Юрий Петухов «Помрачение»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 17 ноября 2020 г.
Примечательная вещь, которую порекомендовал бы, в частности, всем любителям чтения и бумажных книг. Мне, заставшему то время лишь краешком, было вдвойне интересно, как, вероятно будет и тем, кто вырос уже в «электронную» эпоху.
Теперь вот думаю, что стоит познакомиться поближе и с другим, особенно ранним, творчеством Петухова (которого, как и многие, ассоциировал в первую очередь с уникальной в своём роде, хотя и, мягко говоря, неоднозначной и одиозной эпопеей «Звёздная месть»).
Описание одного дня, проведённого на книжной «толкучке» (с яркими и достоверными фигурами современников), перерастает в масштабную картину наболевшего философского осмысления общественных процессов последних лет советской эпохи. «Все было затянуто в один узел, развязывать который совсем не просто.» Литература выступает тут отражением самой жизни народа.
Как мне кажется, верно то, что ажиотаж в значительной мере вызывался искусственно. И частично лукавят, когда говорят, что хорошие книги в СССР было сложно достать. В первую очередь сложно было достать «модные» тома, а уж между ними могли оказаться как отличные вещи, так и низкосортные. Ну а много качественного (включая классику) было доступно широким массам по низким ценам. Но, как говорится, что имеем – не храним... (в тему эпизод из рассказа с пренебрежительным отношением к Гоголю).
Любопытно было увидеть упоминания Стругацких, «Фаворита» Пикуля и «Симеона Гордого» Балашова (с последнего, кстати, в своё время началось моё знакомство с великолепными русскими историческими романами, действительно не уступающими никаким иностранным).
Пусть и не со всеми высказанными здесь суждениями автора я согласен (а также не очень понравился общий мрачный настрой и концовка), нельзя сейчас не признать меткими многие его предсказания-предостережения...
8 (с плюсом) из 10
Mishel78, 12 ноября 2020 г.
Тема, поднятая в рассказе, как никакая другая актуальна для любого литературного сайта. А тема эта такая: что есть книгомания — страсть или вообще, психическая зависимость, ради которой уничтожаются леса и загрязняется окружающая среда? Зачем человеку книги — накапливать их или читать умное и вечное, тщательно отбирая нужное для книжной полки?
Сейчас нет ничего проще, чем в интернете найти нужные книги и подождав немного, забрать их в пункте выдачи или даже никуда не выходя из дома, получить вожделенное курьером. А в конце восьмидесятых, когда происходит действие рассказа, нужно было знать точки, где можно купить или обменять книги. И часто для этого нужно было отдать до половины зарплаты и потерять весь день (это ещё не учитывая, что в таких местах часто околачивались преступники всех мастей и милиционеры, могущие задержать за спекуляцию). Так и главный герой Игорь, приехал на книжный развал приобрести томик русского философа Соловьёва, да попавшего из-за этого в криминальную историю.
Помимо рассуждений о диком книжном бизнесе тех лет, автор мыслями Игоря делится рассуждениями и о том, как же получилось так, что для русского народа всё забугорное стало ближе и вожделеннее, почему русские клянут свою историю, свой язык и даже творческое наследие. Горько читать эти строки и горько осознавать, что по сути всё это правда. Неприятная и неприглядная, но правда. Особенно, как тяжело было тогда сохранить интеллигенту своё лицо, открыто высказывая своё мнение о русском пути и о величии русской культуры вообще.
Да, наша жизнь поменялась, теперь мы живём в другой стране, а книги уже не являются таким вожделенным товаром, как в то время. Но поднятые в «Помрачении» вопросы остаются актуальными. Особенно вопрос о том, является ли обладание большим количеством книг показателем начитанности, эрудированности человека и, в конце концов, человечности обладателя большой библиотеки. И неутешительные выводы напрашиваются сами собой: ни тогда, ни сейчас это не является мерилом ума человека. А накопительство книг — занятие неблагодарное и отнимает много драгоценного времени. Ведь далеко не факт, что нашу библиотеку оценят наши дети и внуки.
Очень психологичный и актуальный рассказ от автора, который назвал жанр, в котором творил, сверхреализмом. И, думается мне, что «Помрачение» наиболее точно характеризует этот жанр, от первой и до последней строчки.