Вячеслав Рыбаков «Попытка к Полдню»
В. М. Рыбаков анализирует взаимодействие формулируемых культурой идеалов и объективных тенденций исторического процесса. Выбор способов, какими человек старается заявить миру о себе, зависит исключительно от тех ценностей, которые он впитал из культуры. Одна из основных функций любой культуры — это попытка предложить человеку достаточно для него привлекательные, достаточно выгодные и престижные, и в то же время — общественно полезные области и виды конкуренции. Стать из прекраснодушных индивидуальных мечтаний мощными духовными трендами, способными воздействовать на массовую систему ценностей и корректировать направление общественных движений, идеалы способны лишь в том случае, если они не противоречат культурной традиции и оказываются в состоянии занять существенное место в устойчивом наборе стимулов для обусловленных самой природой человека стремлений каждого к самоутверждению и к победе в конкурентной борьбе в той или иной области…
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'05», 2012 г.
— сборник «Руль истории», 2013 г.
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2013 // Критика / публицистика | |
номинант |
Портал, 2013 // Критика, литературоведение, эссе | |
номинант |
РосКон, 2013 // Фантастиковедение |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 14 октября 2023 г.
Приятно слушать умного человека. Суть жизни — в рамках конкретного вопроса — становится прозрачной и незамутненной аки горный хрусталь.
Три базовых постулата развернуто в пространстве четкой аргументации более чем адекватно:
*** единство и борьба свободы и деспотизма государства и личности;
*** главенство эйцехоре падшего ангела в эпохи перемен;
*** культурная самоидентификация как фактор выживаемости социума.
Текст вполне достоин того, чтобы растащить его на цитаты: «.…ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать…», «…Именно от культуры зависит, чтобы благородная ярость как можно реже оборачивалась бесчеловечной злобой, чистота помыслов — наивным бессилием, нетерпимость к недостаткам — завистливой сварливостью…», «…пусть хоть голод вокруг, хоть бандитская пальба из каждой подворотни, а свободные, раскрепощенные люди на распоряжения начальства просто чихают, и ради постылого общего блага вообще ничего не делают, либо, если и шевельнут пальчиком, так не долее получаса в сутки; остальное время — только на себя, любимого…».
Еще раз, уважаемый потенциальный читатель: «…Приятно слушать умного человека…». Для мозгов, для сердца, для души
Darth_Veter, 2 июня 2023 г.
Кем и как формируются те общественные идеалы и требования, что играют ключевую роль в развитии культуры той или иной страны? Объективны они или субъективны? Если объективны, то как связаны с формацией общественного строя? Иными словами: люди сами выбирают себе нужную формацию или она определяется культурными традициями конкретной нации? Например, если народ данной страны всегда являлся рабом каких-то хозяев, он никогда по-настоящему не сможет взять власть в свои руки, чтобы свободно реализовать с ее помощью более справедливые гуманистические традиции. То есть, в стране неявным образом будет существовать то же самое рабство, против которого так упорно боролись, а люди станут заложниками политических игр «руководящей верхушки». Отдельный вопрос: как найти универсальный идеал для такой многонациональной страны, как Россия? У нас сотни разных народов с противоположными верованиями и несходной моралью. Можно ли как-то «усреднить» их идеалы, выработав те требования, которые удовлетворят всех и сразу? Или же многонациональные государства обречены на распад, подобно крупным империям прошлого? Кроме разрешения этих проблем, автор пытается также дать ответ на вопрос, какую роль играет фантастика в установлении общественных идеалов и формировании национальных идей. Естественно, речь идет о советской фантастике, которая дала путевку в жизнь миллионам людей разных национальностей. Была ли она «заказной» или, наоборот, сама задавала пути развития советского общества?