Антон Чехов «Враги»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это рассказ не только о том, как легко обидеть человека, но и о том, как эта обида может жить долгие годы... О том, что самые «темные» эмоции какие только способен испытывать человек, способны жить в человеке очень и очень долго.....
Впервые — «Новое время», 1887, № 3913, 20 января, стр. 2—3. Подпись: Ан. Чехов.
Включено в сборник «В сумерках». СПб., 1887; перепечатывалось в последующих изданиях сборника.
Вошло в издание А. Ф. Маркса.
Входит в:
— сборник «В сумерках: Очерки и рассказы», 1887 г.
— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том IV», 1901 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kpr, 16 июня 2024 г.
Сострадание – важнейшее чувство в контексте человеческих взаимоотношений. В рассказе «Враги» А.П. Чехова обозначен вопрос: насколько глубоко может простираться учтивость к чужой беде, притом не в умозрительных, а в конкретных жизненных условиях.
Абогин, обратившийся к доктору Кириллову и узнавший о его несчастье, искренне (как кажется) выразил сочувствие, не отступив, при этом, от намерения уговорить его оказать помощь и не допустить еще одного трагического исхода. Просьбу Абогина, хотя и в такой момент, Кириллов счел обоснованной и в помощи не отказал.
Когда же в доме «больной» жены вскрылась правда и оказалось, что возлюбленная от Абогина попросту ушла, ситуация как будто перевернулась: уже обманутый муж, минуту назад ошеломленный, оказался перед переживающим несчастье Кирилловым, оставившим, к тому же, жену после настойчивых уговоров. Хозяин дома, уже не будучи в силах обозначить свое сочувствие страдающему отцу, акцентировал все внимание исключительно на своем происшествии, не воспринимая справедливых претензий доктора. Последний, в свою очередь, также не смог принять моральный изъян и душевную слабость обманутого мужа, затаив на того злобу на всю оставшуюся жизнь.
Чеховым проиллюстрировано, что сострадание к ближнему, если речь идет не об абстрактных и отдаленных ситуациях, а о человеке, самом находящимся в тягостном положении, имеет ощутимые (психологические, ментальные) границы. Оно требует не просто понимания и учтивости к переживаниям другого, но также самоличного отказа от безусловной весомости своих волнений и персональной трагедии. Неготовность к подобному самоограничению образует барьеры между людьми и препятствует их взаимопониманию. В своих же пределах данная способность приближается к святости.
Bassman2003, 5 августа 2023 г.
Вкратце у нас вот что: у доктора только что умер сын; к нему приезжает Абогин, у которого смертельно больна жена и вот-вот может помереть. Едут лечить. Выясняется, что жена убежала с любовником, пока муж ездил за доктором. И знаете, тут тема не столько о ненависти и вражде, сколько что человек называет «горем». В этом и проблема — не испытывающий такого же горя и беды, как Абогин, не поймёт доктора (как, впрочем, и наоборот); все эти пошлые фортели и блудливый образ жизни для доктора — такая мелочь, такая ерунда, такая шутка, что и вправду можно подумать, что над ним издеваются. И тут выходит вот что: для одного обман и измена жены — ровно такое горе, что смерть родного дитя. Только... когда между потерей родного человека и несерьёзной пошлой жизнью Абогина появился знак равенства? Получается, что у каждого разные ценности и понятия. Стоит над этим задуматься.
Доберман, 9 июня 2021 г.
Острый момент столкновения.
Для того, чтобы переносить какие-то несчастья других людей нужно иметь человеческие ресурсы. Но бывают ситуации, когда их попросту нет.
Чехов очень велик в своем понимании человека и человеческой натуры.
Fiametta, 8 марта 2017 г.
«Каплун, которого давит лишний жир, тоже несчастен». «Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и, менее, чем глупцы способны понимать друг друга».
Все согласны, что каждый по-настоящему несчастный заслуживает сочувствия, заслуживает, чтобы его не добивали. Многие свято уверены, что те, кто носится с мелкими страдашками, как с писаной торбой, заслуживает лишь презрения. Вопрос — что в таком случае считать настоящим страданием, заслуживающим милосердия окружающих? О смерти ребенка у нас еще горевать однозначно дозволено. С меньшими драмами — сложный вопрос. А иногда бывает так, что страдающий чем-то неприятен, и оказывать милосердие к нему совсем трудно. Абогин в рассказе слишком богат, слишком изящно одет, слишком красиво говорит, в советских работах о Чехове его осуждали однозначно. Теперь, пожалуй, можно поверить, что богатые и изящно одетые «тоже плачут» (с), тоже любят своих жен и боятся их смерти.
Еще для нынешнего читателя странно, что в 35 уже поздно думать о детях. Выходит, женщины тогда старели раньше...
P.S. Птицы способны испытывать боль, и в этой боли ничего хорошего нет!
lex_art, 17 февраля 2020 г.
Трагедия одновременно случается в жизни двух персонажей. От одного бросает любимая женщина, у второго умирает сын. Но это все длинная завязка. А дальше случилось то, после чего они стали врагами до смерти.
А случилось лишь то, Что разные персонажи по разному среагировали на утрату. Из-за чего каждый из них не смог понять, что сейчас перед ним стоит точно такой же прибитый горем человек. Оба решили, что собеседник просто издевается. Оставим за скобками социальное неравенство двух героев: после того, как их придавило горем они стали очень похожи друг на друга. Количество горя, которое случилось с ними, тоже сравнить не получится. Смерть шестилетнего сына — тяжкая потеря, но, очевидно, что второй мужчина тоже любил свою жену, и ее уход тоже стал для него не меньшим ударом.
Один из персонажей замкнулся в себе, а второй захотел выговорится. Второй в этой ситуации нашел наихудшего возможного собеседника. Так они стали врагами. «Не соединяет, а разъединяет людей несчастье. И даже там, где, казалось бы, люди должны быть связаны однородностью горя, проделывается гораздо больше несправедливостей и жестокостей, чем в среде сравнительно довольной».
igor_pantyuhov, 24 января 2014 г.
Прежде всего это рассказ об эмоциях. О негативных эмоциях. О том, что стоит лишь однажды ненароком обидеть человека, и эта обида надолго поселиться в нем. А на смену обиде придет злоба... И они останутся в человеке навсегда. Человек даже и не заметит их, пока не станет слишком поздно. Ибо самые сильные эмоции — эмоции негативные... И именно они и есть наши настоящие враги....
Казалось бы, что плохого в том чтобы оказать помощь человеку, у которого больна жена. Поступок-то сам по себе хороший, и заслуживает всяческих похвал. Даже если у тебя недавно умер близкий человек. Ведь ему-то ты уже не в состоянии помочь, а тут можешь спасти человеку жизнь... Но все оборачивается порой, не так как мы предполагаем... И как писал Хайям — «Я шел дорогой в ад, мостил дорогу к раю». яхороший поступок обернулся тем, что оказавший помощь, начал ненавидеть тех, кому он эту помощь собирался оказать. И он начал считать их своими врагами. Но настоящие враги, поселились внутри него.
Бывает что при прочтении возникает чувство, что ты осознаешь что это действительно хороший рассказ, но явно не твой. И несмотря на то, что произведение явно тебе не понравилось, так и тянет к нему. И это невозможно объяснить. Именно такие чувства вызвал во мне этот рассказ. Моя оценка 6/10.