Аластер Рейнольдс «Префект»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Спецслужбы | Спасение мира | Изобретения и научные исследования | Роботы | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Блистающий Пояс вокруг планеты Йеллоустон состоит из десяти тысяч анклавов, обитаемых космических станций. Их население может выбирать себе любую форму власти, от диктатуры до полной анархии, но все анклавы до единого подчиняются общим законам, за соблюдением которых следят «Доспехи» — военизированная полиция с самыми широкими полномочиями.
Когда один из анклавов внезапно погибает вместе со всем населением, а еще на нескольких начинается бунт машин, у префектов «Доспехов» возникает подозрение, что Блистающий Пояс подвергся атаке очень жестокого, умного и изобретательного противника.
Входит в:
— цикл «Пространство Откровения» > цикл «Префект Дрейфус»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2016 // Книга года (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2016 // Научная фантастика (Великобритания) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 2 июля 2015 г.
Есть такое время перед ураганом, когда кругом все еще неизменно, но собирающиеся на горизонте тучи говорят о том, что до времени перемен остались лишь краткие мгновения. Когда еще теплится надежда, что грозные события еще могут миновать, что можно что-то сделать, чтобы избежать опасности.
Такое это время, время префекта Дрейфуса: Пространство Откровения пока еще не стало настолько опасным и непредсказуемым, что способно напугать даже самих ультра. И вокруг негостеприимной планеты Йеллоустон все еще кружат жемчужины человеческой изобретательности, в каждой из которых заключен мир со своими законами и традициями. Блистающий пояс — драгоценное ожерелье, где каждая из 10-ти тысяч бусин — уникальный научный, социальный или философский эксперимент, дерзкий и удивительный.
Хотя грозовые тучи уже скапливаются на горизонте: Филипп Ласкаль совершил свой эпохальный полет к Завесе, чтобы нечаянно обратить на себя внимание Затворников, и Дэн Силвест уже отправился на Ресургем, чтобы раскопать свою великую тайну тайн.
В центре сюжета — кризис в Блистающем поясе, где искусственный интеллект Аврора — одна из жертв неудавшегося эксперимента Сильвестов, о котором мы уже столько слышали — решает захватить власть. И только префекты «Доспехов» — стражи мира и демократии — могут ей помешать, выпустив на свободу еще одного монстра. Сложный выбор для бравых полицейских — лекарство может в итоге оказаться страшнее самой болезни!
В этот раз все подано в обертке космического детектива. Расследование случая массового и, казалось бы, немотивированного убийства обитателей одной из колоний Блистающего пояса неожиданно приведет к еще более жутким открытиям, вскрыв целый пласт давних тайн, темных делишек, «скелетов в шкафах» и накопившихся за века процветания и благоденствия социальных противоречий. Поиски идут бодро, на место очередной разгадки сразу следует новая тайна, а затем еще и еще. Мелкие детали, как бусины, нанизываются в ожерелье, ничем не уступающее Блистающему поясу. И что особенно приятно: все происходит без ставших уже привычными в Пространстве Откровения долгих разговоров, душевных терзаний и периодов массового покаяния героев в свершенных и только планируемых грехах.
Хотя обычных для «Пространства Откровения» пороков роман все же не избежал. Как и прежде, герои мало думают, принимая решения больше на основе сырых данных, слухов и эмоций, чем на детальном анализе фактов и достоверной информации. Они агрессивны, жестоки, нелюбопытны и совершают множество импульсивных поступков. Хотя большинство загадок, ответы на которые добываются потом и кровью, можно было получить, просто спокойно подумав. Но это не для этого Пространства.
Но мне бы хотелось обратить внимание на два момента, которые, с моей точки зрения, оказались самыми удачными в романе. Блистающий пояс оказался местом, где реализована давняя мечта всех борцов за демократию и полную свободу личности. Где дозволено все в буквальном смысле этого слова — хочешь, живи при анархии, хочешь — при тирании, хочешь, отращивай себе хвост или живи в виртуальном мире. Живи, как хочешь, но и давай жить другим: не воюй и даже не помышляй бряцать оружием. И второй условие: голосование граждан по любому поводу — дело святое. Какие там безобразия творишь со своим электоратом — дело твое, но на все безобразия должно быть получено добровольное согласие. От такого подхода к делу рождаются просто таки фееричные общественные устройства, философские и этические системы, каких только лазеек и хитроумных ходов не находят желающие в незыблемых постулатах демократии.
Второй момент впечатлил еще больше. Многовековое торжество описанной выше «демократии» привело к полному обесцениванию отдельной человеческой жизни. Цену имеет только суммарное большинство, отдельной личностью же можно и пожертвовать ради «Общего блага». Этим «Общим благом» прикрываются обе противоборствующие стороны, высчитывающие процент допустимых потерь. Сколько можно заплатить за демократию — десять тысяч, миллион, десять миллионов?
