Марио Пьюзо «Первый дон»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: С множеством интриг | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Роман о семье Борджиа.
Автор принялся писать этот роман после поездки в Италию и посещения Ватикана в 1983 году, писал его до самой смерти и не успел завершить. Текст был дописан Кэрол Джино (женой Марио Пьюзо) при содействии историка Бертрама Филдса. Иногда в зарубежных изданиях Кэрол Джино упоминается на обложке в формулировках «Дописано Кэрол Джино», «При содействии Кэрол Джино» и т.д., но не как соавтор.
- /языки:
- русский (8), английский (5), немецкий (1), испанский (3), французский (1), португальский (3), итальянский (1), голландский (1), норвежский (1), литовский (1), чешский (1), польский (1), словацкий (1), болгарский (1), сербский (1), хорватский (1), иврит (1), вьетнамский (1), китайский (1), румынский (1), каталанский (1)
- /тип:
- книги (35), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Алдеа (1), Д. Билишич (1), В. Вебер (8), З. Галка (1), У. Голдберг (1), Б. Дамянов (1), А. Де Вергара (3), Н. Дропулич (1), Ф. К. Динь (1), А. Каладу (2), Х. Кольстад (1), О. Коржинек (1), И. Купчинскиене (1), В. Масюлянис (1), Д. Монтанари (1), М. Монтанари (1), Ж.-П. Морлон (1), Р. Поданы (1), Д. Раздолеску (1), В. Ся (1), Дж. Тейшейра де Агильяр (1), Э. Хазарбедян (1), П. Халброк (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 2 апреля 2025 г.
«Первый дон» – последний роман Марио Пьюзо, опубликованный уже после его смерти в 2001 году. Автор начал писать роман после поездки в Ватикан и не успел его завершить. Позднее он был дописан его женой Кэрол Джино, поэтому иногда ее указывают в соавторах. Это историко-приключенческая сага, далёкая от мафиозной тематики «Крестного отца», но столь же эпичная и жестокая. Действие разворачивается в эпоху Ренессанса и рассказывает о взлете и падении семьи Борджиа (конкретно в этом романе она пишется как Борджа) – одной из самых могущественных и коварных династий в истории.
По сюжету Родриго Борджиа становится Римским Папой Александром VI и пытается возвести своих детей в самые верха власти, тем самым укрепив положение своей семьи. Главный герой необычайно хитёр и дальновиден, и единственным его недостатком была, по словам самого автора, излишняя любовь к своим детям. Только вот любовь эта была весьма своеобразной. Папа Александр заботился о благосостоянии своей семьи, но при этом нисколько не считался с мнением своих детей. У меня сложилось впечатление, что он воспринимал их не как полноценные личности, а как средства достижения целей. Старший сын Чезаре – умен, силен и честолюбив. С его амбициями и способностями нужно было бы стать талантливым военачальником, но папа пророчит ему свое место и возводит в сан кардинала. Дочь Лукреция – красива и добродетельна, значит подойдёт для заключения выгодного брака. Второй сын Хуан – хитёр и жесток, но при этом не особо умен. Почему бы не сделать его военачальником папской армии, за которого всю работу будут делать его подчинённые? Зато любимый сынок будет пожинать лавры победителя. А младший сын, Хофре, не отличается вообще никакими способностями. Что ж, его можно использовать для династических браков. Кто же не хочет породниться с Папой? Таким образом Папа Александр, выделяя определенные черты своих детей, использует их как пешки в игре за власть, полностью игнорируя их мнение.
Подобные действия Папы мало чем отличаются от поступков обычных королей своего времени, ведь церковная и светская власти по сути представляют собой одно и то же. Александр будет плести интриги, участвовать в заговорах, а порой и убивать своих конкурентов. В борьбе за власть все средства хороши. Во властителе католической церкви мы видим все пороки обычного человека, вроде похоти или чревоугодия. Это ярко иллюстрирует эпизод, где Папа искренне возмущен предложением кардиналов отказаться от части богатств, не содержать куртизанок и сократить количество слуг. В истории о Папе Римском нет места религиозности и духовности – это книга о власти и ее соблазнах. Власть – это игра без правил, где мораль гибнет первой. Хотя стоит все-таки признать, что некоторые размышления о сущности добра и зла тут есть, но они лаконичны и носят сугубо прагматичный характер.
Сам я не историк, и не могу сказать, насколько происходящее в романе соответствует исторической действительности. Могу лишь отметить, что книга по итогу получилась очень насыщенной на события и интересной. В «Первом доне» много неожиданных сюжетных поворотов, героям присуща индивидуальность, и они очень реалистичны. Мало кого тут можно назвать по-настоящему положительным персонажем – серая мораль в чистом виде. Однако именно это и делает героев многогранными, похожими на реальных людей. Блестящий психологизм – явный плюс романа. Пьюзо не демонстрирует Борджиа, а показывает их мотивы: жажду власти, семейную преданность и даже любовь, порой и запретную.
Итог: «Первый дон» – отличный историко-приключенческий роман. Однако, если вы ждёте «мафию в средневековых одеждах» – это не совсем оно. Если же вам интересны жестокие игры элит, где семья важнее всего, а предательство – обычный инструмент, то роман вам определенно понравится. Лично мне «Первый дон» больше напомнил не «Крестного отца», а «Проклятых королей» Мориса Дрюона.