Патриция Маккиллип «Мастер загадок»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Пророчество | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
...Давным-давно из этого мира ушли волшебники, но их мудрость осталась жить, скрытая в загадках, передаваемых из поколения в поколение. Одним из величайших мастеров раскрывать смысл этих загадок стал Моргон, владетель крошечного княжества Хед. Но древние силы Зла берегут свои тайны. Они хотят остановить Моргона, и смерть, меняя обличья и маски, следует за ним по пятам. И тогда князь Хеда отправляется в дальний путь к берегам враждебных королевств. Только там, у загадочного обитателя горы Эрленстар, он сможет узнать разгадку главной тайны — трех звезд, осеняющих чело Моргона с момента его рождения.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2007 // Переводная книга фэнтези (трилогия; США) |
- /языки:
- русский (4), английский (5)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Усова (4), Т. Усова (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alklor, 11 августа 2024 г.
Цвет ромашки, лист омелы
И кора от ивы белой,
Мята, корень пастернака,
Плод рябины, сок из мака,
Семя тыквы, семя тмина,
Хмель, тимьян, немного тмина —
Сушим, крошим, взвесим, парим,
Размешаем и заварим.
А когда отвар сготовим,
Чтоб не рисковать здоровьем,
Пить не будем — сразу выльем!
Будем мыть лицо под ливнем,
Солнца пить тепло живое —
Будем молоды душою!
Амброзий Клякса
***
Книга-загадка... Предшественники дают противоречивые отзывы, удивляются различию эффектов от больших и малых «доз», ищут произведения для сравнения и тут же подчёркивают, что речь идёт скорее о противопоставлении, чем о подобии. Что ж, попробуем тоже взглянуть на этот букет намётанным взглядом опытного сомелье. Итак...
Вот перед нами аристократ в звёздном венце; сломанный меч, поразивший Властелина; главного героя с парочкой древних артефактов ищет, но не находит девятка неупокоенных всадников... «Властелин Колец» ? О, вовсе нет! Посмотрим под другим углом.
Старый волшебник-меломан, противостоящий силам Зла и ведущий тонкую игру, воспитывая юношу с отметкой на лбу, который сможет, в итоге, положить конец их козням; ради этого он носит различные маски, позволяет себя любить и ненавидеть и в итоге шагает навстречу своей гибели от руки ведущего собственную двойную игру мага, а также постоянно возникающее слово «Риддл» ... «Гарри Поттер» ? Нет, что вы, как можно. Сменим ракурс ещё раз...
Телепат, мечущийся между жилищами сильных мира сего, ведомый не вполне понятными ему самому импульсами и собирающий — с каждым шагом всё легче и легче — их силу, а вдали маячит грозная тень персоны по прозвищу «Основатель» — то ли жестокого друга, то ли ласкового врага... «Киндрэт» ? И не надейтесь! Взглянем-ка на свет...
Путешествие на север, где удостоившийся собственного имени и титула привратник стережёт зал, в котором на высоком цветном троне восседает ужас и надежда всех окрестных краёв — великий волшебник и великий самозванец... Что? Да причём тут Изумрудный Город, вы о чём? Взболтаем-ка бокал получше...
Потерявший память принц; путь к высокой горе; огонь, который не обжигает; оборотни-враги, которые не убивают, а изрекают загадочные фразы и исчезают... Амбер? Ах, если бы! Цикл, который совместил бы достоинства «Янтарных Хроник» и «Мастера Загадок» был бы поистине... но зачем о том, чего нет?
Последняя попытка. Разрушенные города; память о древней магократической цивилизации нелюдей (или людей-плюс), которая рухнула, сменилась цивилизацией «просто» волшебников, которая тоже рухнула; толпа долгожителей и исторических персонажей, которые по документам мертвы, но «трупов так и не нашли» ; территории, где ожившие мертвецы — дело житейское; главный герой со странными рисунками на теле, который приближается к пониманию своей природы, параллельно прокачиваясь; главная героиня — наследница древнего Дара, которая пробует свои силы в некромантии; легендарные крупные животные белого цвета и опасные обитатели моря... Ну что вы кричите так громко: «Синее пламя!»? Оглохну же! Нет, представьте себе!
А простая истина заключается в том, что изучать ингредиенты, разбирать по косточкам правила сеттинга, скрупулезно отслеживать события или копаться в мотивации персонажей пусть и было бы логично для книги с подобным названием, но по факту эквивалентно попыткам грести против течения: может, и получится, но вымотаетесь изрядно. Да, я люблю все вышеперечисленное и критикую тех авторов, у которых с чем-то из этого проблемы, однако в данном случае вовремя остановился, поняв, что книга писалась вовсе не для этого. И просто получил удовольствие, позволив течению нести себя, позволив погрузиться в атмосферу Обитаемого Мира, позволив ощутить поэтику горных пещер, спорящих с ветрами птиц, танцующих с узором света и теней язычков пламени, бега златорогих туров по заснеженным пустошам и вековечного молчания высоких сосен, холода метелей и тепла одеял у очага. Книга послужила великолепной приправой к моему собственному путешествию, и пусть это были просторы русского Севера, а «Мастер Загадок» проникнут явным, но ненавязчивым кельтским колоритом — это вовсе не мешает получать удовольствие от чтения. А разве не этого мы, в конце концов, здесь ищем?
