Борис Руденко «Каждый выбирает свой путь»
Землянин ищет на далёкой планете следы межзвездной цивилизации, но, войдя в тесный контакт с аборигенами, вынужден помогать им в отражении неизвестной опасности.
Впервые повесть была напечатана в журнале «Парус». – 1990. – № 7.
Входит в:
— журнал «Парус 1990`7», 1990 г.
— антологию «Сын небес», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 15 июня 2018 г.
По началу повесть обещает нам стандартную планетарную фантастику с приключенческим уклоном. Всё же в скором времени начинаешь понимать, что автора интересует совсем другое, главный элемент и, как принято говорить, месседж произведения лежит в плоскости философии. Если коротко, то основная задача автора — критика ереси толстовства, то есть возведенных в абсолют принципов ненасилия, смирения и терпимости. Мировоззрение аборигенов не блещет оригинальностью и, казалось бы, должно рассыпаться естественным путем перед вызовами, которые бросает им сама жизнь. Однако открытый финал повести не столь однозначен и в полной мере оправдывает название произведения, призывая читателя задуматься и сделать собственный выбор, определиться, чья позиция ему ближе, хотя симпатии автора на тот момент уже более чем очевидны.
Завязка, как я уже говорил, здесь стандартная — группа землян-разведчиков оказывается на планете Ленора, населенной разрозненными племенами гуманоидов. Главный герой — Виктор Сальников — в качестве прикрытия выбрал образ странствующего сказочника, собирающего по деревням местный фольклор. С недавних пор местные жители стали подчиняться неким Учителям, которые ввели строгий запрет на убийство и охоту, а взамен обещают обучить разным благам, типа телекинеза и телепортации. Новое учение деревенские приняли безоговорочно, а всех несогласных отправили в изгнание. Сальников исследует окрестности в поисках крепости, которую много лет назад здесь возвели загадочные чужаки, местные на его вопросы отвечают туманно и не горят желанием помогать в поисках. Всё меняется, когда в одном из своих походов Виктор замечает густой дым, клубящийся над местом, где должна была находиться соседняя деревня, Учителя дают ему в помощь провожатого и просят разузнать, что там случилось.
Подробными описаниями мира, местной флоры и фауны автор нас, к сожалению, не балует. Единственное что можно выловить из текста — на Леноре преобладает скальный рельеф, зимы довольно суровые, а в горах водятся опасные хищники — гарпанги, как они выглядят понять проблематично, ясно только, что это крупные и агрессивные звери. В общем ничего интересного от путешествия в поисках крепости пришельцев ждать не стоит — декорации намечены слабо, событийность одномерная, а результат в свое время обеспечит «бог из машины». Откуда есть пошли Учителя тоже неясно, вроде бы они из местных, но в то же время — появились недавно, ближе к концу проскакивает упоминание, что Учителя давно были здесь и помнят все прошлые события — короче, автор сам немного запутался, от этого пошли пробелы в логике и достоверности.
Если в событийном и описательном плане повесть не оставила ярких впечатлений, то идейное содержание получилось достойным. Сначала, конечно, возникает вопрос — к чему толочь воду в ступе, ведь ничего нового к отповеди И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» Руденко не добавил. Применение насилия в качестве последнего средства ради защиты ближнего от злонамеренной агрессии — это не только право, но и обязанность каждого нормального человека. Попытки же оправдать теплохладное бездействие стандартными рассуждениями «ударили по правой щеке — подставь левую» ничто иное как обычный прием по вырыванию нужной цитаты из контекста. Однако у меня на полке стоит томик Ильина и само дискуссионное эссе занимает там от силы процентов 10 объема, всё прочее — полемические статьи различных авторов на тему «за» и «против».
Руденко ни к чему не призывает, не пытается с пеной у рта убеждать читателя в своей правоте, он просто создает в тексте ситуацию, когда выбор необходим, её вполне можно перенести в земные реалии. Кроме того, Учителя довольно искренни в своём идеализме, кто знает — может быть их пассивная позиция окажется более дальновидной в перспективе, но тут же приходят на память слова из Евангелия от Матфея о том, что желающий сохранить свою душу, в итоге её потеряет, а тот, кто готов ей пожертвовать во имя высшей цели, — сбережёт. Открытый финал предлагает читателю домыслить, что ждёт героев в конце пути, который каждый из них выбрал сам. В целом повесть получилась довольно непритязательная, но проблематику автор находит актуальную, достаточно хорошо пользуется художественными средствами для её иллюстрации, и это работает.