fantlab ru

Стивен Кинг «Человек, который не пожимал рук»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
1103
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, который не пожимал рук

The Man Who Would Not Shake Hands

Другие названия: Человек, который никому не подавал руки; Неприкасаемый

Рассказ, год; цикл «249Б»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 124
Аннотация:

По вине Генри Броуера, во времена колониальной Индии, в Бомбее погиб мальчик-индус. Отец мальчика наложил проклятие на виновного. Отныне любое живое существо, к которому он прикоснётся рукой, обречено на смерть. И Генри с этим проклятием возвращается в Нью-Йорк.

Он живет, стараясь как можно меньше общаться с людьми, но проклятие неумолимо, и оно начинает сбываться.

Входит в:

— цикл «249Б»

— антологию «Shadows 4», 1981 г.

— сборник «Команда скелетов», 1985 г.

— антологию «The Best of Shadows», 1988 г.


Похожие произведения:

 

 


Похоронная компания
1991 г.
Коллекция трупов
1992 г.
Сияние
1992 г.
Похоронная компания
1993 г.
Иногда они возвращаются
1996 г.
Команда скелетов
1996 г.
Газонокосильщик
1997 г.
Команда скелетов
1997 г.
Команда скелетов
1999 г.
Команда скелетов. Том 2
2000 г.
Заклятие параноика
2001 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов. Сердца в Атлантиде
2004 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2014 г.
Команда скелетов
2015 г.
Команда скелетов
2016 г.
Команда скелетов
2017 г.
Команда скелетов
2018 г.
Команда скелетов
2019 г.

Аудиокниги:

Команда скелетов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Shadows 4
1981 г.
(английский)
Shadows 4
1985 г.
(английский)
Skeleton Crew
1985 г.
(английский)
The Best of Shadows
1988 г.
(английский)
Skeleton Crew
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное произведение, которое .если бы такова была моя нечаянная оплошность, я бы отнес к списку Ганса Эверса, или даже Лавкрафта. Почему? Собственно, это чудесная элегантность, позволяющая ощутить себя джентльменом, читая о джентльменах, и, даже находясь в Америке начала XX века в голове проносятся кадры той самой старой Европы, которую почитал Лавкрафт, и которая таит в себе столь же много постыдного и потаенного, сколько волшебного и чарующего. Впрочем, мне кажется, что как раз ради этой, лавкрафтианской атмосферы нас и собрали в том самом Клубе, чтобы почтенный Джордж Грегсон поведал нам что-то, о чем он все еще помнил, несмотря на галлоны выпитого виски и не всегда чопорный стиль досуга.

Прошло уже более 60 лет ,но перед его глазами все также стоит этот странный мужчина, верящий, или настолько поверивший в собственное отчаянное положение, что оно стало реальностью. Проклятье — это именно то пугающее обстоятельство, которое всегда выбивает человека из колеи, а господина Броуера довело до краней степени отчаяния. Что ж, обстоятельства рассказа можно прочитать у самого Кинга, а вот стоит ли прочитать это произведение невольному читателю. Да, безусловно. Это произведение не таит в себе нарочитое кинговское ироничное подсмеивание, нет здесь и никаких трек-листов, сопровождающих читающего. Зато есть интересная история именно из таковых, которые и сам начнешь рассказывать через пару лет так, словно они произошли с тобой. Этакий невычурный и талантливый, но нуарный и мистический рассказ.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не смотря на то, что автор частенько напоминает, что место действия США, и герои рассказа американцы, присутствует чёткое ощущение, что это Англия, и герои – англичане. Джентльмены, солоны, в которых они коротают время за игрой в карты, или же, как слушатели данной истории, за всевозможными рассказами, манерность в общении, лакеи… «Тогдашний Бауэри» больше напоминает лондонское дно с его опиумными притонами, известное нам по рассказам о Холмсе, да и Индия как одно из мест действия для англичан кажется более уместным.

Впрочем, даже без этого легко угадать, что рассказ – стилизация под английские истории о странном (о приведениях и прочей чертовщине). Стилизация, как по манере изложения, так и по сюжету, который в таких «старых, классических вещах» не очень витиеват, а иногда и довольно предсказуем. Такие вещи и берут другим – уютной, немного мрачной атмосферой; они и рассказаны зимой у камина, и, читая их, приятно представить себя зимой у камина.

