Сергей Анатольевич Носов «Франсуаза, или Путь к леднику»
Герои романа — детский поэт, позитивный психиатр, страдающая манией ревности семейная пара и загадочная Франсуаза — отправляются в Индию, на встречу с брахманом Гириш-бабой. А в Петербурге накануне их отъезда происходят весьма странные события...
«Франсуаза, или Путь к леднику», по признанию автора, «роман о странностях жизни, ее внезапно-стях и причудливости».
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2012 | |
номинант |
Большая книга, 2012 | |
номинант |
Русский Букер, 2012 // Студенческий Букер |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
_Y_, 25 июня 2022 г.
Прекрасный роман, насквозь ироничный, наполненный яркими находками. Не без «но», к сожалению, но всего одного «но», отсутствующего во время чтения, зато оставляющего плохое послевкусие.
Роман, вроде бы, заточен под главного героя, но и второстепенные обращают на себя внимание. Их линии даны пунктирно, чьи-то подробно, чьи-то лишь в контексте рассказа о герое главном. При этом все интересны, ярки. Пожалуй, только психотерапевтов я иногда путал между собой, но, скорее всего, так и задумано – автор рассказывает не о конкретных людях, а о некоем собирательном «психотерапевте». Ну, или мне так показалось.
Находки везде и на всех уровнях. На уровне отдельных фраз – необычные яркие параллели. На уровне образов… да одна собачка Мачо чего стоит! Вроде и присутствует в паре эпизодов, не делает ничего, только кувыркается по команде, а образ очень яркий (я специально привёл в пример собачку, люди ещё более интересны, но в моём пересказе они получились бы блеклыми). На уровне ситуаций и сюжетных поворотов – не то, чтобы роман поражал необычайными приключениями, но обычные, жизненные ситуации настигают героев в точно выверенные моменты, создавая эффект находок.
Итак, не отзыв, а дифирамбы какие-то. Где же «но». А вот оно. Концовка.
Писатель вправе написать открытый конец. Писатель вправе объяснить читателю все мелочи. Писатель вправе возвести героя в достоинство да хоть кого, хоть папы римского и тем закончить книгу. Писатель вправе съесть главного героя людоедами. Писатель не вправе делать две вещи: обрывать роман, не написав финал, и использовать клише – сюжетный поворот, уже описанный сотнями других авторов. К сожалению оба этих греха в наличии: автор оборвал роман, вставив лишь расхожий штамп.
Так вот: читаю, получаю удовольствие. До конца совсем чуть-чуть, а концовка, финал не начинается. Не начинается. И всё ещё не начинается. Началась… Всё. Последняя точка. К сожалению, именно клише и завершает этот роман, изрядно смазывая впечатление. И радует то, что концовка совсем кургуза, занимает пару минут чтения, не больше. Но от плохого послевкусия это не спасает.