Благие намерения вообще дело страшное. Самые жуткие преступления люди творят, исходя из желания навязать свое понятие «Добра» и «Зла» всем остальным. И, оказалось, что бескорыстные «защитники демократии» префекты с легкостью и без сомнений готовы отказаться от своих принципов, ради «Общего блага»: не заметить результаты голосования, пожертвовать теми, кто просто не нравится, предать товарищей... Да мало ли что еще можно совершить для «Общего блага».
ааа иии, 6 мая 2015 г.
Оказывается, Блистающий Пояс йелоустоунской солнечной системы до времен «Города бездны» был демократическим привольем. В своем анклаве живи как хочешь, хоть при тирании, хоть без правительства, катайся на пегасе, лежи в коматозном сне подключенного... Лишь голосуй, время от времени, на референдумах Пояса. За чистотой волеизъявления в 10 000 орбитальных городов и за тем, чтобы они не убивали друг друга запретными технологиями, следит крошечный отряд «префектов». Их суперформе и умным «хлыстам», посвящена изрядная часть текста — однако, когда многое пошло не так, погибла куча народу, настало время ужасных решений и сложного выбора, личный героизм, верность долгу, ум и способность смотреть правде в глаза оказались важнее.
Остальное — поиск искусственного интеллекта, выживание, боеголовки, пророчества, распиленный постамент, супервещество, часы с сюрпризом, секреты, экзотические обычаи, катакомбы американо, помощь из парковочной зоны и уйма взбесившихся роботов.
Вопреки ряду дурных решений переводчицы («это был твой свинья»), в целом, книга читается легко, слог бодр. События мчат, как по рельсам, объяснения толковы и лаконичны, детали архитектуры и взаимоотношений продуманы, финал непредсказуем. Он Рейнольдсу особенно удался.
А вот что автору не удалось, так это вложить хоть какую идею или сверхзадачу более высокого порядка, чем «добрые полицейские против апокалипсиса». «Префект» — коммерческая проза, вроде той, что пек А.Д.Фостер. Не больше.
Полиграфия нормальная.
Рекомендации: любителям экзотического оружия, версий ИИ и врачей, способных отрезать голову своей начальнице за 0,2 секунды.
Координаты чудес, 25 сентября 2023 г.
Прочитал первую крупную форму (если двигаться по хронологии внутренних событий) цикла Аластера Рейнольдса «Пространство откровения» – роман 2007 года «Префект», который был написан, да и выпущен, в том числе у нас в России, уже после известной трилогии об ингибиторах («Пространство откровения», «Ковчег спасения», «Пропасть искупления») и соответственно после «Города Бездны». Впечатления, если быть предельно тактичным, – без восторга. Раньше не задумывался об этом, но теперь невольно приходится согласиться с некоторыми камрадами – отдельные внецикловые вещи у британца получаются в целом качественнее, нежели представители данного космооперного сериала. Я бы ещё добавил, что у него получаются лучше произведения малой формы (повести, рассказы), хотя к ним и требований, как правило, меньше, чем к полновесным книгам. Что касается непосредственно «Префекта», то список претензий, в принципе, вполне достаточно сформулирован в условных «красных» рецензиях читателей, за что ещё раз отдельное спасибо пользователям тематического портала ФантЛаб, которые зачастую очень точно транслируют мои собственные мысли по тому или иному поводу. Поэтому постараюсь на сей раз быть предельно кратким.
Во-первых, совершенно очевидно, что это поверхностное чтиво, которому не хватает глубины, проработки персонажей, их мотивов и поступков, стройности и выверенности диалогов и т.д. Кто-то совершенно точно подметил, что Рейнольдсу интереснее придумывать мир будущего и всякие штуки к нему, чем потом раскрывать эти идеи. Во-вторых, соглашаясь с одним из рецензентов, текст «Префекта» читается, как какой-нибудь штатный сценарий к не самому лучшему фантастическому фильму Голливуда, где, например, в финальной сцене злодей перед смертью просто обязан выдать пятиминутную тираду и объяснить всем и каждому почему он такой плохой, и как так всё получилось. В этой связи некомпетентность людей будущего (да ещё и на столь высоких ответственных постах), описанных в книге, просто зашкаливает; герои, общаются друг с другом, словно подростки, а не представили могущественных сил, выкладывая друг другу всю подноготную при заявленном высочайшем уровне конфиденциальности; центральная канва сюжета о захвате власти чересчур надуманна, а побочных ответвлений сюжета практически нет. Честно говоря, на месте Рейнольдса я бы озаботился тем, чтобы вводить в курс событий читателя каким-то другим образом, а не только через бесконечные пустые диалоги. Нет, «Префект», конечно, не «янг эдалт», однако серьёзности и соответственно правдоподобности ему явно не хватает, как и уже вышеотмеченному стереотипному голливудскому контенту. В-третьих, совершенно не понятно, что там имел в виду в подтексте автор, когда рассуждал на тему свободы и демократии в космосе через несколько столетий. То ли просто прикалывался (название кораблей, типа «Демократический цирк», отлично демонстрируют всю сущность данной системы), то ли говорил на полном серьёзе, когда лепил из главного героя (а вместе с ним и всё руководство главных правоохранителей под вывеской «Доспехи») какого-то шестнадцатилетнего инфантильного пацана с англосаксонскими идеалами и верой в силу всеобщего голосования, а не повидавшего ужасы циничного ветерана. В итоге даже на применение оружия против абсолютного зла доблестные стражи порядка запрашивают разрешение у народа, а когда не получают его... то всё равно применяют. То же самое и с разглагольствованием про ценность буквально каждой жизни, что, впрочем, не мешает хорошим парням завалить пару миллионов человек в угоду безопасности большинства. Опять-таки, что это? Стёб или оправдание действий современных спецслужб, или наоборот завуалированная критика оных? Поскольку высказывание в полной мере не состоялось, остаётся только гадать и пожимать плечами, было ли это какой-то самостоятельной целью для автора, либо просто так пришлось к слову, для объёма. Ну, и наконец, пробелы в логике повествования событий тоже, к сожалению, имеют место быть. Хороший пример – поиск Часовщика на Йеллоустоне. Стоило ли городить городушки с пешим путешествием героя к месту назначения, когда злодей просто прилетел туда на шаттле и расстрелял всю формацию? Из вот таких моментов и деталей видно, что Рейнольдс писал всё с листа, особенно не заморачиваясь над стройностью текста.
