Грег Бир «Божья кузница»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Умирающая Земля | Контакт
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Сначала у Юпитера по непонятным причинам исчезает один из спутников. Но этому не придали большого значения. Потом где-то в Австралии появляется непонятное образование, напоминающее скалу, из которой «выходят» странные устройства (роботы?), которые заявляют, что они представители инопланетной цивилизации, и что пришли с миром. Первый Контакт? Как бы не так. Из других источников человечество получает информацию, что Земля будет уничтожена безвозвратно, и сделать ничего уже нельзя...
И уничтожение уже началось...
Входит в:
— цикл «Божья кузница»
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1988 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1987 // Роман |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Рыклина (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 9 июня 2014 г.
Вот еще одна популярная тема в фантастике, всегда находящая отклик в сердцах читателей. Апокалипсис. Не мелкие неприятности, когда прилетели инопланетяне/метеорит или вылезли не пойми откуда зомби/ особо агрессивный вирус/ свихнувшиеся роботы, побуянили и удалились в результате решительных действий сплотившегося Человечества/ Одиночек. Нет, это Апокалипсис не местечкового масштаба. Глобальный, из серии «Все умерли». С подробностями.
У меня от этого романа осталось исключительно противоречивое впечатление. С одной стороны, все очень глобально, как и обещано в аннотации. Неизвестная опасность, надвигающаяся на Землю, о которой до самого конца ничего толком не сказано. Так, отрывочные сведения, о которых достоверно нельзя сказать правда это или вымысел сторонних сил. Как остается неизвестным, где и почему состоялся суд над Человечеством, за какие грехи его приговорили к такой участи, и зачем были такие сложности при исполнении наказания. Т.е. главная интрига — кто и за что — так и остается неразрешенной, оставляя возможности для игры фантазии.
С другой стороны, это чисто голливудский Апокалипсис. Со множеством героев, о которых мы узнаем кучу ненужных подробностей, начиная с их далекого детства и мечтательной юности. Причем, все эти подробности подаются достаточно поверхностно: краткие упоминания, не несущие эмоциональной окраски и не оставляющие какого-то значимого следа в истории. Так что, о какой-то глубокой психологической проработке характеров героев говорить просто не приходится.
А отсюда возникает сразу куча вопросов. И главный: по какому такому признаку одни из людей оказались достойны спасения, а другие, не менее честные, мужественные или умные – отвергнуты? И вопрос не праздный.
Само название романа подразумевает некую мораль, обещание, что речь пойдет о каких-то этических вопросах, краеугольных для развития Человечества. И это обещание периодически подкрепляется вставками-рассуждениями о Боге, предназначении Человечества, грехе, Земле, как живом организме и прочем. Но все это просто вставки и обещания, не более.
Все чтение не оставляло впечатление, что автор не имеет свой твердой позиции по многим моральным проблемам, которые хотел бы затронуть, и потому никак не может определиться о чем все же стоит писать, а что оставить для размышлений читателя. От этого, наверное, такая фрагментарность. Начали о Боге, грехе, покорности судьбе — бросили на половине дороги и переключились на чисто научные проблемы на тему, как уничтожить массивный объект с помощью черной дыры. Начали о смирении, любви, семье и вечных ценностях, опять же бросили и переключились на заговор военных. Начали о пришельцах, галактическом противостоянии сил, оставили, ничего не сказав, и отправились в тихий уголок встречать Конец Света.
В результате, такой фрагментарности полностью пропало ощущение Трагедии и Конца. Яркие картинки, когда более интересует, КАК ТЕХНИЧЕСКИ ПРОИЗОЙДЕТ КОНЕЦ, чем ПОЧЕМУ. Куклы-герои, искусственные страдания которых не трогают и не несут никакой информации для размышлений.
Может, если бы читала до «Корпуса-3», то впечатление было бы другим. Но после умного и многослойного романа о трагедии обитателей корабля-ковчега, этот показался поверхностным и сумбурным. Если в киношных терминах : более голливудские «2012» или «Знамение», чем «Солярис» Тарковского, когда яркость картинки значит больше, чем глубина содержания.
gavniamra, 22 сентября 2013 г.
Жесткий, без дешевки, многоплановый роман с психологически проработанными и вызывающими сочувствие героями. Книге четверть века, и она читается скорее как альтистория, чем как фантастика, не потеряв при этом качества и правдоподобия. Сценарий контакта, описанный автором, мрачен, но роман все равно гуманистичен, и автор задает много важных вопросов. Мотивация и истинная природа инопланетян так и остаются во многом загадкой, но книга скорее не о них, а о нас. Бир явно не понаслышке знаком с американской околонаучной бюрократией, и не закрывает глаза на недальновидность, склочность, и косность многих представителей рода человеческого. Тем не менее, его общий вывод о спосбности людей, несмотря на все недостатки, адаптироваться, взаимодействовать, и выживать, оптимистичен.
vam-1970, 21 октября 2015 г.
трагический роман, не смотря на вроде бы оптимистический для немногих уцелевших , финал. Гибель планеты глазами пострадавших и погибших за последние часы до гибели. Яркая трагичная картина. Только название «Божья кузница» -так и не понял взаимосвязи с сюжетом.
kkk72, 5 августа 2010 г.
Давно хотел познакомиться поближе с творчеством Грега Бира, одного из признанных мастеров НФ, не слишком, впрочем, популярных у нас. Впечатления, как зачастую бывает, оказались довольно противоречивыми. Роман «Божья кузница» — типичный образчик классической НФ, я бы сказал НФ ближнего прицела. Начинается эта история с того, что астрономы обнаруживают бесследное исчезновение Европы — спутника Юпитера. Несколько позже на Земле появляются два гороподобных объекта, которые оказываются космическими кораблями. Инопланетяне с корабля, приземлившегося в Австралии, демонстрируют дружелюбие и готовность идти на контакт. Инопланетянин,приземлившийся в Долине Смерти в США, предупреждает о гибели, грозящей Земле, призывает не верить сообщениям из Австралии и вскоре умирает. Власти США с помощью ученых пытаются разобраться в ситуации.
С одной стороны, книге нельзя отказать в научности, а ее автору — в научной грамотности. Это действительно твердая НФ, описывающая столкновение человечества с неизведанным. Вот только у романа есть один глобальный недостаток, который перевешивает многие достоинства. Он скучен. Я довольно быстро утонул во множестве подробных и не слишком нужных описаний, в ответвлениях сюжета, которые достаточно четко показывают всю хаотичность действий властей в нестандартной ситуации, но при этом не играют существенной роли в развитии событий. Несмотря на все попытки автора придать своим героям человечность, они тоже показались мне в достаточной мере сухими и безжизненными, а их судьбы в столь трагичный момент не смогли меня как следует зацепить. Порой складывается впечатление, что в качестве сценария для фильма-катастрофы это произведение смотрелось бы лучше.
Могу порекомендовать его в первую очередь любителям классической НФ. Тем же, для кого человеческий фактор важнее научных гипотез, за этот роман едва ли стоит браться
Captain Fiction, 16 марта 2010 г.
Хороший научно-фантастический роман. Самое правдоподобное средство для разрушения Земли в фантастике.