Ах, да, конечно: в финале дегустации предполагается и проба на вкус. Ну что ж...
– Не сочувствие, но страсть… – Тут в ее голосе что-то раскрылось, подобно тому, как луч света, упав в глубины Исига, открывает взгляду неожиданно богатую жилу, и она умолкла. Затем потянулась, тронула белое пламя одной рукой, бережно выплела из него паутину, вылепила полированную кость, рассыпала звездами, собрала в прихотливую молочно-белую раковину, форма перетекала в форму, падая из ее руки: пучок ослепительных цветов, узловатая сеть, сверкающая, словно от морской воды, арфа с тонкими блестящими струнами. Наблюдая, Рэдерле почувствовала, как в ней пробудился настоящий голод, страстное желание обладать знанием природы огня, самим огнем. А женщина как будто начисто забыла о Рэдерле, поглощенная своим занятием; казалось, ее саму поражает изумление при виде каждой прекрасной огненной вещицы. Затем она сбросила огонь обратно в очаг, словно дождевые капли или слезы.
– Я черпаю свое могущество, как и ты свое, из сердцевины вещей, распознавая каждую вещь. Из внутреннего изгиба зеленой былинки, из жемчужины, беспокоящей устрицу в ее раковине, из запаха деревьев. Так ли уж это тебе незнакомо?
Apiarist, 28 ноября 2022 г.
Волшебный цикл. Изумительный. Но не для всех. Кому нужны перманентный экшн, натуралистичные жесткость и жестокость, условная реалистичность на злобу дня — тем мимо. Не зайдет.
«Мастер загадок» — красивая взрослая сказка, очень поэтичная по духу, глубокая по смыслу. В ней содержательнее то, что между строк. А там — много чего! И многозначительное молчание, что ценнее слов, и детские чистота и непосредственность.
Наивность, прямолинейность тоже: разделение на «плохих» и «хороших», мастерски затененное сложными и по-человески понятными, сугубо личностными мотивами поведения, переживаний и чувств.
Да, автор-мужчина написал бы иначе. Однако он, скорее всего, не создал бы так проникновенно и тонко.
В отзывах сравнивают с «Волшебником Земноморья» Ле Гуин: читал его, но слишком давно, чтоб оценить сопоставление. И у меня ассоциации другие: «Мастер загадок» схож с творчеством К. Г. Кея — лиричностью, глубиной, внутренней поэтикой повествования.
«Мастер загадок» — это, фантазируя / сравнивая, результат пера К. Г. Кея, если б его написала женская ипостась именитого канадца, но без присущей тому бескомпромиссной жесткости.
Нет, сюжетно-событийные перипетии в данном цикле что надо. Однако трагическое — сглаживается, акценты расставляются на состояниях ГГ, которые, в свою очередь, подаются констатационно — и всё равно, несмотря на стойкий драматизм, не отпускает ощущение, что впереди — свет. Лиричность, музыкальность «ткани» истории, возведенные в степень.
Эффект призрачной дымки, очаровывающей и проникнутой «нутряным» волшебством мира.
И, что особенно зацепило, кристалльная целомудренность и чистота (отсутствие пошлости и всяческой «грязи»), составляющие специфику авторских почерка и задумки.
Да, вторую часть можно назвать проходной (условно): читатель, заинтригованный финалом первого романа, явно ждёт продолжения уровня накала уже ставших известными событий, но получает совершенно «не то». И лишь в концовке обретает искомые степень и качество впечатлений.
Однако третий роман вознаградит сполна: роскошнейшее в своей органичности завершение истории!
Есть образы, которые пленяют просто по факту их запечатления; в «Арфисте на ветру» таких — для меня — несколько, но каждый из них, как фото в старом альбоме: врезались в сознание и тянут шлейф ассоциаций, ощущений, впечатлений пронзительностью, тонкостью, точностью, аутентичностью.
Пожалуй, это именно та грань (по крайней мере, для меня), которая отделяет просто «классное, сильное произведение» от «произведения искусства».
Далеко не все книги готов занести в список «Для перепрочтения»: цикл «Мастер загадок» — в нем.
Если б советовал близкому по духу человеку, то это — лучшая рекомендация (сколь бы экзальтированно ни звучало).