Что ж, впереди ещё «Город Бездны» и трилогия об ингибиторах, с которой я уже частично ознакомлен (тоже, к слову, без восторга). Так что если уж и роман 2001 года подведёт, то тогда цикл надо однозначно заканчивать, так и не добравшись до сладкого, ибо интрига тут, если честно, для меня всего одна – кто такие Затворники. Однако стали бы вы читать, например, кучу книг из цикла «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина только ради того, чтобы узнать, кто такие Иные и откуда они взялись? Ответ здесь напрашивается вполне очевидный…
Отзыв продублирован на livelib.ru
sergej210477, 10 февраля 2020 г.
Читая книгу, у меня было устойчивое ощущение, что автор — типичный американский писатель. Посмотрел биографию А. Рейнольдса — нет, он англичанин. А вот роман — написан со стереотипным американским взглядом на политику. Наивным. По-детски доверчивым. С непоколебимым убеждением, что демократия — основа всего, хотя, понимание того, что такое «власть народа», по-сути, нет. Вспомнил знаменитый шутливый лозунг, наверное, «нулевых» годов — «Вы все ещё не верите в демократию? Тогда мы летим к вам!». С бомбами и ракетами.
Далекое будущее. Человечество. (хотя, наверное, это уже и не человечество) обитает в Городе Бездны и в отдельных анклавах на астероидах и искусственных спутниках в Блистающем Поясе. Основа всего — демократия! Каждое сообщество живет независимо от других. Все вопросы решаются голосованием. А следить за тем, чтобы голосование проводилось честно (да, это — социально-утопический роман!) должна служба «Доспехов». Ее префекты и выполняют функции наблюдателей. Ну и, конечно, обеспечивают полицейский обязанности по обеспечению правопорядка. Есть нарушения? Подтасовка результатов голосования? Садимся в катер, вооружаемся и летим восстанавливать истинную демократию.
В общем, главное в этой книге, по моему разумению — социально-политический аспект. Сплошные вечные проблемы, риторические вопросы.
Стоит ли цель затраченных средств?
Можно ли пожертвовать несколькими миллионами обычных граждан, чтобы спасти сотни миллионов жизней?
Враг моего врага мой друг?
Несколько специфических особенностей романа:
- полное отсутствие атмосферности. (для меня, в такого рода фантастических книгах, зрелищность и кинематографичность очень важны. Тут, к сожалению, объемной и цветной картинки не получилось).
- герои скучные. ( опять, это только мое мнение, но, живых людей, с эмоциями — нет. Страсти на уровне роботов).
- весь роман построен на стратегической игре. Шахматная партия. Интересно, какой ход сделает игрок, как ответит его соперник.
Сюжет — здесь главное. Но, вся книга — подготовка к финальной битве. А ее нет. Вообще. Не состоялась. Вернее, противники просто отложили свою партию. На самом интересном месте. Вот так. Может, автор задумал писать продолжение. Не знаю, но, с моей точки зрения, концовка даже не слита, нет. Просто, книга не закончена.
Нет, не жалею, что прочёл роман. Неплохо написано. Легкий и приятный язык, особенно, для «твёрдой», научной фантастики.
Неплохо задуманная вселенная.
Роман не перегружен научными и техническими терминами.
Но, на мой взгляд, финал портит все. Ждёшь кульминации, а ее нет. «Обманули, обидели».
Правда, все равно, другие книги этого цикла попробую прочесть. Может, тогда и сложится целостная картина.
wintermute2.0, 10 сентября 2019 г.
