Генри Лайон Олди «Рука и зеркало»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | С использованием мифологии (Европейского средневековья )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ганс Эрзнер был слугой жестокого барона-чернокнижника фон Хорнберга. Когда Старый Барон умирал, Ганс взял его железную руку-протез, наделенную магическими способностями, и оказался в виде демона Зекиэля в аду...
Входит в:
— цикл «Хёнингский цикл» > роман «Песни Петера Сьлядека», 2004 г.
— антологию «Фэнтези-2003», 2003 г.
— сборник «Песни Петера Сьлядека», 2008 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2009», 2008 г.
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2004 // Средняя и малая форма |
- /языки:
- русский (8), английский (1)
- /тип:
- книги (8), цифровое (1)
- /перевод:
- Е. Кимаева (1), М. Монахан (1), И. Певзнер (1), М. Певзнер (1)
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 8 января 2022 г.
Отличная повесть об одном из приключений Петера Сьлядека. Шкатулочное повествование, две вложенных одна в другую, но всё-таки пересекающихся, истории. Мрачное Средневековье, Инквизиция лютует. Надо сказать, не просто так лютует. В этом мире ведьмы и демонические сущности более, чем реальны, и являются полноценными действующими лицами.
Читая про такие миры, всегда невольно задумываешься, а таким ли злом будет являться орган, истребляющий реальную нечисть, а не просто сводящий личные счеты и идущий на поводу у массового психоза.
Но Инквизиция в повести в основном присутствует в финале, отстоящем от основного повествования на четырнадцать лет, и то подана больше в ироническом ключе.
В центре же повествования — история Ганса, верного слуги одного раубриттера. Оный раубриттер, злодей и мерзавец, из всех передряг выходит сухим благодаря своей демонической перчатке-протезу. Но в какой-то момент злодеяния барона-разбойника переполняют чашу терпения даже демона, заключенного в перчатке. В результате сумбурных событий барон убит перчаткой, а Ганс-слуга оказывается в Аду. Да не просто в Аду, а в Аду для демонов. То бишь практически в Раю по человеческим меркам. Еда в серебряной посуде, церкви, хоралы.
Олди шикарно буквализируют метафоры: демоны на отсидке плетут интриги, строят козни, прячут концы в воду, чинят препоны, лепят чернуху. Как всегда и почти у всех авторов, берущихся за тему приключений в Аду — плохо просто не может получиться. У Олди же получилось прекрасно! Увлекательно и с юмором.
Ганс рассказывает свои приключения Петеру Сьлядеку, сидя вместе с ним и своим внуком в баронской камере смертников. Внезапно окажется, что те давние приключения Ганса окажут самое непосредственное влияние на судьбу главных героев.
Замечательно закручено, красиво написано, рад что прочитал!
Стоит отметить: байки из камеры смертников, как рамка, обрамляющая основное повествование, на удивление популярный приём. Помимо данной повести Олди за последние год-два несколько раз сталкивался с этим в зарубежном фэнтези, и, вроде бы, что-то подобное есть у классиков авантюрной литературы.
Стало понятно, что я созрел до перечитывания «Богадельни» и «Песен», которые не читал больше с момента первого их издания.
10(ШИКАРНО)
Тимолеонт, 7 августа 2015 г.
Всегда обожал хорошие истории про сделки с демоническими силами. Здесь рассказывается про обычного человека, оказавшегося не в то время и не в том месте и угодившего в тюрьму для демонов. И он даже умудрился завести там верных друзей!
В итоге, получается странно-безумно-абсурдная история про смесь «помоги мне, демон, а я тебе душу отдам» и забавной приключенческой сатиры с очень сильной и эмоциональной развязкой.
Yazewa, 13 марта 2015 г.
Забавно... не более того. Демонские наказания суть человеческие удовольствия.
Возможно, это удалось бы неплохо экранизировать, с современными-то возможностями всяческого рода трюков и спецэффектов.
А. Мельник, 17 ноября 2012 г.
