fantlab ru

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Конец пути»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
811
Моя оценка:
-

подробнее

Владыка Ледяного Сада: Конец пути

Pan Lodowego Ogrodu. Tom 4

Роман, год; роман-эпопея «Владыка Ледяного Сада»

Аннотация:

История Войны Богов подходит к концу. Великие армии готовы пересечь море и встать под стенами Ледяного Сада – крепости, под которой решится судьба всего мира. Магия и воинская доблесть, древние заклинания и невероятные технологии, народы, сорванные с родных земель желаниями покинувших свой дом чужаков, и чужаки, желающие избавить этот мир от тех, кто возомнил себя богами. Разведчик, ученый и князь, утративший трон – против магии гор и песков. Но Мидгард скрывает много тайн и кошмаров, и никто из противников еще не знает, на что способен этот мир.

Входит в:

— роман-эпопею «Владыка Ледяного Сада»

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013», 2013 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2012 // Роман

номинант
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2013

номинант
Наутилус / Nagroda Nautilus, 2012 // Роман. 3-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Научная фантастика года


Владыка Ледяного Сада: Конец пути
2019 г.
Владыка ледяного сада. Конец пути
2022 г.

Аудиокниги:

Владыка Ледяного Сада: Конец пути
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Pan Lodowego Ogrodu. Tom 4
2012 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 4
2012 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013
2013 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Księga IV
2021 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финал эпопеи, которая писалась на протяжении почти 10 лет, не разочаровывает только в одном: это действительно финал похождений парочки героев, конец их путей, приключенческий условный хэппи-энд. К смысловому его наполнению можно придираться, но не к фактическому. И последние главы со зрелищными сценами это наглядно демонстрируют: Гжендович выложился в них как мог, обеспечив живой и яростный бой местных богов под аккомпанемент барабанных визгов.

По остальным критериям всё сильно так себе. В первую очередь, излишне раздутый объём. Заключительный томик толще каждого из предыдущих, наверное, раза в полтора-два. Но при этом каких-то по-настоящему увлекательных событий в нём – шиш да маленько. Почти вся середина книги забивается либо проговариванием всем известных истин по три-четыре круга, либо тягомотным неспешным повествованием об очередных скитаниях героев. По-хорошему, пройтись бы редакторскими безжалостными ножницами да укоротить весь «Конец пути» до размеров любой предыдущей книги цикла – вышло бы куда компактнее и оправданнее.

Во вторую очередь сильно разочаровывают полнейшая предсказуемость и незамысловатость сюжетных линий. Автор не приберёг для финального тома практически никаких сюрпризов, всё, что он делает – лишь подтверждает уже известное или намекаемое ранее. Само собой, некоторые странности местного мира и его обитателей он всё же объясняет, но это далеко не уровень интересных сюжетных поворотов или разъяснения глобальной интриги, а скорее, как ребёнок когда-нибудь узнаёт, что такое радуга на самом деле.

Ну и наконец, то, что для меня стало очевидно ещё в третьей книге, в четвёртой и вовсе проехалось катком по читательскому восприятию. А именно – сами главные персонажи мне перестали быть интересны уже после первого тома. Что попаданец, что тохимон. Их линии интересовали исключительно событиями, происходящими с героями, но никак не самими героями. У Гжендовича не получилось раскрыть их личности так, чтобы мне стал хоть в малейшей степени интересен их внутренний мир, мотивации их поступков или даже само их наличие в сюжете.

К сожалению, после первой книги, по-настоящему хорошей и цепляющей и миром, и героями, и загадками, цикл покатился в обычную рутину. И финал, должный стать пиком, оказался всего лишь чуть-чуть выпирающей кочкой после долгой и занудной финишной прямой.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый конец пути выдался мучительным и тяжелым. На старте я иногда только на часы поглядывал, так как бывало и интересно. Но потом уже не мог оторвать внутреннего взора от воображаемого циферблата часов: когда же это мучение закончится?!

Думал писать длинный отзыв, но оказалось, что многие лаборанты очень хорошо и адекватно разобрали роман, точнее, его финальную часть в своих отзывах. Так что только уточню пару важных моментов.