И, благо (!), никаких даже намеков на современную «западную повестку». Кажется, по состоянию на сейчас за это должен быть отдельный плюс.
Как бы то ни было «Мастер загадок» — любовь (в цикле есть то, что из, увы, не частого попадания в созвучье личных струн души и что публично озвучивать не хочу; и да, трилогия содержательно музыкальна как в прямом, так и в переносном смысле).
Редкая, совершенно удивительная и уникальная Книга.
vam-1970, 23 ноября 2022 г.
Номинант Премии Геффена 2007 года. Трилогия « Мастер загадок» входит в 100 лучших фэнтези по версии редакторов одного из самых известных в мире издательств Random House.
Шедевр — и я благодарен издателю самиздата , издавшего трилогию в одном томе и с иллюстрациями. Необычный сюжет в отличии от стандартных в фэнтэзи. И отличный литературный стиль изложения- добротно, тяжеловато, внушительно — сказал бы. Приятно читать такие вещи -приобщаешься к чему-то прекрасному.
И интрига автора пронизывает весь сюжет. рождая догадки читателя, но финал даёт неожиданную разгадку. Это тоже мастерство.
drogozin, 10 октября 2018 г.
От этой книги остались противоречивые ощущения.
Поначалу «Мастер загадок» мне очень понравился. Потрясающий мир, ощущение волшебства, которое не проходит до конца третьей части. Видимо, это эталонный образец того, что называется мифопоэтическое фэнтези.
Происходящее завораживает, но слишком оторвано от реальности на мой вкус. Текст напоминает записанные сны, в происходящем нет особой логики. Все герои ведут себя совершенно необъяснимо, непонятно что для них важно, куда они побегут в следующем абзаце в необъяснимой истерике. Хаос полнейший. На каждой странице персонажи кричат, рыдают, вскакивают с места и плывут в другую страну, там на всех кричат, «Зачем мы приплыли в эту страну?!?!», все вместе рыдают, плывут обратно. Даже не пытайтесь понять мотивы происходящего.
Как будто читаешь какую то исландскую сагу или Одиссею или красивое, но слишком длинное стихотворение.
--
Каждый отдельно взятый абзац «Мастера загадок» прекрасен, но в целом... Книга просто не моя. Я очень устал читать, еле домучил эту трилогию. И, кстати, концовка — это лучшее что есть в «Мастере загадок».
olga.sb, 17 января 2022 г.
Патриция Маккиллип – автор с огромным стажем, а ее трилогия Мастер загадок входит в 100 лучших фэнтези по версии редакторов одного самых в мире издательств Random House. Конечно, не могла пройти мимо такой вещи, хотя в России она не обрела популярности.
Эту трилогию часто сравнивают с творчеством Ле Гуин и я присоединюсь к этому сравнению, потому что здесь очень поэтичное и мелодичное повествование, отчего книга сразу начинает напоминать не каноничное фэнтези, а ирландские легенды о каком-нибудь Кухулине.
Я читала на английском, поэтому про качество перевода ничего не могу сказать, но с самого начала мы погружаемся словно в одну из сказок британских островов, где герой должен пройти трансформацию, чтобы сразиться в итоге с главным злодеем. Сюжет тоже строится по сказочным принципам: минимум мотивации и обоснования мира с магией, и максимум волшебства, которое кроется в герое Моргоне – только руку протяни.
Первую книгу он только и бродит по островам, получая на каждом знание, как превращаться в оленя, в дерево и даже в ветер. Честно говоря, я даже успела заскучать, потому что динамика как таковая отсутствует.
Герой мне тоже не сильно понравился: принц Хеда, а по факту фермер с крохотного острова, бросил своих братьев и сестер на произвол судьбы, чтобы погнаться за непонятной химерой. Все книги он сопротивляется своему предназначению (крайне размытому и неясному). Вообще здесь много размытого и неясного. Например, зло самое размытое и неоформленное из всех встреченных мной в фэнтези. Лезут оборотни убить героя, а чего лезут, зачем…
Отдельная претензия к именам: Тристан и Ридл – женские имена, а Рут – мужское. Моргон и Моргул – я прям подвывала от бессилия пока читала, потому что нещадно их путала.
Вторую часть как по мне смело можно пропускать, так как книга внезапно идет не про главного героя, а его даму сердца, которую спустя какое-то время ожидания предложения от Моргона торкнуло: пойду сама искать мужика, а то люблю не могу, да и жениться пора...
Третья часть наконец пошла движуха и эпик: сражение, обретение могущества, неплохой твист. Так что в итоге даже понравилось, хотя рекомендовать неподготовленному читателю все равно бы не осмелилась. Необычно, красиво, магически, но очень и очень специфично.