Человечество смогло наконец-таки расправить плечи только в созвездии Эпсилон Эридана. Перед нами либертарианская утопия: пояс из сотен орбитальных сообществ всех сортов социального устройства практически без какого-либо надзора извне. Государством — ночным сторожем тут выступает военизированная организация Паноплия (в русс. переводе — «Доспехи», но мне такой вариант не нравится; непонятно зачем это слово вообще понадобилось переводить, — почему нельзя было использовать существующее в нашем языке заимствование?) — единственная задача которой обеспечить гражданам свободу голосования по общим для сообщества вопросам. И уже с этого момента с верой в правдоподобность происходящего у меня начались проблемы. С учётом временных рамок досветовых межзвёздных перелётов, совсем недавно отгремела война с местным коллективным разумом — боковой ветвью развития человечества. Перемирие довольно хрупко, подозрительность густо пропитывает атмосферу взаимоотношений. Тут же имеем космических торговцев, многие из которых особо не скрываясь промышляют натуральным космическим пиратством, чьи корабли могут нанести довольно ощутимый вред орбитальным обиталищам. Добавим сюда совсем недавно вышедший из-под контроля эксперимент по созданию ИИ с кучей жертв, фатальные последствия от которого едва удалось локализовать. А также обнаружение следов существования нечеловеческой высокоразвитой цивилизации с совершенно непонятными психологией и, соответственно, намерениями в отношении братьев по разуму. И отсутствие вооружённых сил у этого сообщества начинает вызвать серьёзные вопросы. Да, у Паноплии есть небольшой космический флот и некий запас оружия массового поражения, но нет ни ресурсов, ни тренированных профессионалов, ни, самое главное, доктрины для хоть какой-то разумной в данных обстоятельствах степени контроля за вверенной территорией. Масла в огонь подливает сам автор. Он никак не может определиться с функциями придуманной им организации: то мы максимально не вмешиваемся (следим только за беспрепятственностью волеизъявления) и оставляем охрану правопорядка местной милиции, то расследуем всё вплоть до убийств. Тут же вспомнился роман коллеги Рейнольдса по британской новой волне космооперы — гамильтоновская Сага Содружества, к которому у меня были примерно те же претензии. Но там хотя бы стагнацию и безмятежность человечества можно было оправдать тучными столетиями его бесконфликтного развития. Тут же в рамках десятка-другого лет после инцидента с взбесившимся ИИ, возникает практически аналогичная ситуация. И снова к этому никто оказывается не готов. Даже известная ещё в древности неспособность прямой демократии нормально функционировать в кризисной ситуации и единственный известный человечеству путь обхода этой проблемы выходит за рамки разумения могучих людей будущего, покоривших бездны космоса.
Вообще раздражающая атмосфера некомпетентности сил правопорядка пронизывает весь роман. От общего отсутствия контроля за производством оружия и средствами коммуникации (вплоть до невозможности установить грубую полную блокаду связи отдельно взятого обиталища), до банальной неспособности отладить процедуры внутренней безопасности даже у себя, типа мероприятий по охране доков или заключённых.
Всё это, на мой взгляд, следствие того, что роман написан как сценарий для голливудского фильма с обязательным включением характерных штампов и клише. Тут есть всё: страдания с заламыванием рук по поводу чудовищных преступлений против человечности, типа отключения населения от интернета и, как следствие, демократии, картонные диалоги наполненные взаимными похвалами от которых сахар хрустит на зубах, спасение в последний момент, и драматичное преодоление трудностей, созданных в результате совершенно нелогичного поведения самих персонажей. Рейнольдс, в ответ на вопрос о степени приверженности законам физики при построении сеттинга, говорил, что эти законы вполне могут быть принесены в жертву нуждам повествования. На мой взгляд здесь он пошёл дальше, — в полном соответствии с кинотропом «Rule of Cool» в жертву были принесены и законы здравого смысла.
Придя к такому заключению, дальше обсуждать неисчислимые нелепости сюжета нет особого смысла — поговорим о хорошем. Роман читается очень легко, персонажи симпатичны, повороты сюжета увлекают. Рейнольдс смог избежать тяжеловесности упомянутой выше Саги Содружества. Если вспомнить, что произведение написано в жанре космооперы, — да, приведённом в соответствие с духом времени (без грудастых блондинок в обтягивающих скафандрах и резиноголовых страшилищ из космических пучин), но всё ещё весьма сильно отдающим «бульварностью», — и не предъявлять к нему особых высоколобых претензий, вполне можно получить от чтения ощутимое удовольствие.
dimon1979, 8 ноября 2016 г.
Это произведение формально относится к циклу «Пространство Откровения». Вообще, прочитав уже шесть книг Аластера Рейнольдса, я хочу отметить, что практически все они в какой-то степени взаимосвязаны, но не глобально. То есть, это одна большая вселенная, но разные герои, временные отрезки, масштаб насущных проблем.
«Префект» — еще один великолепный роман от британского писателя. Тщательно проработанный мир будущего, продуманный и вполне достоверный, по крайней мере, выглядит довольно реально и может когда-то именно такое будущее нас ждет. Фантастика Рейнольдса построена на нескольких важных аспектах: технологическая революция, изменения структуры человека на всех уровнях, контакт с каким-либо видом иного разума, взаимоотношения между разными группами людей.