У книги две большие проблемы — форма и содержание. По форме подтверждаю: скучно, пресно, не оригинально. Сократи автор роман вдвое, остались бы только банальность сюжета и вторичность фантдопущений. А так еще и черная скукота от обилия воды, льющейся в глаза беспомощному читателю.

И в этом нет никакой коммерческой составляющей. Платят-то за тираж, а не за количество авторских листов. Похоже, Гжендович просто упивался звуками собственного голоса.

Но важнее, конечно, идейное содержание всей эпопеи, и в финальной части представленное во всей своей убогой красе. На этом действительно нужно сакцентировать внимание.

Гжендович — классический «реакционный романтик», был такой термин в советской школе филологии. При полном непонимании законов исторического развития — в случае Гжендовича скорее наплевательское к ним отношение — идеализация славного прошлого, окутывание его розовым романтическим флером.

Его идеал общественного устройства — это феодально-крепостническая монархия, где он, естественно, господин, хозяйничающий над тупым быдлом. Его идеал кооперации — феодальное же «Посполита рушення», боевое братство крепостников-угнетателей. Короче, Речь Посполитая 17 века как высшая форма человеческой самоорганизации. О том ,что у этой страны был и закономерный итог под немецким сапогом, Гжендович, как и большинство гонористых панов, предпочитает не задумываться.

А как он восторженно описывает Ледяной Сад ,возникший в воображении и претворенный волей норвежца Фьолсфинна. Батюшки светы, мужик создал морскую торговую республику! Вот это я понимаю достижение политической и экономической мысли! Как будто и не было после славных дней Ганзейского союза пятисот лет развития буржуазного общества.

Но при этом — вот же каша в голове господина писателя! — он еще и ярый антикоммунист и фанатик идеи «атлантизма, расправляющего плечи». Для него «невидимая рука рынка» могущественней Длани Господней. Я долго думал — почему у него ублюдочное казарменное равноправие внедряет женщина по фамилии Фрайхофф? Что, опять приравнивание Гитлера и Сталина (он ведь финале «вооружает» ее ППШ для самых непонятливых), как это заведено у «атлантов»? Но нет, тут автор тоньше сработал. Он напоминает своим просвещенным право-либеральным читателям, что коммунистическое-то движение именно в Германии и зародилось. Впрочем, поляки и так хорошо знают, что от немцев один только вред...

Самое смешное, что я эту идейную часть эпопеи всю дорогу между строк вычитывал, упиваясь собственной зоркостью. А Гжендович взял да и вывалил в финале все открытым текстом, все свои фобии и фантазии хуторского паненка, в разговоре двух персонажей. Даже в этом сумел испортить впечатление...

Поставлю книге хоть сколько-то высокий балл только потому, что автор и впрямь беллетрист талантливый. Умеет собирать в кучку довольно сложную, пусть и глубоко вторичную историю. Остальное — мусор.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Конец пути» напоминает катание на странных Американских горках: совершенно замечательное ураганное начало к двухсотой странице сменяется неспешным, предсказуемым и затянутым повествованием о подготовке хороших парней к финальной битве. А затем случается сама финальная битва, которая поражает воображение своей эпичностью, накалом страстей и блестяще тянет мажорную ноту кульминации всего цикла.

Третья книга закончилась патовой ситуацией для Вуко Драккайнена: впереди отряд воинов-Змеев, которые схватили раненного принца, позади магический змей-страж, в руках саркофаг с психически нестабильной Деющей, который надо сберечь, во что бы то ни стало. Патовость ситуации быстро разрешается настоящей мясорубкой, перетекающей в погоню. При этом автор не забывает добавлять деталей своему миру, предлагая читателю все больше ответов и нюансов своего мироустройства.

Но затем следует излишне долгая подготовка к финалу и это смазывает впечатления от книги. Да здесь происходит ряд важных событий, характеры персонажей продолжают развиваться, но темп повествования становится таким низким, что начинаешь с тоской вспоминать первый том цикла, который прочитывался буквально на одном дыхании.

Тем не менее, книга не разочаровывает. Финал эпичен и в чем-то изящен, а все необходимые ответы получены. После книги чувствуешь приятную усталость и заторможенность, будто закончилось что-то значительное, требующее осмысления.