Кстати, автору так понравились некоторые детали типа равнины костей, волшебной башни и потерявшего способность играть барда, что она потом их перенесла без изменений в другое свое произведение: Барды костяной равнины. Правильно, зачем выдумывать новое, когда старое можно взять! Самоплагиат – это что-то ))
ICELIN, 2 сентября 2009 г.
Эта книга одна из превых прочитанных мною в фэнтази. Мне попалась сразу трилогия, что очень хорошо т.к., это действительно редкая и удивительная книга. В этой книге очень правильно показано становление человека, когда он еще молод и чувствует, что может повернуть горы и море ему по колено и о том, когда жизнь его «ломает» и он понимает что есть вещи не подвластные человеку и что каждый из нас всего лишь песчинка в пустыне и по сути от нас мало что зависит. В этом весь смысл. Смысл взросления. Книга о том, что есть на свете настоящая юбовь когда пойдешь за любимым на край света и что пока будешь идти, сама в душе тоже очень изменишься, тоже повзрослеешь. И вот вы встретитесь, ты и он, люди которые много уже видели, вроде все те же и в тоже время, уже другие, более мудрые.
Книга потрясающая. Её легко можно отнести к классике фэнтази. Не много по-стилю похожа на Урсулу Ле Гуин «Земноморье». Обязательна к прочтению все (кто не поленится).
ozella, 30 марта 2010 г.
Согласна, читается не очень-то легко, но и бросить — рука не поднимается. Слегка наивно, местами — скучновато, кое-где — откровенная детская сказка. Но поэзия присутствует, в мир, созданный автором — хочется верить; написано душевно и сердечно. Любителям громких, крепких ругательств, батальных сцен, реализма в фэнтези — поискать другие книги. Остальным можно попробовать, согласно вкусам и настроениям.
glupec, 16 января 2008 г.
Вроде бы сначала кажется, что это мир, подобный Земноморью Ле Гуин... но чем дальше, тем больше убеждаешься в том, что не такой он «сказочный», как Земноморье, и автора интересуют вовсе не картины выдуманного ею мира, но внутренние переживания героя, описаниями которых и переполнена вся книга. Такое сосредоточение на мыслях и чувствах одного человека, заполняющих собою всё повествование, напоминает классика, т.е., Достоевского. Отсюда, вероятно, и ощущение того, что «тяжело читается» — так густо идут переживания Моргона, переплетаясь к тому же с переживаниями других героев (опять же, заметна попытка автора не показывать, «кто главнее» из персонажей). Итог книги — тоже философский (а точнее сказать — богоискательский).
Единственный недостаток, который я заметил в книге — она много что говорит уму, и мало — сердцу. Но это уж дело вкуса... На мой взгляд, её всё-таки надо прочитать.
ziat, 16 января 2008 г.
Читал давно но послевкусие осталось. Блогдаря таким произведениям любишь читать книги и воспринимаешь фэнтези как интересный и самодостаточный жанр литературы. Если многие чаще использует жанр больше как интсрумент (Мартин, Кей, Беккер), то здесь все и глубоко внутри и внешне, в любом направлении есть фэтнтези, небольшой мир который никак не связан с нашими закономи, но при этом в него легко хочется верить. Зацепило не сразу, первая часть вообще прочитана с равнодушием, но потом была настоящая лихорадка. Сравнивать эту кнгигу с произвдениями Ле Гуин, это большая честь...для самой Ле Гуин.
okter, 26 октября 2009 г.
Читается легко, хоть книги не насыщены действиями. Герой ходит туда-сюда, ведет себя как-то по-детски, долго не хочет принимать предназначенного ему, чем очень раздражает. Мир с его волшебством и загадками смотрится вполне гармоничным. После прочтения остается приятное послевкусие, но из памяти быстро выветривается.
Dark Andrew, 7 февраля 2007 г.
Эта книга — наиболее близкое по духу к книгам Ле Гуин из того, что я читал. Потенциально книга на 9 баллов, но что-то не сложилось с переводом — первый роман читается на ура, а вот дальше что-то неуловимо меняется и книга становится скучно и тяжело читаемой.
слОГ, 27 октября 2007 г.
Эту книгу рекомендовал Суэнвик в своем знаменитов эссе о современном фэнтези. Однако прочитав русский перевод одолевают сомнения — неужели такое тяжеловесное трудночитаемое произведение может вызвыать столь лестный отзыв. Я дочитал трилогию из принципа — зря. Надо было остановиться на первом романе.
Darinella, 25 июня 2007 г.
Интересная, необычная книга. Получается, что главный герой — совсем не тот, на кого думаешь в начале... Да и зло почему-то совсем не там, где его ожидаешь увидеть... Понравилась. Запоминается, иногда даже хочется перечитать.
kos, 7 февраля 2007 г.
мне книга очень понравилась , поэтичная романтическая сага , но несколько наивная, детская что ли , но всеравно я ничуть не жалею о времени затраченном на ее чтение :glasses: