Джин Вулф «Рыцарь»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Перейдя невидимую грань, современный американский подросток оказывается в мире драконов и эльфов, инеистых великанов и говорящих животных, пиратов-людоедов, разбойников и благородных воинов. Преображенный эльфийской магией в могучего рыцаря, он принимается исследовать семиуровневую вселенную, пытаясь вернуть украденную у него память и найти ответ на вопрос, что это значит — быть настоящим рыцарем.
Первый том эпической дилогии «Рыцарь-чародей», новейшего творения одного из величайших фантастов современности Джина Вулфа. Вулф не просто переформулирует каноны героического фэнтези — он будто воссоздает жанр с нуля.
Входит в:
— роман-эпопею «Рыцарь-чародей»
Награды и премии:
лауреат |
Опрос сайта "Космический таракан" / Prix du Cafard Cosmique, 2006 // Книга года (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 10-е место | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2004 // Роман |
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Куренная (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
r9snick, 22 сентября 2022 г.
От романа «Чародей» прославленного Джина Вулфа остались очень смешанные впечатления. С одной стороны — это калейдоскоп событий, перемещение между мирами, некая деконструкция жанра героического фэнтези. Написано с интересной стилизацией, под рассказ подростка, который является попаданцем — выдержано это очень точно и тонко.
С другой, в заслугу автору ставят что он якобы пересобрал жанр. А этого я не увидел. Мне кажется, недостаточно просто взять артуриану, разбавить ее основательно тропами героики и нагло стырить многие структурные фишки скандинавских мифов, вплоть до прямых аналогий. Эльфрис, Муспель, Йотунленд — уважаемый Джин В., а можно быть оригинальнее?
В результате вроде бы хороший крепкий роман, но тех волшебных качеств про новое слово в жанре я не увидел. Это старые слова, пусть и расставленные рукой профессионала.
armitura, 12 декабря 2012 г.
Прочитал тут давеча. Изначально был очень расстроен, когда понял, что читаю историю прокачивающегося попаданца. Потом решил смириться, ибо Вулфу было выдано множество авансов, и я решил, что автор всяко не МТА, авось есть шанс.
Сложно сейчас вывести однозначное отношение к книге. Я никак не мог под нее подстроиться. Очень рваный ритм, сюжет скачет совершенно непредсказуемыми прыжками, пропуская годы и километры. Это все словно красивый фэнтезийный сон. Действительно красивый, картины, которые автор выводил, истинно прекрасны. Но все как-то зыбко, ненадежно, того и гляди провалишься. Вроде крепко стоишь на ногах, а тут бац — и нижний ярус, Эльфрис. Странные взаимоотношения героев, странное все. Это как древняя легенда, которую тебе поведал человек, плотно сидящий на грибах.
Затрудняюсь сказать, что мне однозначно понравилось, но я на всякий случай поставил высокую оценку, и обязательно прочту продолжение.
Nog, 21 августа 2008 г.
Буквально с первых страниц не оставляло навязчивое чувство, что надо мной изощрённо издеваются. Не знай я имени автора, наверняка бы решил, что под красивой обложкой каким-то образом оказался один из многочисленных подростковых опусов с «Самиздата». Там любят сюжеты с попаданием в волшебный мир. Герой — типичная Мэри Сью в мужском обличье, воплощение едва ли не всех юношеских мечтаний: сильный, смелый, неотразимый для противоположного пола (при этом придуманная себе возвышенная любовь благополучно сочетается с вполне плотской, причём объекты у них разные) и не разменивающийся на что-то меньшее, чем спасение мира или по крайней мере поиск супер-пупер-артефакта, который никому больше ни за что не добыть. При этом Эйбел, несмотря на всю свою крутость, остаётся обычным подростком, с трудом понимающим, как этой крутостью распорядиться. Чаще всего его хватает лишь на угрозы всем окружающим, не осознающим, с каким крутым героем их свела судьба.
Стиль тоже вполне соответствует вышеизложенному — текст рваный, несвязный, нередко попадаются повторы слов и тавтологии. Тут, конечно, ещё вопрос, чья в этом вина — автора или переводчика. Вполне может быть, что автора, и вот почему. Я долго думал, почему же книга оказалась... такой. И единственное, что смог придумать в оправдание автора — это что он совершенно намеренно писал стилизацию под подростковые опусы (уверен, что в Америке тоже хватает своих «Самиздатов» и соответствующих сетевых творений), а значит, и стиль должен был выбрать именно такой. И если это на самом деле так, то со своей задачей Вулф справился на все сто. Беда в том, что объект для стилизации выбран совсем не привлекательный.
Исходя из этого, я не ставлю слишком низкую оценку — всё-таки, книга написана так не от неумения, а совсем даже наоборот. Но и выше поставить никак не могу.
duke, 12 июня 2008 г.
Писать героическую фэнтези можно по-разному. Можно по классическим канонам, а можно так, как это сделал Вулф. Иначе как экспериментом над жанром лично я этот роман не воспринимаю.
Только приступив к чтению, промелькнула мысль: «какое-то странное фэнтези…», потом: «какой-то странный стиль…», затем, уже дочитывая: «да… очень странная книга…». И тут меня осенило: а может, это пародия? Не знаю. Иначе я никак не могу объяснить «тайный» смысл (идею) этого текста.
Мир – донельзя схематичный, раскрашенный примерно так, как рисует 3-х летний ребенок в детском саду, причем не на чистом листе, а склонившись над раскраской. Иногда берет карандаш не того цвета, иногда «вылезает» (местами довольно сильно) за границы контура, некоторые детали забывает закрасить, отвлекаясь на что-нибудь другое. Персонажи «Рыцаря» — также подобны этому ребенку: местами наивны, местами непроходимо глупы (если не сказать, тупы), местами жестоки – дети, что с них возьмешь? Похожим образом обстоят дела и с логикой повествования. На мой взгляд, ее здесь просто нет. Как в глобальном аспекте (хотя возможно, она появится в «Чародее»), так и в тысячах мелких деталях. Про оригинальность идей – даже говорить не приходится. Неказистая «бродилка» в поисках то ли возлюбленной, то ли меча-кладенца, то ли … — короче, я не понял. Единственное, что «спасает» — это плотность действий/событий на один «квадратный лист». Неважно, что почти все они происходят потому, … что просто происходят («вещь в себе», как говаривал незабвенный товарищ Кант), главное, что из-за их обилия – скучать не приходится. Да и стиль – весьма недурен! Специфичен, но мне понравился. И послевкусие остается «приятственное» — этакая необычайная легкость и воздушность. Поэтому, наверное, она и номинировалась на так любимую некоторыми нашими лаборантами мифопоэтическую премию. Хотя сравнивать стиль с набоковским, как это сделала редакция в своих рекламных слоганах, я бы уж точно не стал. Как и не стал бы сравнивать с Диккенсом (ага, в проработке персонажей!). И причем здесь Пруст с Честертоном? Вполне возможно, что речь идет о творчестве Вулфа в целом, тогда — может быть, не знаю, т.к. эта книга – мое первое знакомство с писателем.
Кто-то видит в «Черном квадрате» Малевича нечто высокохудожественное. Всматриваясь в эту черноту, один увидит там, в глубине, какие-то всполохи, другой – линии, третий – что-нибудь еще. Включить и заставить работать свою фантазию может любой. Так и с этой книгой. Может ее надо прочитать еще разок или поглубже вглядеться в текст и попытаться уловить что-нибудь между строк? Не знаю, может быть (мне это не удалось). А в настоящий момент хочется спросить писателя, обращаясь к нему как к художнику-абстракционисту: а Вы лошадь обычную нарисовать можете?
Kalkin, 16 мая 2008 г.
«Рыцарь» — отличное произведение, и в этом я полностью согласен с предыдущими ораторами. Однако для меня роман Джина Вулфа лежит вовсе не в плоскости романов в жанре фэнтези. Я воспринимаю его как превосходный постмодернистский роман, роман-модель, где в качестве внешней атрибутики взяты фэнтезийные мотивы. В своем романе Вулф творчески перерабатывает классические фэнтезийные сюжеты и миры, при этом делая это настолько мастерски, что переработанный, сконструированный заново мир легко спутать с оригинальным, с настоящим. «Наши в другом мире» — сколько раз использовался этот сюжетный ход? Здесь легко сбиться со счета. Но «Рыцарю» присуща изначальность, стоит только забыть о прошлом... В этом романе очень много от игры, причем эту игру не сразу замечаешь. Вот хотя бы вселенная, в которой очутился герой. Здесь много ярких красок, интересных и неожиданных образов, мир даже кажется живым. Вроде бы этот мир параллелен нашему, но верно ли это и насколько он параллелен на самом деле? Быть может, его параллельность — это не та физическая или логическая параллельность, о которой так любят писать фантасты? И это даже не дорога в волшебную страну — во всяком случае, не физическая дорога. На мой взгляд, мир этот параллелен современному нашему миру так же, как параллельны ему старые сказки, мифы минувших времен, в которых совсем другой взгляд на жизнь. Ведь герой не помнит и не знает, как он оказался в семиуровневой вселенной. Взаимопроникновение реального и вымышленного — да, но не в набившем оскомину аспекте прохода в чужую реальность. Нет, это проход в нереальность, в сказку. В чужой вымысел, или в свои неосознанные мечты... Вспоминается Орбис Терциус Борхеса, только там была часть обратного перехода. Но вот герой уже внедрен в неведомый пока ему мир. Герой — мальчишка, и психология этого мальчишки прописана автором точно, пусть и грубыми мазками. Но эта точность — первый резкий контраст с психологическими образами второстепенных персонажей. Эти образы ярки, но...односторонни. Мир вымысла ярок, но герой-то ярче, объемнее! Он словно очерчен более резким контуром. А еще мир вымысла светел и чист. Несмотря на внутренние проблемы государств, войны остаются войнами нереального мира — без грязи, но со светлым трагизмом. Так и нужно, ведь мы описываем нереальность. Впрочем, нет — не описываем, а моделируем. Нереалистично — да, конечно. Но здесь не нужна реалистичность! Отсюда и ход с превращением во взрослого рыцаря — зададим-ка мы немыслимые начальные условия, и посмотрим, что будет. Такого быть не может? Несомненно! Моделирование порождает проблемы, нестандартные для реальности. Невиданный простор для игры ума — и при этом Вулфу удается сохранять связность сюжета. Сюжет во многом банален, но это здесь не главное. Сюжет — костяк, не дающий роману рассыпаться на множество великолепных ситуаций, сюжет придает роману и направленность и видимость системы. Это связующее звено, а не стержень.
Вулф внедряет своего героя в миф, препарирует сказку хирургическим инструментом, а затем сшивает лоскутное полотно воедино — и получается новый миф и новая жизнь, творение на грани между постмодернизмом и новой реальностью. Так игра в бисер порождает не конструктор, а цельный мир, который сам может быть использован в новом витке игры.
И за все это, а также за блестящий стиль и богатую пищу для ума — огромное спасибо Джину Вулфу!
Platon1990, 27 августа 2012 г.
В целом книга очень понравилась и по языку, и по неспешной, очень вкусной манере изложения, и по проработанности мира. А вто что испортило все впечатление, это совершенная нераскрытость образа главного героя. Возможно, если лезть в какие-то постмодернистские дебри, роман и велик, но я ожидал прочитать интересное фентези-произведение, и мои надежды на увлекательный вечер в компании книги не оправдались. Герой серый и неинтересный, без изюминки, как говорится. Нет в нем искры божьей я бы сказал. Я присоединюсь к тем, кто не увидел четкой внятной мотивации ГГ и прочих персонажей, их жизненности, реалистичности. Все события лично мне напомнили какой-то капустник, где герои не живут, а играют роли, причем играют их плохо. Да, много приключений, много событий, но эти события логически не увязаны с внутренней мотивацией героя, не раскрывают его перед читателем, а потому превращаются в хаотический калейдоскоп, утомляющий к середине книги. Правильно сказали выше, суета.
Аксолотль, 4 декабря 2008 г.
эта книга вызвала очень смешанные чувства. к чтению подошел с очень высокими ожиданиями — по отзывам Вулф должен быть «моим» автором — изысканное фэнтези, то что я люблю. но... роман просто поставил в тупик — яркие фантасмагорические образы, ураган приключений, масса аллюзий и совершенно сбивающий с толку сюжет, страннейшие диалоги, удивительная мотивация персонажей, все приводит к совершеннейшей мешанине в голове читателя (по крайней мере у меня, охотно допускаю, что продвинутые умы прочувствовали все нюансы). книга рассыпается в руках на золотой песок, оставляя ощущения ускользнувшего обладания чем то ярким и красивым, но непонятным и бессмысленным. может я просто не готов к таким произведениям. с другой стороны — есть огромное желание прочитать второй роман дилогии и знакомиться с книгами Вулфа еще и еще в надежде, что посреди золотого песка я обрету самородки смысла. а может «Чародей» расставит все по своим местам.
Сейчас вот немного соберусь с духом и начну его читать).
Nightwish, 17 июня 2008 г.
Честно говоря, я подошел к этой книге как к очередному фентезийному развлечению. А так как,судя по отзывам некоторых людей и описанию книги в нете, ЭТО образец героического фентези(жанр,с которым я знаком весьма поверхностно), мне было вдвойне интересно.Однако книга вызваала смешанное чувство недоумения и разочарования.Мне совершенно непонятна мотивация персонажей,их взаимоотношения. Понравились лишь некоторые моменты связанные с мироустройством, но и это наскучило к середине книги.
Uldemir, 28 апреля 2008 г.
Фантастику Джина Вулфа невозможно спутать с чем-либо еще: постоянно ускользающий сюжет, за которым сначала пытаешься следить, а потом отказываешься от этой безнадежной затеи, сюрреалистичные и безумно красивые картины окружающего мира и, не в упрек автору будет сказано, какая-то бессмысленность и тщетность всего происходящего. Все суета! И это так остро чувствуется именно при чтении произведений Вулфа, хотя бы с одним из которых не мешает познакомиться каждому любителю фантастики, и пади выбор на «Рыцаря», лично я признаю его достойным...
osene, 17 апреля 2009 г.
Как мне расхвалили данное произведение! Ах, восторг! — Ну, и что же в результате? Жаль потраченного времени. Читала и думала, что вот-вот и ... Не понравилось. У меня вызывает стойкое ощущение сходства с легендами о рыцарях короля Артура (есть у меня такая книга). Главный герой раздражает неимоверно.
Конечно, мир и т.д, и т.п, но вторую читать не буду, хоть и купила. Оценивать не стала, может я просто еще не готова к таким изыскам. Попробую как-нибудь позже перечитать