В целом книгой доволен, когда-нибудь обязательно цикл перечитаю.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая часть беспомощная совсем. Видно, как автор пытается связать сюжетные нити. Для этого придуман поезд метро, внезапно возникшая способность негра делать вуду, маска для полетов и прочее. Если первые две части были убедительными, то эта совершенно позорная. И кроме того в этой части много, очень много унылого текста, который просто хочется пропустить.

Отличная иллюстрация того, как нельзя начинать писать роман, не зная как ты его закончишь.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

« — Слева у тебя приготовленные заклинания, которыми ты уже вроде бы овладел. Пирокинез, телекинез, остановка времени, щит, визуальная прекогниция, маноскопия….»

А почему бы еще и не наделить героя навыком полета в виде бесплотного духом в любую точку мира, чтобы раздавать распоряжения?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ок, сделано.

Самое главное при прочтении не задаваться вопросами: как кабинетные ученые за год и в одиночку смогли стать такими могущественными правителями, откуда у средневекового племени ресурсы на такие военные кампании, зачем вообще нужна исследовательская база на орбите и т.д.?

После первой книги цикл начинает скатываться в графоманские приключения мэрисьюшного героя под рояльный аккомпанемент. Финальная битва у Ледяного Сада – одна из худших прочитанных битв.

Вывод: знакомство с циклом следовало остановить на первой книге.

Оценка: 2
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финал слит. Добавить нечего. 4 тома только для того что бы понять что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что на планете живет расса чей прогресс достиг невиданных высот и магия есть лишь следствие развития тенологий, эдакая «сила воли» которая трансформирует реальность.
Вообщем думал будет лучше, а так рояли в кустах. Все путешествие ГГ
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бесмысленно изначально.
Графомания. А такой ведь потенциал был. Свести 4 тома в один страниц на 300 и все было бы афигенно, а так ростянуто и пусто.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый и заключительный роман цикла -эпопеи «Владыка Ледяного Сада» самый толстый -850 страниц! Номинант всех польских премий.

Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. Кажется, что длинновато повествование, но автор взялся за раскрытие чужого мира, мира непохожих на нас людей, и это всё оправдывает. Приятно и интересно было так много читать -не устал! Да -это эпическое произведение в целом. Финал многогранен и непредсказуем -автор буквально в последние абзацы меняет сюжет в другую сторону. Сильна картина завершающей битвы Богов -не встречал ещё такой длительной и разносторонней битвы, применения необычного оружия, сражения четырех магов сразу с самими собой. Запоминается сюжет надолго.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Найдет ли Вуко путь домой?

***

Неожиданно четвертый, заключительный роман «Владыки Ледяного Сада» оказался не просто самым объемным, но даже больше других книг в полтора-два раза. Глядя на толщину книги, невольно задаешься вопросом — а осилит ли Гжендович держать планку динамики при таком объеме? Будет ли так же интересно читать, не скатится ли автор к переливанию воды из одной чашки к другой? Ну и традиционный вопрос к финальному роману (логичный вопрос к любому финальному роману) – ответит ли писатель на все поставленные вопросы? В общем, Гжендович справился. Где-то с натяжкой, где-то с запасом.

Итак, автор всё так же держит читателя во внимании, пользуясь двумя сюжетными линиями. Сложилось впечатление, что первый роман цикла был как бы для Вуко, тогда как финальный – для Филара. По крайней мере, Филара здесь не просто много, но уже он дает оценку происходящим глобальным событиям. Прием этот автору удался. Мы видим не просто ситуацию в однобоком срезе, но в объёме.

Сюжетная Линия Филара начинается в плену, зато позже ему выпадает важная роль – шпиона и наживки. Гжендович всё сильнее раскрывает Филара как Носителя Судьбы. Особенно стоит отметить воссоединение Филара с бывшими товарищами. Возможно, где-то не хватило эмоций, где-то выглядывает рояль, но…на то он Носитель судьбы. В финале же Филар становится незаменимым участником масштабной битвы.

История Вуко занимает вроде бы чуть больше времени, но она больше драйвовая, нежели оценочная. Наш уберсолдиер разрабатывает одну операцию за другой, проворачивает махинацию за махинацией, подготавливая сражение с ванн Дикеном и Фрайхофф. В сюжетной линии Вуко наиболее интересным становится финал. Гжендович приберет несколько твистов. Автор раскрывает секреты магии (так себе твист), раскрывает секреты Вороновой Тени. И вот тут кроятся самые занятные секреты. Самый-самый из них – это история про Вуко и дерево.