Казалось бы, все предельно просто. Чем же автор привлекает читателей? На мой взгляд, писатель нашел проверенный рецепт создания своих произведений. Множество тайн и загадок, неожиданные сюжетные ходы, невероятные возможности науки и столкновение разных культур. Плюсом к этому, будут тщательно проработанные персонажи, с эмоциями, желаниями, стремлениями, по-настоящему живые и интересные. Подробные описания планет, космических кораблей, новых видов оружия, достижения в медицине, все это поможет создать полную картину задуманного писателем. Авторская фантазия поражает самое взыскательное воображение, даже искушенные читатели смогут найти массу нового.
Как и в предыдущих своих книгах, в этом произведении Рейнольдс смоделирует вероятность военного конфликта с каким-то чуждым человеку разумом. Сделано все с размахом, угроза вполне реальная и от действий людей зависит будущее тысяч планет. Стоит отметить, что в этом произведении будет четкий финал, чего не хватало другим книга автора.
Аластер Рейнольдс по праву является одним из самых успешных фантастов «новой волны». Его книги всегда несут что-то читателю, помимо увлекательных приключений и описаний далекого будущего. Каждая новая книга писателя, это событие в мире фантастики. Всем любителям жанра, покупать и читать в обязательном порядке. Тем более, что издательство «Азбука» издает книги Рейнольдса в великолепном качестве.
Argumentator, 10 июля 2016 г.
Лично для меня основная разница между «твердой Научной Фантастико» и «космической оперой» заключается прежде всего в различном взаимоотношении фантастического допущения с сюжетом. В твердой НФ фантдопущение лежит в основе всего, а сюжет логическим образом вытекает из него. В космической опере главную роль в этом дуэте играет сюжет, а фантастическое допущение подстраивается под его нужды. И если в таком ключе рассматривать роман Алистера Рейнольса «Префект» — он определенно является образчиком космической оперы.
Технология создана людьми, а произвела создания, которые людей превосходят по мыслительным способностям. Главный антагонист имел доступ к значительным ресурсам (читай — вычислительным мощностям) в течении десятков лет. Неужели, если основным волнующие её вопросом было долговременное выживание, она не могла сломать это ограничение? Очевидно, не смогла — ведь иначе не было бы сюжета для книги.
Основным её оружием для захвата власти стали боевые роботы, способные «практически на всё, кроме самокопирования», которых она рассылает по обиталищам, обладающим производственными мощностями, которые эти роботы перенастраивают на производство копий самих себя и которые способны восстановить даже если их (производственные мощности) повреждают. Почему не нанороботы, способные к самокопированию? Почему они при существующих технологиях, которые позволяют собирать практически что угодно из чего угодно, не могут сами собрать нужные производственные комплексы, и потому атакуют только обиталища, на которых таковые уже есть? Очевидно потому, что иначе их было бы не остановить главным героям! Или...
Погодите, но ведь чертежи этих роботов украли из архивов той самой полицейской организации, которая с ними теперь борется. И в книге прямым текстом писалось, что «большинство боевых машин программировалось для борьбы с другими боевыми машинами». В результате мы слышим предложения уничтожать производственные мощности превентивными ядерными ударами (вместе с населением обиталищ), или начать производить оружие и вооружать им народное ополчение... но не слышим предложения достать из архивов технологии производства таких же (или похожих) боевых роботов и подавить проблему в зародыше за счет численного перевеса. Почему? Моральные принципы не позволяют? Или в полицию идут одни идиоты? Вряд ли. Но ведь «так по сюжету надо».
Может быть, я несколько утрирую и сгущаю краски. Наверняка есть и другие объяснения, логичные с точки зрения внутренней логики произведения. Но те, что приводит автор, кажутся мне натянутыми — а местами я их просто не вижу.
У произведения, безусловно, есть и положительные особенности. Например интересны мысли автора о том, как работает прямая демократия в состоянии кризиса. И всё же это не «твёрдая Научная Фантастика», как бы ни считала половина классифицировавших книгу пользователей, а средненького качества космоопера. Потому и оцениваю так низко.
BENER, 28 февраля 2020 г.
По-моему «Префект» — очень хороший образец современной космооперы и научной фантастики вообще.
Главное в романе, доказательство полной не состоятельности абсолютной демократии по канонам которой построен Блистающий Пояс. Рейнольдс почти с первых строк прямо говорит в опасной ситуации демократия вредна. И то, что префекты называют убийства эфтаназиями ничего не меняет. По сути конфликт между искусственным интелектом Авророй и «Доспехами» является просто борьбой за сферу влияния, ведь планы на Блистающий Пояс у них совпадают. Разница в том, что Авроре живые люди не нужны. Очень примечательно, что в определенный момент романа план озвученный «Доспехами» для решения кризиса совпадает с планом их противника. Но это философия.