Повесть на довольно избитую тему – человек по ошибке попадает в ад – но подана она необычно, со своими приколами. Правда, всё, что идет в сюжете до ада, читать не особо интересно, как и то, что открывается читателю после возвращения из преисподней (однако тут хотя бы внимание привлекает своеобразная концовка). Как показалось мне, в повести довольно много «воды», без нее она смотрелась бы более динамично и не отпускала до последней страницы. А так, прочитал один раз и больше не тянет.
tess86, 4 февраля 2011 г.
Как всегда у Олди интересная задумка сочетается с блестящим исполнением. Атмосферный Ад, в особенности зона для наказания демонов и мрачный замок Хорнберг. Истина и вымысел сплетаются в причудливую картину. Встречаются и расходятся пути людей и демонов.
Настоящий мятежный барон Готфрид фон Берлихинген, железной рукой управлявший замком Хорнбег и безвестный вояка Ганс Эрзнер. Упомянутый в «Дон Кихоте», реально существующий, несчастный честолюбец Эухенио Торальба придумавший демон Заекиеля, и «крысолов» Балтазар. И по всем этим дорогам бредет лютнист Петер Сьлядек, играющий жизнь свою задом наперед.
amak2508, 17 декабря 2011 г.
Вещь хорошо написана: прекрасный язык, увлекательный текст, безудержная фантазия авторов (чего стоит один Ад для демонов). Но..., Олди уже приучили своих читателей, что кроме всего перечисленного выше в их произведениях всегда присутствует еще что-то: какая-то мысль, какой-то неожиданный поворот событий, какое-то высказывание или действие героя — в общем, какая-то изюминка, заставляющая читателя возвращаться мыслями к книге еще не раз после того, как она уже прочитана. В этом же произведении, несмотря на массу внешних достоинств, такой иэюминки, увы, нет.
benommen, 1 августа 2010 г.
Очень понравилось, такое тяжелое начало, и такой интересный рассказ и окончание рассказа. Воистину, и для демонов должен быть ад:smile: Очень понравилось, приятно провел время...
Nonconformist, 29 ноября 2007 г.
Все же весьма контрастная новелла. Первоначальное погружение в атмосферу мрачного средневекового замка, загадочная личность барона и еще более таинственные события, с ним связанные. И совсем другое создается настроение при чтении о Пандемониуме. Взгляд безусловно интересный, но слегка не вяжущийся с привычным восприятием демонов.
Интересен персонаж Балтазара Эрзнера, «охотника на ведьм». Жаль, что ему авторы уделили меньше внимания, чем хотелось бы.
Konst, 21 августа 2008 г.
ИМХО — лучший рассказ в сборнике. Вариация на тему «Один день Ивана Денисовича», только про демонов. Есть уйма книг про ад, демонов и прочую чертовщину, но до такой трактовки еще никто не задувыался. А умение сказать что-то новое в избытом сюжете дорогого стоит.
armitura, 28 ноября 2007 г.
Симпатично, смешно, забавно:)
Никакой особой морали из текста я для себя не вынес (для Олди это нонсенс:))), но ведь расслаблять мозг тоже нужно иногда. Я провел замечательные сорок минут, читая эту новеллку:))
Эдди, 26 августа 2007 г.
Демоны-братки это здорово! И рай в аду — тоже неплохо. Вот только сухорукий инквизитор с зеркалом... Что-то здесь явно лишнее.
iwan-san, 29 января 2007 г.
Забавные в аду пытки для демонов. И особенно умиляет, что сажают туда за хорошие поступки и за четвертую ходку — навечно.
ZiZu, 12 мая 2007 г.
Прекрасно описание Ада. Наверное второе по красоте из прочтенных мной. И очень развернутый сюжет основного повествования порадовал.
квинлин, 22 апреля 2007 г.
Лушее, что я читал про «зону для демонов». Ах.. да... единственное... И за такое исполнение с такой задумкой — да не 10?:)