Жоржи Амаду «Жубиаба»
Роман, который по праву можно считать первым — и самым необычным — произведением латиноамериканского магического реализма. Привычные события показаны здесь с неожиданной точки зрения. Любовь и ненависть. Ревность и преданность. Отважные мужчины и прекрасные женщины. И за каждым эпизодом словно наблюдают боги, которые никогда не откажут себе в удовольствии лишний раз вмешаться в жизнь смертных...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 9 сентября 2024 г.
С творчеством Амаду я ранее был знаком только по «Терезе Батисте» и «Донне Флор», так что искренне полагал его неплохим, но несколько олдскульным писателем, любителем поизлагать про непростые женские судьбы. Вряд ли по своей инициативе стал бы читать его дальше.
Но дочь-школьница вдруг посоветовала «Жубиабу». Открыл книгу без особых ожиданий — и был изумлен. Это просто какой-то бразильский Горький (или Стейнбек, или Золя, кому что ближе). Мега матерый бытописатель, досконально знающий жизнь и нравы своей страны, от криминальных низов до правящей верхушки. Как можно было написать такой фундаментальный роман в 22 года? Непостижимо...
История негра-бедняка Антонио Балдуино укладывается в двести страниц, но в этом объеме умещается целая жизнь — босоногое детство, подростковая уличная нищета, уличный же бандитизм, работа на плантациях, бродяжничество, спортивная карьера, выступления в странствующем цирке, профсоюзный активизм... И всюду он сталкивается с одним и тем же — с несправедливостью, с жестокостью, с угнетением. Вся социальная система Бразилии основана на том, что белые угнетают цветных, мужчины — женщин, и, разумеется, богатые — бедных.
<< — Негры больше не рабы…
— И негры — рабы, и белые — рабы, — оборвал говорившего изможденный человек, грузчик в порту. — Все бедняки — рабы. >>
Антонио Балдуино не хочет быть рабом, но не представляет, что для этого надо сделать. Грабить? Убивать? Заводить своих рабов? Все не то...
И только в финале, когда голодный народ Байи объединяется под знаменем всеобщей забастовки, Антонио Балдуино наконец понимает, что единственный способ разорвать рабские цепи эксплуатации и нищеты — это коллективная борьба за свои права, это профсоюзы, стачки, требования, а то и, страшно подумать, свержение буржуазной власти.
И вполне закономерно, что в финальной сцене Антонио Балдуино, встретив старого шамана Жубиабу, убежденного защитника эксплуататорской системы, смотрит на него без былого почтительного страха и даже с некоторым презрением.
Великая книга, гениальный автор.
Линдабрида, 19 апреля 2018 г.
Грустная земля — Баия всех святых и Жубиабы, жреца черных богов. В нищих кварталах, на табачных плантациях, в армейских казармах персонажи гибнут, сходят с ума, мучаются от голода. Нелепо погибает красавчик Филипе. Страшно ломается жизнь Линдиналвы. Жоржи Амаду не щадит читателя, вводя в текст жестко натуралистические подробности. И был бы у нас «Жерминаль» на бразильском материале (и даже с забастовкой), но то ли жизнелюбие сеу Жоржи, то ли роскошная красота его родины изменяют безрадостную картину.
Добрая земля — Баия. Даже когда есть нечего, все равно всегда можно поглазеть на медведя на ярмарке или танцевать под древние ритмы африканских барабанов. Антонио Балдуино — плоть от плоти своей земли. Потому что смеется звонче всех, и сочиняет самбы, и мечтает, что и о нем кто-нибудь сложит песню. Его неиссякаемый оптимизм и мудрость Жубиабы, старого жреца макумбы, образуют на редкость гармоничное сочетание.