Самое крутое в романе — это описание того самого общества абсолютной демократии. В Блистающем Поясе есть анклавы, где люди оставив от тела только мозг, решили погрузить свое сознание в виртуальную реальность сети (т.н. абстракцию). Есть анклав, где люди прибегая к генной инженерии кардинально меняют свою внешность, превращаясь, например, в панд или единорогов :). Но самый интересный анклав, это тот где люди живуть на зеленых улицах, в красивых домиках и занимаются только тем, что им нравиться (выращивают цветы, рисуют картины или что-то изобретают). В общем почти рай. Но тут возникает вопрос, за счет чего они живут, если ничего не производят. Все просто. В мире, где все решает голосование (т.е. демократия в абсолюте) жители этого анклава живут за счет того, что продают свои голоса тому, кто больше заплатит :).
Роман всячески рекомендую.
Lunetta, 10 октября 2016 г.
Очень и очень понравилось! Хочется сказать многое об этом прекрасном романе, но сдержусь, в предыдущих отзывах все подробно описано, плюсы и минусы. Не буду повторяться.
Скажу лишь — это потрясающе!
Несомненно прочитаю всю серию, т.к. очень зацепило.
Удивительный, многогранный сюжет, очень хорошо прописаны характеры персонажей.
Нравиться как идет повествование: сначала мы окунаемся в мир, о котором ничего не знаем, но вся информация подается так, буд-то мы сами живем в нем каждый день. Клубок загадок распутывается постепенно вовлекая нас все дальше и дальше.
О таком многогранном произведении сложно оставлять отзыв, в нем слишком много всего: и детектив, и приключения, и роботы, и высший разум(в итоге), и инопланетяне(как я поняла)
А так же социально-психологические вопросы затрагивающие человека. Точнее, что есть человек?
Оценка 10 из 10, за потрясающий труд.
(Кстати, читала как первую книгу серии)
knihar, 24 февраля 2016 г.
Префекты — это около 1000 сотрудников полицейской организации «Доспехи», которые обитают на астероиде возле планеты Йеллоустон. Символ «Доспехов» — поднятая перчатка, которая означает защиту и вместе с тем готовый сжаться кулак, способный раздавить врагов и предателей. Главная задача префектов — следить за безопасностью и соблюдением избирательного права на Блистающем Поясе. Проблема в том, что в юрисдикцию «Доспехов» не входит вмешательство во внутренние дела анклавов при соблюдении последними этого самого права. Так, казна анклава Ад-Пять пополняется за счёт продажи другим анклавам эксклюзивных прав просмотра и выбора пыток случайным образом назначенной жертвы. С таким положением вещей не может смириться глава Службы внутренней безопасности старший префект Шеридан Гаффни, который считает, что следует немного ограничить гражданские свободы и лучшее будущее — это Блистающий Пояс в руках милосердного, великодушного тирана. Другой герой романа — один из лучших полевых префектов Том Дрейфус, который расследует гибель от квантового луча анклава Раскин-Сарторий с населением в 960 человек.. Подозрения падают на сочленителей, субсветовик которых «Аккомпанемент теней» был замечен возле сгоревшего «пузыря». Все обстоятельства происшедшего Дрейфус выясняет, ведя допросы прошедших регенерацию бета-копий погибших. Ещё одна линия романа — история Часовщика, робота-носителя усовершенствованной технологии самовоспроизведения, из-за которого 11 лет назад в Силвестовском институте искусственного интеллекта погибла жена Тома. Таким образом, роман «Префект» — не продолжение и не приквел других произведений из «Пространства Откровения», а скорее, вбоквел, в котором есть, конечно, некоторые общие моменты (например, история Филиппа Ласкаля, Сивестовские институты, ультранавты, бета-симулякры, Восемьдесят первопроходцев альфа-сканирования), но основное внимание уделено жизни в анклавах на астероидах. В целом, неплохой роман, которому, на мой взгляд, не достаёт масштабности и глубины других произведений из цикла «Пространство Откровения».
Al_cluw, 10 февраля 2016 г.
Заключительная книга цикла «Пространство Откровения» оказалась вполне успешной. На этот раз Рейнольдс не стал растягивать действие на сотни миров и звездных систем, ограничившись уже хорошо знакомым «Блистающим» (или «Ржавым») поясом и планетой Йеллоустоун, той самой, где происходило действие романа «Город Бездны». И несмотря на временные коллизии (действие происходит вскоре (через 50 лет) после открытия Завесы Ласкаля, описанной в первом романе цикла), мы как бы с другой стороны видим часть событий, с которыми были ознакомлены ранее. Хотя основное место в романе занимает описание трудовых будней организации, призванной следить за порядком, автор показывает ту же самую вселенную людей — и опять таки все очень невесело, мрачно и очень смертельно. Атмосфера сохранена. Читать по-прежнему интересно, несмотря на то, что это 5 том цикла, есть очень любопытные описания «общества будущего». Демократия, блин, ядрёны пассатижи — полиция (тьфу, префекты) и без оружия на заданиях!