Немного меня смутила концовка,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а именно смерть, которую выбрал Броуер. Мне изначально казалось, что смерть, которую он несёт, передаётся не только через рукопожатие, но и через любое касание в принципе (конечно же, всё это гиперболизированное представление о понятии «неприкасаемый», которое у индийцев значит совсем иное). Но в таком случае, разве герой до этого не касался сам себя ни разу? Да и так, пожатие рук самому себе – это, на мой взгляд, скорее нелепо, чем «самое странное, что я видел в своей жизни».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истории с проклятием занимают одно из первых мест в сюжетах мистических произведений. Корни всех подобных идей растут из Библии — с того проклятия, которое Бог обрушил на плечи самых первых людей, Адама и Евы, изгоняя их из райского сада. Писатели разнообразили формы проклятий, придавая им силу Слова, а не Бога. А слово, как правило, принадлежало вполне обычному человеку, который мог и не обладать паранормальными способностями. Тем самым, за исполнение проклятий как бы отвечал сам Рок, магия которого являлась «четвертым китом» нашей реальности. В данной истории ее проявление можно назвать «проклятием прикосновений»: прикосновения главного героя несут всему живому скорую смерть. Прием далеко не новаторский и потому не совсем волнующий. К тому же, автор выбирает не совсем удачный пример бытовой ситуации, в которой проявляется проклятие — карточная игра на пятерых (один из которых — тот самый проклятый). Неудачный, потому как большую часть времени в рассказанной нам истории НИЧЕГО интересного и стоящего внимания не происходит — одни джентельмены болтают между собой, а другие играют в покер. Самое интересное начинается только после необъяснимого исчезновения главгероя. Его история рассказывается нам «задним числом» и совсем другими лицами, что явно снижает ее эмоциональное воздействие. Да и само проклятие кажется притянутым за уши — непонятно, отчего его инициатор выбрал именно такую форму, а не какую-то иную. В общем, получился средненький рассказик на избитую тему, написанный грамотным языком в интригующем тоне. Только вот сама интрига, боюсь, обманет ваши ожидания.

------------

РЕЗЮМЕ: история одного проклятия, которое сработало с точностью «до наоборот». Эдакое «анти-проклятие Мидаса», вывернутое автором наизнанку.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересный рассказ от Короля ужасов, стилизованный под мистические рассказы викторианской эпохи. Подобное я встречал у Кинга в повести «Метод дыхания». Те же посиделки у камина в компании стареющих джентльменов, те же истории, пробирающие до мурашек. Всё это в совокупности создаёт пугающую и в тоже время завораживающую атмосферу.

Сюжет довольно прост и, по сути, весь раскрывается уже в названии. Рассказчик повествует своим друзьям, что когда-то в пору бурной молодости встретил загадочного мужчину. Его странность была в том, что он не прикасался ни к одному человеку и запрещал прикасаться к себе. В ходе откровенного разговора выясняется, что во время командировки в Индии мужчина стал невольным виновником смерти ребенка. За это убитый горем отец проклинает главного героя, и отныне тот несет смерть окружающим простым прикосновением руки.

Так о чем же данный рассказ? Он необычайно многогранен, несмотря на кажущуюся простоту. Это и одиночество человека, опасного для социума, человека отгородившиеся от окружающих из-за боязни стать причиной чьей-либо гибели. Так же рассказ и о вине, которая гложет изнутри, мешая спокойно жить. Краеугольным камнем всего этого является рукопожатие – жест изначально призванный показать доверие и открытость. Только вот у Кинга всё перевернуто с ног на голову, и безобидное общепринятое приветствие несет смерть.

Итог: Мистический рассказ с завораживающей атмосферой и многогранным посылом.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история про таинственный клуб джентльменов, который также становится центром действия в повести «Метод дыхания». Данный клуб настолько интересен и загадочен, что многие читатели хотели бы побольше узнать про него, а также услышать новые истории его членов. Но увы, Кинг не стал развивать эту идею и желанного цикла мы так и не дождались. А рассказ, несмотря на довольно слабую интригу, вполне удобоваримый и, я бы даже сказал, рукопожатный. Он радует именно подачей, и нам интересно плыть по предсказуемым однообразным волнам к финалу, несмотря ни на что. А история генри, это история изгоя, история прокаженного. Из-за этого он становится одиноким, и не может противостоять зову своей души, которая требует общества. Правда, возникает вопрос

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А что ему мешало рассказать о своём проклятии, чтобы люди это знали и сами боялись пожимать ему руку? Глядишь, и решилась бы проблема одиночества, тоски, мук совести

Ну а концовка логичная для человека, мучающегося угрызениями совести. Хотя подобный человек мог быть совсем другим и стать оружием в умелых руках, если только и их не пожмёт.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более суровый вариант произведения про человека, чье прикосновение превращало предметы и людей в золото. Тоже проклятье, но не оставляющее никаких иных вариантов — смерть ниспоследует от контакта с проклятым субъектом. Хотя на мой взгляд в справедливости индуса, обрекшего главного героя на такие мучения, можно усомниться, но лишь в том случае если ты не на его месте.

Развязка жутковата, но вполне объяснима.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чистая мистика, классическая и образцовая. Есть объект, есть загадочное лежащее на нём проклятие, что никак не объясняется и от которого нельзя сбежать. «Объект» настойчиво предупреждает о своей опасности для окружающих, но его никто не слушает, за что несут справедливое наказание. Рассказ какой-то «классический», у меня стойкие ассоциации с По и Дойлом. Стилизованно именно под литературу их времени. Герои неинтересны, но они и задуманы статистами, главное здесь — это «нерукопожатность» и таинственно-опасная мистика.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых недооценённых и многослойных произведений СК, одно из самых тонких и изящных решений об одиночестве.

