Стивен Кинг «Долорес Клэйборн»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Долорес Клэйборн, ставшая вдруг одной из самых богатых женщин, рассказывает всю историю своей жизни, сидя в зале суда... Обвиняемая в убийстве, она вынуждена поведать о том, о чём человек может рассказать только тогда, когда ему уже нечего терять...
Входит в:
— условный цикл «Дерри» > Упоминания в других произведениях Стивена Кинга
— условный цикл «Судьба Иерусалима» > Упоминания в других произведениях Стивена Кинга
Экранизации:
— «Долорес Клэйборн» / «Dolores Claiborne» 1995, США, реж. Тейлор Хекфорд
- /языки:
- русский (14), английский (2)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- В. Вадимов (1), И. Гурова (12), Е. Харитонова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 13 сентября 2023 г.
Знаю, что формат «ответа» коллегам рецензентам не приветствуются на Fantlab, поэтому вложу немного сопутствующей информации о романе. Речь идёт о крайнем отзыве [Бросил читать на 100й странице. Пока что худшая вещь у Кинга. Бытоописание жизни одной женщины со сложной судьбой которая ухаживала за старушкой и которую покалачивал муж-тиран, занудно написано и неинтересно. 2 балла.] он является личным мнением читателя, но мало харектиризует произведение. Во-первых, это сильная феминистическая книга – ведь Долорес далеко не заурядная домохозяюшка. Пусть в её времена голос женщины мало весил, она решает таки дать отпор муженьку, грязные руки которого лезут в трусики дочери. Могла ли Долорес убить его прямо в лоб? Конечно нет, поэтому затеяла известное предприятие с колодцем, чтобы в затмение совершить месть. Конечно, вам может не понравится сама героиня (я вот терпеть не могу Энни из «Мизери»), но это не отменяет факт, что написанная книга блестяще и героиня словно воодушевлённая, крайне реалистичный персонаж. Стоит также отметить связь со второй феминистической книгой Кинга «Игра Джералда» (где, о ужас, весь роман о девушке прикованной наручниками к кровати) в затмение между женщинами установилась словно телепатическая связь
man12fg5, 16 апреля 2024 г.
Вполне себе относительно годная бытовуха. Про жизнь тоже есть моменты. Но, как тут уже писали, надутый список преступлений мужа не оправдывает убийство, коих в книге целых 2 и за оба никто не понес наказания. Так кто угодно может составить себе список для оправдания и убить человека(!) и это, быть может, превращает историю в навоз) потому что для ГГ она еще и счастливо кончается! В остальном вполне себе норм бук. Фэнам, как всегда, понравится, но я настроен критично: есть ляпы — напряжная гнобка автором Веры Донован и потоки неоправданной грязи на нее же от ГГ.
Deliann, 8 мая 2013 г.
Первым делом, пользуясь случаем, я бы хотел сказать спасибо Стивену Кингу за громадное количество часов, которые были скрашены чтением его книг. А теперь перейдем непосредственно к отзыву. Среди всех романов Кинга, которые я прочитал, именно «Долорес Клейборн» стоит особняком. Это произведение не самое страшное, не самое интересное, да и самым любимым я его назвать не могу. Однако же я его выделяю и сейчас попробую объяснить, почему.
Первая особенность романа, которая сразу бросается в глаза, — в нем нет глав. Вообще никаких сегментов, частей или хотя бы параграфов. На протяжении почти 400 страниц мы наблюдаем одну историю без внутренних рамок. Вторая особенность – книга представляет собой жизнь. Я серьезно, перед нами монолог пожилой женщины, в котором она рассказывает свою историю. Историю настолько блестяще прописанную, что не можешь отвлечься от вопроса «А не произошло ли все это на самом деле?». И в пользу реалистичности играет все: и сплошной поток текста (в жизни же у нас нет глав, годы просто плавно перетекают друг в друга), и блестящая стилизация изложения (поначалу читать не совсем приятно, главная героиня оставляет впечатление склочной старухи, и не покидает ощущение, что не ты читаешь книгу, а сварливая женщина рассказывает тебе свою историю), и высокий темп романа (экшна в нем нет, однако первые 50 страниц я прочитал, даже не заметив, оставшиеся 350 ушли также залпом). Сюжет, между тем, не может похвастаться интригами или чем-то подобным, почти все важные моменты озвучиваются в начале, а на вопрос «как?» Кинг отвечает уже в процессе. Все дело в атмосферности, в мастерстве писателя, благодаря которому книга без особой интриги и действия все равно западает в душу и читается на одном дыхании.
Обложка книги привычно вводит в заблуждение: спереди громадные глаза, авария, ночной лес, сзади в аннотации ворох громких слов, в результате не каждый будет ожидать найти на страницах тонкую психологическую драму.
Antosya, 17 мая 2023 г.
Скажу честно, практически до конца книги не видела в ней «шедевра» хотя слышала, что многие так считают. Но последние страницы просто перевернули все в моей душе. Я сидела, как будто меня чем-то стукнули и единственной мыслью было: «Как возможно это ТАК написать?». Чтобы читатель каждое слово через себя пропустил и прочувствовал всю ту боль, которая выпала на долю Долорес Клейборн.
Вторая моя книга у короля ужасов, в которой нет страшных чудищ, приведений и прочей нечисти, но именно после этой книги понимаешь чем так страшен «психологический» Кинг. Потому что, в отличие от другого типа «страшилок» то, что рассказывает он в этой книге, реально и этим страшно. Он так раскрывает все темные уголки человеческой души и показывает на что способны люди. И это не какие-то там далекие личности, а вполне себе реальные люди, которые живут, к огромному сожалению, рядом с нами. Возможны вы даже с ними знакомы.
Сюжет пересказывать даже пытаться не буду. Долорес сделает это точно лучше меня, потому-то это ее история. История, как действительно обычная женщина может переступить важнейший нравственный закон человеческого бытия и все же не станет чудовищем. Даже на половину таким же страшным как тот, кого она убила.
Nate_Harleen, 10 августа 2023 г.
Казалось бы, обычная история работящей женщины на острове и ее общение со своей работодательницей более высокого класса жизни, и о взаимоотношениях с ее мужем.
Но это же Кинг. Психология здесь подана достаточно мягко и очень понятно, и ближе к концу книги ты проникаешься к Долорес так, как будто знаешь ее лично.
Но маэстро не может без мистики, и здесь она тоже имеется. Пусть немного, но есть.
7/10.
AshenLight, 30 декабря 2022 г.
Не могу сказать, что этот роман совсем уж плох, но, если бы его вообще не было, я точно не расстроился. Сама история банальна. Мистики и хоррора кот наплакал. Реалии жизни, как это заведено у Кинга, имеют мрачно-серые тона. Ну, не всем же писать о светлом, добром, вечном, возвышенном.. Понравился разве что этот длиннющий монолог Долорес Клейборн, хотя он ей, как героине, не очень-то соответствует. Не позавидуешь такой истории жизни. Очень просто до примитива. Финал не впечатлил. Так что оцениваю между 5 и 6 баллами. Подозреваю что, если бы сейчас стал перечитывать/переслушивать произведения Кинга, оценки мои понизились. Это связано со знакомством с литературой более широкого спектра, поднявшей мою «потребительскую» планку. Убеждён, что чтение произведений Кинга пагубно могут сказаться на состоянии неокрепших умов! Вот такой вызывающий вывод. Ругаю одного из самых любимых авторов за дело.
majj-s, 11 июля 2021 г.
Это удручающе мужской мир, Долорес
«Жизнь состоит из того, чтобы делать выбор и уплачивать по счетам. Выбор иногда бывает поганей некуда, но это еще не дает человеку права увиливать, особенно когда надо для других сделать то, чего сами они сделать не могут»
Такова невыносимая правда Долорес Клейборн, вынужденной признаться в убийстве мужа, которое сошло ей с рук четверть века назад, чтобы оправдаться перед обвинениями в другом убийстве – своей работодательницы. Женщины, по завещанию которой наследует громадные деньги.
Критики включают роман в Трилогию свободы: «Игра Джеральда», «Мареновая Роза» «Долорес Клейборн», сделавшую для утверждения феминизма едва ли не больше, чем вся феминистская проза вместе взятая. Дело не в моем читательском субъективизме, тут простая арифметика: мейнстримовый автор, чья аудитория пионеры и пенсионеры, клерки и мачо, аграрии и доктора наук имеет больше шансов быть услышанным, чем те, кого читают лишь эмансипированные женщины.
