написал блистательный «Сезон туманов»: герой со сверхспособностями спасает наш мир от надвигающейся катастрофы. Я уже отмечал ранее в своих отзывах на аналогичные произведения писателя, что отсутствие вариаций в творчестве рано или поздно приводит к застою и деградации создаваемых творений. Первые признаки застоя хорошо видны уже в «Играх шестого круга», а в данном романе налицо явная деградация. Судите сами.
Непонятно что экипаж корабля вообще искал на пустынной планете, где даже и полезных ископаемых-то не было! Ведь атмосфера там отсутствовала — а значит, никакой жизни не было. Ни рек, ни океанов — один песок и камень. Такой фон понадобился писателю, чтобы впечатлить читателя дальнейшим ходом — обнаружением инопланетной базы. (Кстати, неясно, откуда земляне узнали, что к постройке базы на планете причастна цивилизация неких антов, таинственно исчезнувших несколько тысячелетий назад.) Чтобы поддержать интригу, писатель немного фальшивит, вводя тот самый повышенный энтропийный фон, который стал причиной сбоя в работе автоматов. Я лично не вижу никакой связи между повышением энтропии и перекодированием программ автоматических устройств, но автор почему-то первое считает причиной второго. Чтобы убедиться в его неправоте, достаточно внести пару изменений в двоичный код какого-либо исполнимого файла — система тут же перестанет его запускать и сообщит вам об ошибке. Отчего же программа роботов далекого будущего работает по-иному? Только потому, что так хочется автору романа. Не менее невероятна и «цифровизация» самого героя, попавшего в святая святых базы антов. Как уже неоднократно упоминал в своих отзывах, сознание любого живого существа — не материя, не какой-то загадочный флюид, который легко можно перелить из одного «сосуда» в другой, а слаженная система нейронных связей мозга, обменивающихся между собой электрическими сигналами. Перенести куда-то такие связи невозможно в принципе, ибо они весьма индивидуальны по своей природе и не могут быть искусственно сгенерированы в правильной последовательности! Никакого интеллекта после копирования в цифровую матрицу получить не удастся — об этом лучше всего говорят неудачные попытки программистов создать т.н. artifical intelligence (AI — искусственный интеллект). Я бы лично не доверил ему даже управление сливным бачком унитаза! А у Гуляковского такое копирование полностью сохраняет все параметры личности героя, включая даже нервные рефлексы! Это даже не «рояль», а откровенная магия...
Кстати, о жанре произведения. То, что это не чистая фантастика, ясно после появления на горизонте таинственного «князя» с корявым именем Хронст — оказывается, он владеет определенной магией! Получается, что по жанру роман представляет из себя технофэнтези, о чем нам и говорит финальная сцена, где колдовства больше, чем науки. Или, если быть точным, это сказка, искусно маскирующаяся под фантастику. Совсем как у Пруткова: «Если на клетке со слоном ты увидишь надпись ТИГР — не верь глазам своим!» Не верить приходится с того момента, когда в кадре появляется довольно разговорчивый кот, способный «отводить глаза» людям. На подобное даже сказочный Чеширский Кот способен не был, хотя автор явно намекает на такую ассоциацию, называя своего любимца Еркширским Котом. Ну а чтобы читателю стало еще «веселее», в сюжет вводится световой меч Люка Скайуокера, который отчего-то называют мечом Прометея (как известно, у настоящего Прометея никакого меча не было, а один только олимпийский огонь). Словом, когда вы дочитаете до препирательств героя с котом, станет ясно, что с чтением нужно завязывать. Потому что абсурдность будет только нарастать, а логика окажется отодвинутой в сторону. И связываться с продолжением этой истории мне лично не хочется.
-------------
РЕЗЮМЕ: почти сказочная история о том, как обычный человек спас землян от злобного космического тирана-колдуна, решившего стать правителем Вселенной. Если вы решите, что это фантастика, то будете сильно разочарованы.
MakAn04, 3 июля 2018 г.
Начал читать «Меч Прометея», и понимал, что я уже читал этот роман, более того сюжет один из немногих который запомнился, и никак не мог разобраться в ощущениях..., а потом началась ахинея, нет, АХИНЕЯ. Ахинеи я не помнил и после прочтения попытался разобраться, и оказалось, что началом этого чудовищного гибрида оказалась повесть «Запретная зона». Запретную зону я оценю отдельно, ну а этот роман, до текущего балла вытянула именно она. Хочу добавить, что в целом не являюсь поклонником творчества автора и, возможно, это тоже накладывает свой отпечаток.
Kamil, 22 ноября 2009 г.
У меня сложилось впечатление, что роман автор начал писать ещё в советские времена, когда была популярной тема звёздных разведчиков, исследующих далёкие планеты. И вначале это мастерская планетарная научная фантастика — логичная, с чётким описанием личностей персонажей, их взаимотношений и столкновений. Произведение логично заканчивалось бы жертвой Глеба Танаева на базе антов. В таком случае это была бы героическая повесть в духе советской фантастики. И, что-ли, издатели не приняли повесть, и Гуляковский пишет продолжение совершенно не в тему. Ибо далее идут сказочные приключения в стиле детских рассказов Кира Булычёва. Эдакие приключения Алисы Селёзнёвой, только без самой Алисы. Её тут заменяет корабельная б... (хотел сказать — барышня). Логики событий больше нет, новые персонажи — мультяшные герои и злодеи, интонации чернобелые, да ещё и детская пафосность. Общее впечатление, будто голову лошади пришили к туловищу козы. Спасает роман только стремительность сюжета.
zohcain77, 18 октября 2010 г.
В далеком 1978 году, в журнале «Искатель» вышла повесть Гуляковского «Запретная зона». Она и является первой, лучшей половиной повести «Зона воздействия». В 2005 г. Гуляковский грубо дописал свою раннюю повесть в своём позднем дешевом коммерческом стиле. Талантливый писатель, классик советской фантастики, в наше время деградировал до дешевых поделок. Мне кажется, что ему лучше не опошлять своих прежних достижений нынешним творчеством и отложить перо подальше, надеюсь, что голодным он не останется.
sguschenka, 26 июля 2011 г.
Ставлю оценку именно той самой первой версии этого романа — повести «Запретная зона», обновленный вариант не читал и прочитав комментарии вряд ли буду читать
ardon, 10 марта 2009 г.
Очень интересное начало. Интригует и завлекает сюжет книги. Гуляковский на мой взгляд очень живо и интересно пишет.
Но вот вторая половины книги меня немного разочаровало. Автор выстраивает логику и сам ей потом противоречит.
Только описание создания тела для Танаева чего стоит. Данную главу я пытался прочитать медленно и внимательно, что бы понять замысел автора, но увы, пришлось читать быстро и не задумываясь, потому что иначе, логики никакой, не выстраивается цепочка.
Так же Гуляковский любит включить в книги фентези или даже сказку. Ну что блин за бред с летающим замков? Планета находящиеся в черной дыре (строгая научная фантастика) и на нее прилетает огромный космический корабль в виде средневекового замка, со всей внутренней атрибутикой 15 века.
И все же несмотря не на что конечно большое спасибо автору за данное произведение. :super:Стоит почитать, хотя бы на один раз.
Читал «запоем», забросив и работу и семью:super:
Anelena, 23 ноября 2010 г.
да, начало отличное!! А потом случайно пропустила пару страниц и... вообще не поняла что и с кем происходит :gigi: Еле дочитала, совсем уж по-детски было.