Нет смысла писать о сюжете, стиле и форме рассказа: они обыкновенны для «Короля ужасов» и не ирают существенной роли. Гораздо важнее фабула, которую в рассказах СК мы можем встретить длеко не всегда.

СК представляет нам многослойную историю, где ключевым сюжетообразующим приёмом является чувство вины, которое в той или иной степени испытывают все главные персонажи рассказа. Осуждает себя в начале рассказа Джордж Грегсон, раскаивается в рискованной игре, которую он не мог себе позволить, Дэйвидсон. Но более всех винит себя сам главный персонаж, Генри Броуэр. Он живёт с этим ощущением уже очень давно. Он вынужден отстраниться от общества, ни с кем не сближаясь и лишь изредка позволяя себе появиться в компании. Страшное проклятие наложено на него в далёкой Индии.

Это произведение, по сути, о каждом из нас. Несомненно, что практически любой человек хоть раз в жизни, да испытывает чувство полного, невыразимого отвращения к себе. В такие моменты иногда кажется, что ты заклеймлён проклятием, от которого тебе не избавиться, что ты пария на теле общества, чумная звезда своего народа и вида. СК гиперболизировал такое ощущение, к тому же заключив его в метафорический облик человека, который особым образом, сам того не желая, получил возможность проецировать своё проклятие на окружающих людей. Особо оригинален именно выбранный способ — ведь рукопожатие, когда-то бывшее средством предупреждения опасности и символом доверия, нынче девальвировалось до обыденного приветствия любых знакомых между собой людей. Чудовищное несоответствие сути рукопожатия, как действия, и следующего за ним итога, и делают этот рассказ таким пронзительным, запоминающимся, истинно пограничным, что так редко удаётся даже «Королю ужасов».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в необычном для Кинга, скорее «викторианском» стиле. Стилизация под Уилки Коллинза, и подобных ему. Мистическая интрига интересная, но простая, свойственная раннему Кингу. Интерес рассказа скорее в его стиле.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценить этот рассказ как следует очень сложно. Потому что аннотация — это сплошнной спойлер. Да и сам Кинг в первых же абзацах раскрык концовку. Вот и пересказали сразу полти всё. И дальше можно было и не читать. Если б сохранили интригу было бы интересно, и даже психологично. А так — получилось слабенько.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Банальный рассказ. Все, вплоть от начала и до конца, предсказуемо.

Интриги никакой, которая тут была бы вполне уместна. Развязка очень слабая. Герой как-то не реалистично переживает.

Слабенько. Из раннего Кинга есть достаточно хороших рассказов. Этот не в их числе.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чувство вины, это наверное одна из самых сильных и отрицательных эмоций, негативное переживание, которое не очищает (как многие привыкли думать) человека, а загоняет его в угол. Это чувство которое оказывает пагубное воздействие, оно медленно поглощает и убивает душу. Оно наносит человеку глубочайший вред. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску. Вина опустошает и отнимает энергию, обессиливает.

И представьте себе, какого это так прожить всю жизнь. В одиночестве, без возможности прикоснуться к кому- либо, почувствовать тепло человеческого тела… Как смериться, как простить себя за проступок приведший к смерти, как снять проклятие? Можно ли снова начать жить?

Расказ впервые опубликованный в 1981 году в антологии Чарльза Гранта Shadows 4, и позднее, в 1985 году вошедший в авторский сборник «Команда скелетов».

Рассказ написан в виде истории, рассказанной Джорджем Грегсоном в компании знакомых, от лица одного из которых ведётся повествование. Однажды, за шестьдесят пять лет до этого Грегсон и несколько его друзей собрались играть в покер, но у них не хватало одного игрока. Они пригласили за игровой стол незнакомца, которого звали Генри Брауэр. У того была странная особенность: он категорически отказался пожимать руки…

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умеет сэй Кинг мастерски нагнетать обстановку — в этом рассказе особенно. Если говорить про ассоциации, то в процессе прочтения меня не отпускала мысль о Роберте Говарде, и это не смотря на то что у Говарда я читал всего один мистический рассказ (ну еще фильм смотрел про Конана со Шварцнегером в главной роли). А ещё вспомнилась пушкинская «Пиковая Дама». В этом рассказе ощутимо чувствуется определенный готический стиль не замеченный мной ранее в творениях Стивена Кинга и история от этого только выигрывает.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень симпатичная стилизация под мистические рассказы «викторианской» или «поствикторианской» эпохи, обыгрывается весь набор штампов: «в кругу друзей у камелька», «джентльмены играют в покер», таинственный незнакомец, колониальная экзотика, проклятие, трущобы. Что-то подобное вполне могли написать Конан Дойл, Уайлд или Стивенсон.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кинг в начале 80-х экспериментировал с различными стилями. Данный рассказ можно отнести к детективу с мистическим элементом. Прочти я его без упоминания автора — решил бы, что это кто-нибудь из английских авторов конца XIX начала XX. А еще есть что-то от повестей «Покойного Ивана Петровича Белкина». Кто знает, может, Кинг был вдохновлен прозой Пушкина?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх