Аврам Дэвидсон «Четвёртая сторона треугольника»
Роман написан под псевдонимом Ellery Queen.
Входит в:
— антологию «Четвертая сторона треугольника. Задача для игроков. Шарада для эксцентричных леди», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 7 февраля 2020 г.
Роман с эффектным названием «Четвертая Сторона Треугольника» вышел в 1965-м году с псевдонимом «Эллери Куин» на обложке, под личиной которого на сей раз спрятался маститый фантаст Аврам Джеймс Дэвидсон, составивший тандем с Фредериком Денни. Для меня это уже второй прочитанный роман из Эллерианы, к которому он приложил руку. (Первым был «Дом Брасса» — крепкий середнячок в цикле)...
Сочинение Дэвидсона можно отнести к типу легких детективов с небольшим количеством действующих лиц, среди которых, как мячик от одного к другому, перемещается подозрение в убийстве. Молодой импульсивный человек по имени Дейн начинает шпионить за любовницей родного отца, модельершей Шейлой Грей, с твердыми намерениями расстроить их связь. Шейла — сексуально активная независимая женщина, незаинтересованная в браке, т.е. автор в ее лице как бы касается некоторых социальных аспектов, царящих в американском обществе тех лет. Несмотря на то, что отец Дейна страдает импотенцией, он регулярно проводит с этой интересной талантливой девушкой вечерние встречи по средам, благо Шейла проживает на верхнем этаже в их же доме. Для маскировки находчивый мужчина переодевается в коричневый пиджак, наклеивает длинную бороду, берет трость и превращается в «доктора Стоуна». Именно так его описывает консьерж. (Очевидно, Дэвидсон списал этот типаж с самого себя, так как на многих фотографиях он изображен с окладистой бородой и, действительно, напоминает серьезного ученого-доктора). Мать Дейна в курсе происходящего, но по причине кротости характера лишь безучастно наблюдает за шалостями своего супруга Эштона со стороны... И вот, однажды вечером в среду, ровно в 22:23, испуганная модельерша набирает номер полицейского участка и сообщает, что в ее квартире находится посторонний. После чего раздается пистолетный выстрел...
Аврам Дэвидсон поддерживает славную традицию романов Эллери Куина по органичному вплетению в сюжет буквенных загадок и шарад. В самом деле, англоязычные имена очень легко анаграммируются в другие имена, и в данном случае эта игра доставляет удовольствие.
Что касается личности преступника, то доводы Дэвидсона, которые он вложил в уста Эллери, вряд ли можно назвать неопровержимыми. С тем же успехом убийцей мог быть и любой другой из имеющегося здесь любовного «четырехугольника». Ниже, под спойлером, я с легкостью докажу это, разрушив выводы Аврама Дэвидсона.
С мамой Дейна посложнее. Защита оправдывает ее на том основании, что ровно в 22:22 ей звонил ведущий прямого эфира телепередачи, где она выиграла пятьсот долларов. За одну минуту до выстрела Летиция не смогла бы подняться на верхний этаж и застрелить соперницу. Однако, этот довод справедлив только в том случае, если считать установленным тот факт, что Летиция смотрела игру и беседовала с ведущим из СВОЕЙ квартиры. Но ведь по ходу книги, автор сообщает, что некоторые другие квартиры в доме пустовали, так как их жильцы были в отъезде. Почему бы не предположить тогда, что отсутствовали хозяева как раз из соседней с Шейлой квартиры, а Летицию попросили, к примеру, приглядывать за растениями. Тогда все сойдется. Летиция вполне могла смотреть игровую передачу из их квартиры, и ответив на вопрос ведущего, быстро перейти в квартиру к Шейле (за минуту это можно успеть, так как не надо подниматься с первого этажа на лифте) и осуществить свою месть... Посему, довод, который в итоге автор использовал относительно истинного преступника, ничем не лучше и не хуже иных возможных вариантов.
Итого: мазл тов, мистер Дэвидсон [это, кстати, слегка переиначенная фраза из книжки] — в принципе неплохо, но простовато.