Что сказать о минусах? Романам (всем четырем) не хватает карты. Даже несколько странновато сейчас читать современные книги без карт. Вспомните МКП Эриксона, где есть куча карт, хотя нет общей карты. Или «Пороховой маг» Макклеллана. Или «Мир Элдерлингов» Хобб. Примеров куча. Еще один минус – отсутствие сносок и глоссария. В романах много специфических терминов. И глоссарий есть лишь в конце (!) четвертого романа. Кому он там нужен-то? Если же говорить конкретно о «Конце пути», то всё-таки объяснение магии – слабоватое. Автор всё равно оставляет некоторые вопросы без ответа. Важные вопросы. Так же в «Конце пути» есть странные эпизоды. Например, с переносом на остров. Или с летающей маской.

С другой стороны, минусу слегка нивелируются особыми плюсами. А именно: драйвом, интересными операциями и битвами, объяснением некоторых моментов, твистами и…драмой. Финал получится действительно драматичным. Это вроде бы и хэппи энд. Но веет тоской. И это действительно подкупает. Открытые финалы часто надоедают, как и голимые хэппи энды. А вот тут финал закрытый, легкий флёр грусти.

Заключение: всё-таки Гжендовичу удался достаточно ровный цикл из четырех книг. Стык фантастики и фэнтези получился занятным. Юмор приятный, финские\польские\хорватские ругательства Вуко очень хороши. При всех минусах книга вызывает приятные эмоции. Гжендовича можно упрекнуть в использовании чужих наработок, но даже если это так и есть, то автор завертел их лихо и интересно.

9 мидгардов из 10.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий роман очень интересной эпопеи с оригинальным, интересным миром.

Увы, последний том сильно уступает предыдущим по многим позициям сразу.

Во-первых, тайны все раскрыты... интриги нет, очень быстро становится скучно.

Автор не смог предложить новую интригу, это уже называется пережевывание соплей.

Во-вторых, главный герой — мастер диверсий, поэтому ожидается, что он, прояснив наконец все нюансы, сможет нейтрализовать сошедших с ума ученых тонко и изящно.

Вместо этого он машет кулаками, как последний дурак в пьяной драке в деревенском трактире.

Ну хорошо, в финальной битве машет кулаками с молниями, но это по сути одно и то же.

Это война, которая и вызывает мертвый снег.

В результате массовые гибели людей, ни о каких «допустимых потерях» и речи нет, там половина умерла.

В-третьих, боги внезапно становятся дураками и очередной мертвый снег оказывается не совсем мертвым.

В-четвертых, тщательно описываемая вначале империя, которая потеряла принца, брошена на произвол судьбы.

Кто-то там захватил Тигриный трон, да и буй с ним.

Для двоечника с Самиздата это было бы нормально, но не для хорошего писателя.

Ну и общий конец несколько разочаровывает, оно конечно черное фэнтези, но результат получился слишком черный. «Герои умерли, кончилось кино», как сказал когда-то Мимино, так это признак ПЛОХОГО кино.

В общем едва 5, только за прошлые заслуги.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо. В некоторых моментах даже очень хорошо. Но не обошлось и без недостатков:

1. Многословность. Книга существенно выросла в объёме по сравнению с предыдущими. Достигнуто это не за счёт возросшей плотности событий, а за счёт увеличения объёма описаний. Из-за этого читать иногда становится тяжело.

2. Злодеи. Очень уж они схематичные. Оба главных злодея за весь цикл произнесли всего несколько фраз, причём фразы эти были, ну... максимально нелепыми, «тёмно-властелинскими». Даже какие-нибудь чёрные колдуны в говардовских рассказах о Конане кажутся гораздо более «многомерными» по сравнению с местными Главными Гадами. Честно говоря, не совсем понимаю, как кто-то в Мидгарде мог прельститься откровенно людоедской идеологией этих двоих?

3. Концовка. Совершенно банальный deus ex machina. Я понимаю, что к этому всё и шло, но хотелось бы чего-то поинтереснее.

Имхо, лучшей остаётся первая часть цикла, где была загадка и были ужасы. Но последняя книга тоже неплохая. По крайней мере, здесь есть хорошшо описанные битвы разной степени эпичности.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая книга была последней надеждой, что автор сможет сделать финал равным зачину. Увы. Не вышло. Цикл выразительно делится на две части: увлекательная, атмосферная первая книга, в которой очевидны параллели с Арканаром и Обитаемым островом, и три остальных — стандартное мачо-фэнтези. «Конец пути» дочитывала уже через силу, потому что автор не припас ни одного интригующего сюжетного хода, зато щедро сыпал детализацией каждого чиха и без того приевшихся персонажей.

Отдельно хочу отметить мизогинию автора, которую уже и не ожидаешь встретить в наше время. Хорошая женщина — это та, которая спит с ГГ. Без своих интересов, без цели, без раскрытия образа. Остальные плохие. Особенно показательно, что обеим землянкам экранного времени уделено по минимуму, зато подчеркнуто, что обе они мужененавистницы — одна вплоть до невроза, а вторая — до создания матриархального культа Подземной Матери с показательным «равенством». Место женщины, видимо, исключительно в койке, а все прочее — от лукавого. Автору бы заметить наконец, какой век на дворе.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полноценный финал истории. Показывающий кульминацию конфликта, подбирающий все сюжетные линии, подводящий итог долгому пути героев.

Можно было бы попенять книгу в многословности и излишней основательности описания побочных событий — но делать этого не хочется. Факт в том, что еще с первой книги мир этой истории зацепил своим особым сочетанием условно-фантастических и условно-фэнтезийных элементов, вкупе с мрачноватой иронией, запоминающимися героями и легкими нотками сюрреалистичного дарка. И как-то очень удачно сложились все эти элементы. Атмосфера, которой просто наслаждаешься в процессе чтения, параллельно событиям.

Ну а так четвертый том просто спокойно свел все сюжетные линии к логическому финалу. Немного флэшбеков, лучше раскрывающих причины на первый взгляд преждевременного доверия Филара к Вуко. Несколько подготовительных операций перед финальным противостоянием с Деющими (операций самого разного масштаба, вплоть до «переселения народов»). Кульминационная, эпичная осада Ледяного сада, производящая впечатление не только демонстрацией сил Деющих, но масштабом задействованных сил и локальных тактических планов. Весьма ультимативный план Вуко по решению «магической проблемы». Само финальное сражение «землян» — уже на нейтральной территории и с куда меньшим размахом, но не менее значимое по последствиям. Ответы на последние вопросы о мироустройстве (рада, что мои догадки оказались верны). Эпилоги, рисующие вновь разошедшиеся пути героев.

Финал, как говорится, воздал всем по заслугам. В самых разных смыслах и не без доли мрачноватого духа скандинавских саг. Все-таки история остается логичной — и за весьма неоднозначным завершением «спасательной миссии» для Вуко следуют не самые однозначные последствия. Тем лучше, что это финал, заканчивающийся светлой нотой и новым обещанием — спасибо холодному пиву и одному маленькому финскому слову...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Собственно, как раз тут начинается проигрыш. Когда в изможденном мозгу загораются аварийные лампочки и неминуемо появляется сообщение: «Все, больше не могу».»

*

»...оказалось, что пинок в пах гуманоидного существа соответствующего пола является константой в космическом масштабе.»

*

«Когда мы принимает методы врага, то перестаем от него отличаться.»

*

Миссия Ночного Странника на планете Мидгард и Война Богов подходят к своему финалу. Злые маги славят своих богов и топят мир в крови, ночами землями владеют демоны урочищ, а днем люди в железе убивают невинных, народы покидают родные края, изгоняемые чужаками. Но всему есть предел. Древняя магия, военные знания и невероятные технологии готовы столкнуться в решающей битве под стенами таинственной крепости под названием Ледяной сад. И пока не ясно, кто окажется сильнее. Ничто не спасет народ, если он сам не встанет на свою защиту во имя освобождения от гнета самопровозглашенных Богов. И в этом ему помогут наши герои — разведчик, ученый и наследник императорского престола. Нас ждут сложные поединки, погони и преследования, раскрытие тайны Прожорливой горы, назревающий бунт в Ледяном саду, растущая в силе странная армия безумца, окруженная фанатиками и тысячью кораблей, что прибудут для решающего финального сражения.

