Чайна Мьевиль «Основание»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы | Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Вот перед нами человек, который умеет разговаривать с домами. Он ходит по домам, дотрагивается до стен, спускается в подвалы, и... разговаривает о чем-то, шепчет что-то окружающим его стенам. И стены ему шепотом отвечают. Он стал знаменит, он стал известен. Люди его называют — Тот Кто Разговаривает с Домами. Но что ему нашептывают дома?
Входит в:
— сборник «В поисках Джейка», 2005 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1), немецкий (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Баухе-Эпперс (1), Н. Екимова (2), М. Жачек (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nattsorg, 5 сентября 2021 г.
«Основание» Мьевиля – это в первую очередь осуждение войны в Персидском заливе и перманентных конфликтов в борьбе за нефть, которая очерчена в рассказе четкими символическими образами вроде башни из мертвых – буровой вышки жертв ненасытной нефтедобычи. Затронутая тема довольно заезженная, правда? Но то в каком стиле, полностью вписавшись в каноны нью-вирда, изобразил эту проблему Чайна, вызывает восхищение и не в последнюю очередь страх. Ведь за едким сарказмом, за незыблемым внешне фундаментом – символом покоящейся на бесчисленных трупах цивилизации, возвышается неумолимый Фатум человеческого существования:
…мы голодны, мы одни, нам жарко, мы полны, но мы голодны…
…ты построил нас, ты построил на нас, но под нами один песок…»
Alex_Razor, 6 августа 2020 г.
Рассказ о человеке, говорящем с домами. Очень сильный, один из немногих за последнее время, который меня реально напугал! Причём пугают не сами
Очень мощный антивоенный посыл!
pavelgubarev, 20 января 2021 г.
Очень похоже на стиль раннего «чернушного» Брэдбери. Рассказ «Кукольник», например. Это не в укор, а скорее комплимент: так поэтично напугать -- надо уметь.
При этом мне кажется, что тексту не хватает лаконичности и метафора уж слишком разжёвывается: окей, окей, автор, мы поняли
просточитатель, 30 октября 2017 г.
чень странный и загадочный рассказ. Сначала вроде о добром человеке. Который спасает дома от разрушения ,но потом картина меняется! Он
DiegoFreeman, 25 октября 2017 г.
«Основание» — один из первых рассказов в сборнике автора «В поисках Джейка», небольшой по объему, но примечательный по содержанию.
Примечателен в первую очередь плотностью текста, во вторую – двойственностью заложенной идеи.
Как известно, почти все города, да и прочие малые поселения, чаще всего построены на костях. И это не обязательно кости покоренных народов века назад, или тысячелетия. Это вполне могут быть костьми самих строителей, живших, например, при режиме правления с принципом «сделай или умри».
Автор задает вопросы – что было бы, если б умершие, не нашедшие покой, продолжили мыслить? О чем были бы эти мысли? А если бы их слышали живые?
Это страшно, и «Основание» в полной мере демонстрирует степень это чувства через ощущения главного героя.
Тот давно свыкся с тем, что в его голове звучит не только его собственный голос, но и бесчисленное множество других. Он пытается использовать свою способность в благих целях – подсказывает живым, сколько еще простоят их дома, давящие своими фундаментами на основание из высохшей плоти и костей. Да только слушать этот нескончаемый гомон, эти стоны и причитания со временем все невыносимее, герой отчаянно ищет способ избавиться от голосов…
А где же двойственность, спросите вы? Она исходит из прошлого героя, когда он в составе армии во время военной операции в пустыне «утюжил» пулеметным огнем и гусеницами танков окопы вражеских солдат, ровняя местность и мешая песок с кровью и кусками тел.
Так что, по прочтении «Основания» еще можно засомневаться – действительно ли мертвые говорят? Если так, это было бы страшно.
Тимолеонт, 26 июня 2018 г.
Эхо войны и тяжкие воспоминания о покойных товарищах долго, до сих пор не дают ГГ этой истории забыть про них, всё ещё мучают беднягу. На что говорящий с мёртвыми может пойти, чтобы хотя бы чуть-чуть облегчить свою участь? И не сделает ли он только хуже?
В целом это прекрасная мистика про героя с очень интересной и полезной профессией. Но вдобавок разбирается его психологическая травма и способность сотворить всякое, несмотря на последствия.