В общем, книжка вполне хороша, интересная и не толстая, и добавляет к общей картинке вселенной Пространства дополнительные элементы. Любопытно будет ознакомится со сборником рассказов, относящихся к этой же вселенной, когда он выйдет (вроде обещала Азбука), чтобы еще раз погрузится в атмосферу мира.
DiegoFreeman, 3 октября 2015 г.
Во вселенной, созданной разумом Рейнольдса, есть лишенная атмосферы планета Йеллоустон, которая известна не только своим Городом Бездны, но и обширнейшей сетью орбитальных станций, получивших общее название «Блистающий Пояс». Это теперь, после разрушительной эпидемии так называемой «плавящей чумы», он более известен как «Ржавый Пояс». В те же времена это была великолепная по своей стабильности система, в которой каждый элемент, анклав, выбирал себе любую из возможных форм власти – будь то автократия, монархия, диктатура, демократия, анархия. При этом все обладали правом голоса и более того, обязаны были голосовать по любым глобальным вопросам. За соблюдением прав и обязанностей строго следила одна организация – «Доспехи» — все действия публичны, четки и одобрены голосованиями.
Эта система работала десятилетиями без сбоев, пока однажды не был уничтожен один анклав с сотнями жителей – чудовищное по меркам прежней спокойной жизни преступление! По первым уликам виновны межзвездные перевозчики и торговцы – ультра, но все ли так просто в этом деле? Один из главных героев, префект Дрейфус, быстро догадывается – все это часть плана, разветвленного, запутанного и скорее всего, еще более страшного, чем гибель одной станции.
Зная о событиях ранее вышедших книг, можно было бы сразу предположить, что во всем виновата чума, да и аннотация вроде намекает на это.
Да, была бы очередная эпидемия, постоянно растущее число зараженных, трупы, а может быть, и люди, полностью контролируемые, и творящие в таком состоянии всякие кровавые ужасы – Рейнольдс наверняка вывернул бы все тематические штампы наизнанку, сделал все по-своему и в меру оригинально.
Но нет – причина на самом деле оказывается совсем другой. И, пожалуй, более острой в плане проблематики.
Перед нами раскрываются изнанки организаций, испещренных многоуровневыми допусками, секретными отделами, подпольными группами, которые, считая, что действуют во благо, творят истинное зло. Пусть это удается порой предотвратить, и результат эксперимента только краем задевает людей – как было с Дрейфусом, в прошлом потерявшем жену и совсем не оправившимся от этого. А бывает так, что результат этот преобразовывается в неожиданной плоскости и оборачивается уже не только против создателей, но и против всех, кто под руку попадется.
И тогда система начинает рушиться, подтачиваемая изнутри.
Этому также не в малой степени поспособствовало и еще одно – очень наглядная демонстрация того, как у каждого в этом свободном обществе рано или поздно может появиться собственный взгляд на то, «как будет лучше». А что из этого выходит, мы уже с вами знаем.
Также явно видно мнение автора по поводу самой свободы – как она становится едва ли не главной причиной несвоевременного, замедленного реагирования на проблему – пока будут пройдены все разнородные инстанции в анклавах и согласованы все действия.
В общем, перед нами титановым цветком распускается мощный технотриллер, увлекательный и непредсказуемый.
Можно, конечно, придраться к поведению персонажей, порой ведущих себя непрофессионально и эмоционально, но это запросто парируется вопросом: «А может, в будущем положено так себя вести?»
Другое дело, что до цветения по всей первой половине книги медленно тянется стебель детектива, который, если честно, не примечателен ничем, кроме вселенной со знакомыми названиями вроде демархистов, сочленителей, тех же ультра, а также необычными технологиями, например, хлыст-ищейка, заменяющий префектам целый арсенал.
А книга тем временем вышла неравномерной.
И о финале.
Едва не проигрывая войну, люди в итоге (с подачи Дрейфуса, неубедительно уверенного в собственной правоте) пошли по самому простому пути – выбрали меньшее зло. Нет, это не значит, что они начали бомбить беспокоящие их районы (хотя и без этого вначале не обошлось), а всего лишь стравили одно зло, которое знакомое и местное со злом пришлым и более явным, чем первое, любителем геноцидов.
И можно долго рассуждать по этому поводу, стоило ли оно того или был иной выход – ведь проблема не была решена окончательно, а только отсрочена на неопределенное время (по словам Дрейфуса, все еще убеждающего остальных в правильности решения).
Вывод из всего этого возникает по крайней мере один – пока время спокойное, всем нравится идея свобод и демократий, но как только что-то случается, большинство быстро перестает думать своей головой и начинает слушать кого-то одного, уверенного в своих действиях, какие бы они ни были. Здорово, конечно, позднее, если что-то пойдет не так, свалить вину на этого «решальщика», однако ж – своя голова и все такое, нет?..
mikereader, 14 августа 2018 г.
Книга неплохая, но ей чего-то не хватает. Вроде и мир оригинальный, и действия интересные, интрига имеется, но... Наверное, основной проблемой этой книги для меня стала малая эмоциональность ее персонажей, хотя они вроде и прописаны неплохо вместе со своими тараканами, но это не сильно влияет на их поведение. Оно у них не персонифицированное вышло. Ну вот «я не признаю цифровые копии сознания» и что? Может, будет как в «Я, робот», где на недоверии к роботам сыграли? Нет, он просто их не любит, но при этом «нелюбовь» никак не проявляется. И в других местах так же. «Мой отец предатель, а это мое первое задание, я должна его выполнить и доказать свою пользу, ой! Что-то идет не так, ну что ж, не повезло, не буду больше об этом вспоминать.»
«Я гипер-свинья (типа новая искусственная разумная раса), некоторые смотрят на меня косо и смеются за спиной. Я отщепенец?» Расизм галактических масштабов? Это как-то сыграет? Да тоже нет.
И таких интересных, но неразвивающихся моментов тут очень много. Вот есть тут искусственный интеллект-маньяк-убийца, собирающий хитроумные механизмы непонятной функциональности. Честно говоря, я бы лучше почитал про него,
Короче, получается тут все не очень живое, декорации красивые, но пустовато. Автор много придумал достаточно оригинальных особенностей для мира, но не стал их использовать. Просто вываливает на читателя, ты удивляешься и ждешь продолжения, а они никак не раскрываются. Можно забыть. Даже то, что люди живут на астероидах замкнутыми анклавами со своими порой диким законами, ни на что не влияет. Не надо лететь пару недель до соседа в тесной шлюпке, и вместо космоса получилась одна большая деревня. Не чувствуется тут ни масштабов происходящего, ни пространства. А вы еще говорите «десяти тысяч анклавов»... Просто большая общага.
Ну и нельзя не отметить старания переводчика по уничтожению атмосферы книги, который любит придумывать идиотские названия. Секретный научный отдел называется ГОЛОВНЯ..? Еще тупее и архаичнее слова не мог придумать для далекого будущего, где и дровами то уже не пользуются? Или вот «долгоносики», ну какие ассоциации у вас возникают: безжалостная армия механических убийц или праздник на детском утреннике? Да и «Демократический цирк» в ту же топку.
JordanUral, 26 февраля 2017 г.
На мой взгляд — один из лучших романов цикла «Пространство откровения». Сюжет лихо закручен, хватает действия; интриги, как в в матрешке, наслаиваются одна на другую — книга скучать не дает. Конечно, есть отсылки к другим романам цикла, но для новых читателей Рейнольдса, которые знакомятся с его творчеством именно с «Префекта» — они не критичны. Концовка же создает впечатление некой открытости, вроде главный бой выигран (Часовщиком? Человечеством?), но и Аврора не совсем сдала свои позиции... Крепкая 9 фантазии и мастерству автора
Gilad, 7 июля 2016 г.
Роману я поставил 10 баллов. Рейнольдс нарисовал интересный детальнопроработанный мир, в котором было все, ну или почти все – фантастические технологии будущего, искусственные интеллекты, многоуровневый детектив и глобальная загадка, человеческие интриги и предательства.
Роман описывает жизнь человеческого сообщества на орбите планеты Йелоустон. Неплохая идея заселить орбиту планеты самодостаточными и мало зависимыми от внешней среды городами-государствами или если выразиться точнее астероидами-государствами где правят бал технологии и виртуальная реальность. В центре повествования находится «детектив» Дрейфус, префект оперативник местной службы безопасности «Доспехи» со своими тайнами и загадками, который расследует сначала мелкое мошенничество, распутывая постепенно клубок неизвестностей и приходит к глобальным угрозам всей планетарной системе в лице сразу нескольких угроз. Произведение представляет собой классический детектив, встроенный в технологическую оболочку будущего и приправленный страхами перед таящимися в технологиях будущего явлениях, не под сильных обычным людям, пусть эта обычность претерпела существенные модификации.
В этом человеческом обществе реализованна модель управления, основанная на прямой демократии, где голосуют все. Не важно, что они для себя выберут, главное процесс голосования. Цель ничто – процесс все. Эта модель впоследствии и оборачивается против самих людей, не позволяя оперативно реагировать на кризисы. Организация «Доспехи» постулирующая себя как защитник этой демократии просто отбрасывает ненужную чепуху демократии, когда это считается необходимым и начинает мешать. Люди будущего Рейнольдса все такие же люди какими они и существуют на нашей грешной планете. Если правила мешают, зачем они нужны. Ну и конечно же куда без классического постулата «зло во благо». Эта идея так же присутствует в романе и является основой для мотивации одного из главных героев романа.
Концовка романа оставляет читателя в некой недосказанности. Главные угрозы «поясу» остались без контроля и сражаются друг с другом за право в дальнейшем одному из них делать с жалкими людишками все что пожелают. В цикле нет полного перевода всех произведений, возможно это тоже дает такие ощущения. Но даже и с учетом этого роман «Префект» как самостоятельное произведение хорош.