*

Вот и осталась позади увлекательная серия книг под названием «Владыка ледяного сада». С грустью от вынужденного расставания с героями, хотела бы подвести итог прочитанному. Для меня Ярослав Гжендович — неожиданное и очень яркое литературное открытие этого года. Я невероятно благодарна судьбе за то, что мерзкая, мрачная обложка с именем неизвестного автора, не погасали мой читательский интерес, иначе я бы никогда не узнала, что за этим всем стоит, воистину, ШЕДЕВР ФЭНТЕЗИ! Один из самых популярных фантастов Польши, Ярослав достоин мировой известности, потому что по стилю и языку повествования стоит на одном уровне со многими известными авторами этого жанра. «Владыка...» — эпическое, героическое и даже немного космическое фэнтези с элементами научной фантастики. Образы скандинавской мифологии, проблематика важных тем всех уровней жизни общества и потрясающий ироничный, местами циничный юмор — все это прекрасно уживается на страницах этой серии. Одним словом — ВОСТОРГ!

*

Радует сам мир, антураж которого очень схож со Средневековьем, только со своими специфическими фэнтезийными особенностями — магическими обрядами, таинственными существами, людьми-мутантами, кораблями изо льда, породившими замок вулканами и загадочными путниками, разговор с которыми напоминает череду ребусов. Жизнь в этом мире не имеет полутонов и все подчинено крайностям: жизнь и смерть, зло и добро, подлость и благородство. На всякие «я не знаю» в этом мире нет времени и решения принимается молниеносно раз и навсегда — либо рукоять в руке, либо клинок в животе. Кто-то может назвать это жестокими, но в отличие от ряда других авторов, Ярослав не перегибает палку и не размазывает кишки по страницам, прекрасно снимая напряжение сюжета потрясающим юмором. Даже сцены состязаний и битв автору удались пристойными и он спокойно может конкурировать в этом плане с широко известными авторами. Однако в отличии от многих других романов в жанре даркфэнтези, эти книги не содержат кровавых мельчайших подробностей и всесторонне раскрывают нам лишь тактику и психологию сражения.

*

Готова сказать троекратное «Браво» автору за образы главных героев. Их судьба и миссия — продукт самосохранение вселенского равновесия, находящегося на грани дисбаланса. Вуко Драккайнен или Ночной Странник — неунывающий человек, который идет к свой цели до конца, не отступая ни на шаг. Успевая при этом комментировать окружающую обстановку ярким, саркастическим юмором и отчаянно нецензурно ругаясь на нескольких языках. Да и как тут не ругаться? Через какие только испытания этот герой не прошел, подвергая свою жизнь опасности. Мне иногда казалось, что он невольно стал жертвой какого-то межгалактического эксперимента под названием «Тест на выживаемость». С военной подготовкой на уровне «боевая машина» его образ иногда казался человечнее остальных вместе взятых. В него невозможно не влюбиться, причем он привлекает не красивыми глазками и длинными ресницами. По большому счету, о его внешности нам практически ничего не известно. Он не строит из себя супермена и, как и все обычные люди, подвержен испытывать тревогу, сомнения и неуверенность, что делает его еще ближе читателям. Командиром, предводителем и добрым другом Ночной Странник является для другого главного героя — мальчика из клана Журавля. Становление его личности происходит на наших глазах. Мне по-матерински больно было читать историю его жизни, пропитанную потерями, болью и тяжелыми испытаниями. Все это не прошло бесследно, и перед нами — 16-летний подросток с глазами мудрого старца. Восторг вызывают даже второстепенные герои. Взяв за основу своего существования фразу: «У меня приказ помочь выполнить миссию, чем бы она ни являлась», они остаются верными своему слову и своим предводителям до конца. На протяжении всей истории они, плечом к плечу, в горестях и в радостях, сопутствуют друг другу, жертвуя своей жизнью, невзирая на всевозможные доводы рассудка и инстинкты самосохранения.

*

Хочу отметить, что эта книга, а вместе с ней и вся серия, не о том, как крутой супермен ликвидирует всё живое на своем пути, идя к цели выполнения своего задания. Нет! Она о том, что жизнь индивида и человечества в целом — это фабрикат сугубо внешних обстоятельств, и нас зачастую заставляют принимать как должное довлеющую над нами конъюнктуру. Бессознательное чудовище, убийца, психопат в лице одного из героев наглядно демонстрирует как руководствуясь плохо понятой гуманностью, под прикрытием высокой псевдомиссии можно допустить жуткое преступление, которое, подобно смертельному вирусу, способно стереть с лица планеты жизнь целой цивилизации. Кто с морально-этической точки зрения имеет право через насилие и смерть разрушать девственный мир, одаренный не только уникальной магией, но и культурой разумных существ? Вот главный посыл этой истории. Главная цель любого автора — задать в своей книге множество вопросов, которые заставят людей задуматься о важных вещах. Большая заслуга Ярослава заключается еще и в том, что помимо вопросов, он еще дает ответы. Пусть эти ответы носят всего лишь субъективный характер, но мне было радостно услышать и поддержать его точку зрения на многие проблемы жизни общества.

*

Заключительная часть истории была очень впечатляющей. Невероятно тревожное решающее сражение было настолько масштабным, что напоминало героическую балладу с постоянно повторяющимся в припеве безнадежным вопросом: «Что мы могли сделать?» Смех и слезы, восторг и боль... все смешалось здесь. Вроде бы вполне логичный и понятный финал — все ответы получены, все тайны раскрыты, все расставлено по своим местам. Но мне все равно невероятно грустно и чувство несправедливости вселенского масштаба разрывает на части. Лишь немного успокаивает мысли патриотического свойства. У каждой родины есть свой запах, почти неуловимый. Но достаточно перебраться в другое место и каждый вдох говорит человеку о том, что ты не дома. А дом — это то место, где все проблемы человека настолько просты и прекрасны, как цветное стекло, где мы живем словно в полусне — ошеломленные, одуревшие и счастливые. И это — космическая постоянная!!!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот цикл напоминает мне м/ф «Малыш и Карлсон», если точнее, то «Карлсон и Малыш». Не по сюжету, естественно, но по сути.

Линия Карлсона мне показалась менее интересной. Этакий супермен, в полном расцвете сил, который исследует свои возможности на предмет чего он не может. А поскольку может он все: быть деревом, быть деющим демиургом, быть безвольным мешком картошки на улетающем космолете, даже быть негром, невидимым для спец.техники. То в конце-концов становится скучно, потому как сквозь повествование понятно — этот сможет.

Линия Малыша более интересная. Если бы не линия Карлсона, могла бы быть еще интереснее. Но как есть.

Видимо этот цикл изначально задумывался, чтобы на примере отдельно взятого мира решить вопрос о том, кто такие боги и какое они имеют право. Тут и новые боги, и старые боги. И «война богов». И вертикаль богов на секретном острове. Но что-то как-то эта тема замята в левелапе экпириенса, крошилове и переселении народов. Разочарован.

Зато у Малыша есть <s>«собака»</s>, т.е. собственная обетованная Палестина, а Карлсон — «он улетел, но обещал вернуться».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из немногих циклов, когда от книги к книге читать становилось все сложнее и сложнее. И апогеем этого процесса стал заключительный роман цикла.

Если в первой книге, когда мы знакомились с героями и миром, был сильный читательский интерес задумками автора, то во второй книге я стал чаще обращать внимание на многочисленные рассуждения героев, которые никак не продвигали вперед сюжет, а вот объем романа увеличивали. В третьей это стало откровенно раздражать. Как же я прочитал четвертую книгу? Во-первых, сама книга была уже куплена и стояла на полке дома, а во-вторых все-таки хотелось узнать, что будет в конце, как Вуко справится с возложенными задачами и чем в итоге это все обернется.

С точки зрения логичности завершения сюжета, финальных сцен в романе все в порядке, вопросов у меня никаких не возникло, завершение романа вполне себе устроило. Но если говорить откровенно, первые три четверти романа ни о чем, какие-то мысли, хождения, топтание на месте. Если их убрать из книги, читатель бы точно при этом не потерял. Я задумывался на тем, специально ли Гжендович это сделал ради коммерческой составляющей. Мне все-таки кажется, что это его манера написания романов, его стиль.

С учетом всех вышеуказанных недостатков ставлю 8 за окончание цикла.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх