Константин Симонов «"Если дорог тебе твой дом…"»
Впервые в газете «Красная звезда», 1942, 18 июля (под назв.: «Убей его!»).
Входит в:
— сборник «Стихотворения», 1942 г.
— сборник «Стихотворения. 1936-1942», 1942 г.
— сборник «Убей его! - Презрение к смерти», 1942 г.
— сборник «Война», 1944 г.
— сборник «Стихотворения и поэмы», 1945 г.
— сборник «Стихи», 1946 г.
— сборник «Избранные стихи», 1948 г.
— сборник «Стихи. Пьесы. Рассказы», 1949 г.
— сборник «Избранные стихи», 1958 г.
— сборник «Избранные стихи», 1960 г.
— сборник «Стихи. Поэмы. Вольные переводы. 1936-1961», 1962 г.
— сборник «Три тетради», 1964 г.
— сборник «Избранное», 1970 г.
— сборник «Военная лирика», 1972 г.
— сборник «Тридцать шестой - семьдесят первый», 1972 г.
— антологию «Победный 45-й. Стихи», 1975 г.
— антологию «Идёт война народная…», 2001 г.
— антологию «Этот день мы приближали как могли…», 2010 г.
— антологию «Сороковые роковые. Антология военной поэзии», 2015 г.
— антологию «Стихи и песни о войне 1941-1945», 2015 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Angvat, 30 октября 2018 г.
Есть редкие, возможно, уникальные произведения, что могли быть написаны лишь в определенное время и лишь в конкретном месте. Произведения, что всего несколькими словами способны дать, как любят некоторые красиво говорить «кровоточащий срез эпохи».
Данное стихотворение – как раз такой уникальный срез. Мне на самом деле несколько сложно передать словами, что я испытываю каждый раз при его прочтении, ибо там одни эмоции. Но я все же попытаюсь. Гимн беспощадной войне на уничтожение. Посвящение врагу, который пришел в твой дом лишь с одной целью – уничтожить. Отношение к противнику, к которому не может быть никаких полумер, никаких компромиссов – или ты, или тебя. И все, чем ты был или можешь стать.
На мой взгляд, в наше время это произведение многими позабыто, кем-то непреднамеренно, кем-то умышленно. В чем-то оно и понятно – слишком уж острым и болезненным оно получилось, поэтому еще десятилетия назад ему и название выправили, и текст подкорректировали, чтобы эта песнь ненависти не указывала напрямую на одну конкретную нацию. Международные отношения всегда были дороже искусства, «большое» идет впереди «малого». Да и одна книжка уже тысячелетия учит нас прощать врагов (хотя даже у ее апологетов это как-то не очень получается). И сам автор уже, мол, через какое-то время подостыл за столько-то лет и вроде бы не против. А кто-то и вовсе ехидно, в пол-голоса, стал интересоваться, мол, а сам-то демиург скольких супостатов умертвил собственноручно?
Но все это не важно. Главное, что тогда в 42-м, это стихотворение было написано. И немного жаль, что его не изучают нынче в школе, даже в адаптированном варианте. Есть все-таки, как по мне, в истории углы, которые столь остры, что как ты их не притупляй, все равно выпирать будут. Есть вещи, о которых любят рассуждать сидя в уютном кресле, даже не пытаясь понять тех, кто был там и тогда. Есть события, которые сложно осмыслить с позиции современной, сытой и безопасной, жизни. Но возможно. Какими бы страшными они ни были.
В любом случае, данное стихотворение — уникальная возможность чуть-чуть лучше понять одну из самых трагических страничек в истории нашей страны, увидеть ее не в сухих цифрах статистики, не в ухмылках ревизионистов, не в пафосной ура-патриотической лекции, а в яростно-надрывном крике очевидца, чистом и искреннем:
«Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!»