Пирс Энтони, Роберт Маргрофф «The Ring»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorchuch, 6 октября 2024 г.
Один из первых романов Пирса Энтони, написанный в те далекие времена, когда он не ленился и не тратил время на сочинение каламбуров. Мне было интересно, что он еще написал на заре своей карьеры, кроме «Хтона» и «Макроскопа». И вот оно «Кольцо» — произведение, которое, судя и по стилю и содержанию, плоть от плоти продукт 60-х годов. Немного сумбурное повествование с наличием, кроме основной, нескольких второстепенных сюжетных линий, содержащее ряд популярных в те времена элементов: эксперименты с наркотиками, галлюцинации и прочее такого рода. Примерно так в те годы писали многие западные писатели-фантасты — Силверберг, Шекли, Дик, всех и не вспомнишь. Но важнее остановиться на том, что делает роман оригинальным и ценным для читателя. Сюжет строится вокруг изобретения под названием «кольцо», которое по приговору суда вживляется в палец нарушителя закона. Кольцо контролирует не только поступки своего носителя, но даже его мысли. Если окольцованный попытается совершить какой-то неблаговидный поступок или тем более новое преступление, даже лишь подумает о нем, кольцо немедленно причинит ему сильную боль. Так в обществе будущего будут заниматься перевоспитанием преступников. Подобные идеи мне уже встречались раньше в других произведениях, по большей части малой формы. Но в «Кольце» тема технологического контроля над личностью исследована куда более обстоятельно, с разных сторон. В книге показано, что новшество так и не сделало улицы безопаснее, а людей не избавило от пороков. Например, наркотики были официально разделены на разрешенные и запрещенные, и под воздействием легальных препаратов люди все-равно могли запросто нарушить закон. Более того, окольцованные оказывались в уязвимом положении — они не могли оказать сопротивления, когда на них совершалось нападение. Если же срок действия кольца завершался (в связи окончанием срока приговора суда), человек уже зачастую не мог перестроить свое поведение и постоять за себя и своих близких в случае опасности. В общем, «Кольцо» — антиутопия. Но до высот известных романов того же жанра Замятина, Хаксли, Оруэлла ему далеко. Нет здесь ни философских глубин, ни крепкого, интересного сюжета. Однако, некоторые полезные идеи, явно опередившие своё время, заслуживают похвалы.