Чайна Мьевиль «Основание»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы | Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Вот перед нами человек, который умеет разговаривать с домами. Он ходит по домам, дотрагивается до стен, спускается в подвалы, и... разговаривает о чем-то, шепчет что-то окружающим его стенам. И стены ему шепотом отвечают. Он стал знаменит, он стал известен. Люди его называют — Тот Кто Разговаривает с Домами. Но что ему нашептывают дома?
Входит в:
— сборник «В поисках Джейка», 2005 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1), немецкий (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Баухе-Эпперс (1), Н. Екимова (2), М. Жачек (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 16 января 2025 г.
Антивоенный хоррор. Даже шире: констатация того факта, на который мы предпочитаем закрывать глаза — всё построено на основании из мертвецов.
Военный, участвовавший в бесчеловечном погребении противника в одной из далёких пустынь, начинает слышать голоса мертвецов. Особенно хорошо их слышно в подвалах домов. Безумие? Но он его монетизирует: консультирует владельцев, насколько опасен тот или недостаток дома. На самом деле персонаж подыскивает жертву покрупнее, чтобы откупиться от мертвецов.
Жутко, безысходно.
7(ХОРОШО)
просточитатель, 30 октября 2017 г.
чень странный и загадочный рассказ. Сначала вроде о добром человеке. Который спасает дома от разрушения ,но потом картина меняется! Он
DiegoFreeman, 25 октября 2017 г.
«Основание» — один из первых рассказов в сборнике автора «В поисках Джейка», небольшой по объему, но примечательный по содержанию.
Примечателен в первую очередь плотностью текста, во вторую – двойственностью заложенной идеи.
Как известно, почти все города, да и прочие малые поселения, чаще всего построены на костях. И это не обязательно кости покоренных народов века назад, или тысячелетия. Это вполне могут быть костьми самих строителей, живших, например, при режиме правления с принципом «сделай или умри».
Автор задает вопросы – что было бы, если б умершие, не нашедшие покой, продолжили мыслить? О чем были бы эти мысли? А если бы их слышали живые?
Это страшно, и «Основание» в полной мере демонстрирует степень это чувства через ощущения главного героя.
Тот давно свыкся с тем, что в его голове звучит не только его собственный голос, но и бесчисленное множество других. Он пытается использовать свою способность в благих целях – подсказывает живым, сколько еще простоят их дома, давящие своими фундаментами на основание из высохшей плоти и костей. Да только слушать этот нескончаемый гомон, эти стоны и причитания со временем все невыносимее, герой отчаянно ищет способ избавиться от голосов…
А где же двойственность, спросите вы? Она исходит из прошлого героя, когда он в составе армии во время военной операции в пустыне «утюжил» пулеметным огнем и гусеницами танков окопы вражеских солдат, ровняя местность и мешая песок с кровью и кусками тел.
Так что, по прочтении «Основания» еще можно засомневаться – действительно ли мертвые говорят? Если так, это было бы страшно.
nattsorg, 5 сентября 2021 г.
«Основание» Мьевиля – это в первую очередь осуждение войны в Персидском заливе и перманентных конфликтов в борьбе за нефть, которая очерчена в рассказе четкими символическими образами вроде башни из мертвых – буровой вышки жертв ненасытной нефтедобычи. Затронутая тема довольно заезженная, правда? Но то в каком стиле, полностью вписавшись в каноны нью-вирда, изобразил эту проблему Чайна, вызывает восхищение и не в последнюю очередь страх. Ведь за едким сарказмом, за незыблемым внешне фундаментом – символом покоящейся на бесчисленных трупах цивилизации, возвышается неумолимый Фатум человеческого существования:
…мы голодны, мы одни, нам жарко, мы полны, но мы голодны…
…ты построил нас, ты построил на нас, но под нами один песок…»
Alex_Razor, 6 августа 2020 г.
Рассказ о человеке, говорящем с домами. Очень сильный, один из немногих за последнее время, который меня реально напугал! Причём пугают не сами
Очень мощный антивоенный посыл!
Тимолеонт, 26 июня 2018 г.
Эхо войны и тяжкие воспоминания о покойных товарищах долго, до сих пор не дают ГГ этой истории забыть про них, всё ещё мучают беднягу. На что говорящий с мёртвыми может пойти, чтобы хотя бы чуть-чуть облегчить свою участь? И не сделает ли он только хуже?
В целом это прекрасная мистика про героя с очень интересной и полезной профессией. Но вдобавок разбирается его психологическая травма и способность сотворить всякое, несмотря на последствия.
pavelgubarev, 20 января 2021 г.
Очень похоже на стиль раннего «чернушного» Брэдбери. Рассказ «Кукольник», например. Это не в укор, а скорее комплимент: так поэтично напугать -- надо уметь.
При этом мне кажется, что тексту не хватает лаконичности и метафора уж слишком разжёвывается: окей, окей, автор, мы поняли