Самый мощный роман трикнижия, горький и реалистичный. Редкий для Кинга, в котором доля фантастического исчезающе мала, только отголоски в сцене затмения, когда Долорес видит девочку на коленях у отца. Читала «Игру Джеральда» и все недоумевала, к чему эта женщина склонившаяся над колодцем, какую роль должна она сыграть в судьбе пленницы летнего домика? После, в ДК, лишь пожала плечами, не то, чтобы восприняв как пасхалку, сквозной мотив очевиден, но нарративно ни одна из женщин не принимает реального участия в судьбе другой.
И обе они приняли участие в судьбах всех жертв семейного насилия, дали надежду на понимание и защиту, которых можно было достичь только детабуированием прежде закрытых к обсуждению тем. Дело в том, что сначала Кинг планировал объединить две эти истории, тема-то одна: семейное насилие, манипуляторство, страх и чувство вины, которым растлитель добивается своего и какие бывают последствия для тех, кто пережил подобное в детстве.
Знаете, хорошо, что эти книги остались автономными, люблю «Игру Джеральда, но ДК совершенство. Потрясающая сильная глубокая и трагичная книга, которая раскрывается не сразу и лишь читателю, обладающему некоторым жизненным опытом. В первый раз я прочла в год выхода на русском и тогда многих вещей не то, чтобы не поняла — не приняла самой возможности говорить о таком открыто. Отсутствие мистической составляющей тоже было непривычно. Когда любимый писатель так явно отходит от заданных собою самим стандартов, это обескураживает поклонников.
Много позже, во времена развитого феминизма, когда стало ясно, что о ДК говорят с уважением даже те, кто не числит себя среди кинговых поклонников, перечитала и поняла, насколько глубока и сильна это вещь, как много она сделала для малых мира сего, которые сами за себя сказать не умеют, как переменила исподволь привычные паттерны в отношении женщин и детей. Аудиоверсия Игоря Князева стала моей третьей встречей с книгой и да – его чтение лучшее, что могло случиться с этим романом.
Ты не слышишь, а словно бы видишь перед собой пожилую одинокую небогатую и необразованную, но исполненную достоинства женщину. Она еще крепка и вполне может о себе позаботиться, она не лезет за словом в карман и отбреет любого, кто попытается вести себя с ней заносчиво или грубо. Она всю жизнь тяжко трудилась, родила троих детей и позаботилась о лучшей жизни для них, чем та, какая досталась ей. И она убила однажды, чтобы защитить их, потому что другого выхода ей не оставалось.
Еще одна особенность ДК в том, что, в отличие от большинства полифоничных кинговых романов, она вся рассказана от лица одной женщины с незначительными включениями реплик других персонажей в диалогах. Кинг посвятил роман матери, судьба которой во многом перекликалась с судьбой Долорес, вложив в уста героини многие ее словечки и выражения.
Образ женщины, рожденной не от ребра адамова, но тоже из глины Klayborn — буквальный перевод фамилии, исполнен поразительной силы и красоты. Можно трактовать: как грязь, и да она некрасивая необразованная уборщица. Как землю, и да, она опора и основание для всех, о ком судьба поставила ее заботиться. Как птицу феникс, восставшую во славе из праха, в который однажды обратилась ее жизнь
WoroH, 3 сентября 2022 г.
Оправдание убийства.
Ну видимо не люблю я книги с твердым реализмом, но всячески стараюсь их искать. Нужна мне или капля мистики, или кроха шизофрении. Какая-то загадка и атмосфера в конце концов. Есть книги в жанре реализма, которые цепляют, но опять же в них закрученный сюжет, приключения, разнообразие.
Здесь же книга, которая показывает взаимоотношения между мужем и женой, их ссоры, их противоположности, невозможность жизни друг с другом. Ну и не будет спойлером, что жена замочила мужа. Вся эта интрига выносится на первый план вначале книги, если не в аннотации. Акцент Кинг сделал на описании мыслей женщины в такой семье. Ну очень интересно (сарказм).
Ну и по сюжету. Можно конечно сослаться на времена и нравы в Америке середины 20 века. Я ни в коем случае не оправдываю поведение человека с идеально гладким лбом. Но неужели в таком случае, единственный выход — это убийство? Нельзя было развестись, подать в суд как они там любят, отсудить деньги детей, запрет на приближение к детям, если он их домогался? Есть же жалоба самого ребенка. Этого недостаточно? Вроде как достаточно просто желания. Ну и мне кажется, можно и без денег уехать с детьми, и устроиться работать, можно попросить помощи у богатой Веры Донован и т.д. Но это конечно не просто. Это ж работать надо. А тут хлоп и готово.
Претензия на чуть ли не артхаус, на авторское эксклюзивное произведение. В результате- ниочем.
p.s. На обложке такая стильная, расчетливая, мстительная молодая женщина. Ну думаешь сейчас закрутится многослойная интрига, подковерные игры. А оказалась хабалка с соседнего рынка, с которой почти все произошло случайно.
bapho_metka, 19 февраля 2022 г.
«Долорес Клейборн».
Мой первый, незабываемый роман «Короля».
-читала 2 раза;
-ходила на моноспектакль;
-прониклась экранизацией 1995 г. с крутейшей Кэти Бейтс в главной роли.
Первый раз прочитала в 10 лет!
Да-да, в 2005 г. я купила на карманные деньги свежее и, на тот момент, единственное в книжном магазине моего п.г.т. издание Кинга (на фото оригинал). Заинтриговала обложка, которая на первый взгляд сулила открыть для меня нового автора в жанре «ужасы», ведь большинство из серии Р.Стайна было уже куплено и прочитано. Новелла не явилась «ужастиком», она оказалась психологическим реализмом, перевернувшим мой добрый/детский мир с ног на голову.
Второй раз перечитала историю Долорес перед посещением спектакля, спустя 12 лет, за один выходной день. Впечатление от прочтения если не усилилось, то осталось прежним – напряженный восторг!
igrogi, 7 января 2022 г.
Вначале я познакомился с данным романом Кинга через фильм в конце 90ых, а потому примерно знал, что меня ждет, когда я купил в 2005 году книжку в мягкой обложке с разбитым авто на первом плане. Вначале я хлопал глазами и не понимал, что собственно происходит? Бесконечный поток слов от лица одного человека, грубые словечки про испражняющихся старух и прочие непотребства. Прежде чем мое разочарование превратилась в непреодолимый барьер, история наконец завлекла меня. И с каждой новой страницей увлекала меня все сильнее, чтоб под конец я закрыл книгу и признался самому себе — книга лучше фильма. И с каждым новым прочтением я влюбляюсь в эту историю пропитанную соленным воздухом, одиночеством и металлическим запахом со дна колодца сильнее и сильнее. А образ дождевых капель, что тенью сползают по лицу Веры Донован, въелись в мою память навсегда.
Nexus, 31 августа 2018 г.
Разговоры о том, что Стивен Кинг как писатель стал уже не тот, что прежде, ведутся довольно давно.
Лично я к ним особо не прислушивался, вплоть до ознакомления с весьма средней по качеству исполнения трилогией «Мистер Мерседес».
Погрузившись в печальные размышления, я пришел к выводу, что раньше Мастер и правда был смелее в выборе сюжетов для своих книг и способов их подачи.
Более того в 1990-х он не чурался и различных литературных экспериментов.
Самый яркий из них — это, конечно же, роман «Регуляторы», являющийся своеобразным перевертышем «Безнадеги».
Между этими двумя произведениями была издана «Зеленая миля» — каждая ее часть выходила отдельными томиками в мягких обложках.
Следом за «Регуляторами» увидела свет четвертая глава эпопеи «Темная Башня», названная «Колдун и кристалл» и представлявшая собой по сути один внушительный экскурс в прошлое Стрелка.
Что же тут необычного, спросите вы?
На мой взгляд, в том, что фанаты цикла наверняка хотели прочесть полноценное продолжение «Бесплодных земель», а вместо него получили флэшбэк на несколько сотен страниц.
Уверен, что таким образом Кингу удалось удивить многих поклонников своего творчества.
Думаю, никто из них не ожидал и появления на бумаге «Бури столетия» — сценария к одноименному мини-сериалу Крэйга Р. Бэксли.
До того момента Мастер успел поработать над несколькими скриптами для телевидения, но решился опубликовать один из них отдельной книгой только в 1999-м году.
Сомневаюсь, что исключительно ради денег.
Если бы текст оказался так себе, то скорее всего Кинг не дал бы добро на его издание (например, сценарий слабенького проекта «Особняк «Красная роза» того же Бэксли так и не был открыт широкой общественности).
Сюжет «Бури столетия» разворачивался в маленьком городке на острове Литтл-Толл — родине главной героини романа «Долорес Клэйборн», который тоже можно с чистой совестью причислить к литературным экспериментам Короля Ужасов.
А все потому что данная книга — это долгая подробная исповедь, написанная от лица уже давно не молодой женщины.
В произведении нет ни глав, ни частей — ничего, чтобы хоть как-то прерывало бы монолог Долорес.
Только в самом конце Кинг поместил выдержку из местной газеты, раскрывающую дальнейшую судьбу героини.
Всё, что до нее — сплошной поток воспоминаний о непростой жизни островитянки, читать который на удивление было совсем не скучно.
Повествование вышло богатым не только на мысли и переживания главной героини, но и на огромное количество мелких деталей ее окружения, благодаря чему «картинка» в голове получилась яркой и запоминающейся.
К сожалению, экранизация романа подрастеряла силу оригинала и лично меня смогла порадовать только неплохими актерскими работами.
Фильм Тейлора Хэкфорда показался мне каким-то поверхностным, неубедительным и откровенно скучным.
Иными словами, пустой тратой времени.
saranac, 3 февраля 2023 г.
Долорес Клейборн — драма о двух женщинах, разных по материальному положению, статусу, характеру, но которых притягивает магнитом зашкаливающий дебилизм друг друга. И конечно же у них куча своих скелетов в шкафу.
Stalk-74, 3 марта 2022 г.
Трудно оценивать это произведение с лингвистической точки зрения, потому что читано в переводе. Но по произведенному впечатлению «Долорес Клейборн» — одна из лучших вещей Стивена Кинга. Который владеет секретом как писать хорошо для массового читателя, что куда сложнее. чемтворить, получать какие-то литературные премии и иметь полтора читателя.
И это притом, что умышленно подается роман с трудностями для чтения — 400 страниц сплошного монолога, без разбивки на главы, диалоги и непосредственно действие.Всех персонажей мы вынуждены оценивать через призму старой женщины, вряд ли это идеальный взгляд. И. между тем, не оторваться, как от заводного бестселлера, коим, впрочем, и я вляется чуть ли не каждая работа Стивена Кинга.
Тому, кто посмотрел до прочтения фильм с Кэти Бейтс, малость полегче, ибо главный персонаж там выбран так. что читателю и представлять заново не пришлось. Осталось только вникать во второстепенные детали и погружаться в прописанную бытово-житейскую психологию отдельного человека и небольшого социума.
Впрочем. концовка выбивается из общей канвы своим американизмом.
Лавкрафт1994, 30 августа 2023 г.
Бросил читать на 100й странице. Пока что худшая вещь у Кинга. Бытоописание жизни одной женщины со сложной судьбой которая ухаживала за старушкой и которую покалачивал муж-тиран, занудно написано и неинтересно. 2 балла.
Женя Халь, 1 сентября 2018 г.
У каждого писателя есть одна книга, которую называют «не его книгой». У Чехова это «Черный монах», у Кинга – «Долорес Клэйборн». Прежде всего жанр. Это не ужасы и не фантастика. Это детективная социальная драма, причем глубоко психологичная. В центре сюжета непростые отношения трех очень разных женщин, убийство, подозрение в убийстве и отношения отцов и детей. Но прежде всего, поднята очень сложная моральная дилемма: можно ли оправдать убийство, если это ответ на насилие?
Меня поразило, что эту тему поднял именно мужчина. А также меня удивила очень глубокая прорисовка женских характеров. И если в начале романа мы почти ненавидим миллионершу Веру Донован, то в конце звучит мощная фраза: «Иногда женщине, чтобы выжить, приходится быть стервой». И наше сочувствие тут же переходит на «темную сторону». Фразу «темная сторона» я нарочито взяла в кавычки. Потому что нас всегда учили, что убийство оправдать ничем нельзя. Но так ли это на самом деле?
Как на мой вкус, это самый лучший роман Кинга.