Эжен Сю «Агасфер»
- Жанры/поджанры: Мистика | Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Эжен Сю (1804-1857) — известный французский писатель, произведения которого, по популярности сопоставимы с романами Александра Дюма. Наибольший успех Эжену Сю принесли романы «Парижские тайны» и «Агасфер».
Впервые в одном томе полностью публикуется роман «Агасфер», увлекающий читателей драматичностью изложения сюжета, фантастичностью и сложностью интриги, разнообразием сплетения судеб действующих лиц.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями французских художников Луи Уара и Поля Гаварни.
Входит в:
— антологию «Great Tales of Terror from Europe and America: Gothic Stories of Horror & Romance», 1972 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 9 декабря 2023 г.
Роман, конечно, эпичный и остросоциальный для своего времени, даже и теперь мало кто отваживаться выставлять действующую церковь сборищем прожженных негодяев. Очень много достаточно сильных сцен. Но произведение великим не будет по ряду причин.
Писано с продолжениями в газете (так называемый фельетон), поэтому все огрехи и недочеты не было возможности подчистить. Но даже, если закрыть на недочеты, то все равно многое провисает. Например, герои либо ангелы в белых одеяниях, честные и целомудренные, либо отъявленные сволочи, которые гадят даже тем, кто их от смерти спасал. Критика слоев всегда с оговорками. Все иезуиты — сволочи, но аббат Габриэль просто архангел с крылышками. Фабриканты — гады ползучие, но фабрикант Горди благочиннее святых. Аристократы — гадюки. но аристократка Адриенна — просто мадонна, и так далее.
А главное, фундамент — главная составляющая романа — выстроен на песке. Даже допустив, что в период потрясений — войны, смена строев, репрессии, банки свято хранят и приумножают баснословную сумму 212 миллионов франков. которая никому не принадлежит и никто на неё не претендует. Даже представим, что три поколения евреев свято заботятся о приумножении капитала, который не пойми чей, и даже не помышляют им воспользоваться. Но понять, почему злые иезуиты устрали маршалов, богачей, капиталистов, принца, невинных детей, плетя головокружительные интриги и им даже в голову не пришло «поработать» с единственным хранителем ценностей, безвестным евреем, который явно не имел ни покровителей, ни средств. Куда проще уговорить или устранить одного мелкого человека, нежели сражаться с полудюжиной могущественных наследников, которые и не знали про это богатство и, даже узнав, особо не стремились его завладеть. А уж провести юридически право получить деньги, которое по роману, положено только тем, кто явится в определенное время в определенное место для организации крючкотворов-иезуитов — пара пустяков.
Особенно когда на кону нереальные суммы.
Кстати, сам Эжен Сю, так рьяно заботивший в романе о честных простых людях, был потомственным мажором, свояком Наполеона, беспутным гулякой, завсегдатаем аристократических салонов и просто снобом. И за этот роман он в течении многих лет получал по контракту 100 000 франков в год. Это штришок для полноты общей картины.
А кликбейт-заголовок «Вечный жид» попахивал манипуляцией. Этот персонаж упоминался в нескольких главах четырехтомного романа и совершенно не влиял на происходящее. Зато мимо заголовка не пройдешь.
Baskk, 15 апреля 2024 г.
Действие происходит в 1832 году. История начинается у пустынных побережий Сибири и Аляски, разделённых Беринговым проливом в Северном Ледовитом океане. На снегу с азиатской стороны выделяются мужские следы с семью оттопыренными в виде креста ногтями, которые соответствуют аналогичным женским следам с американской стороны; это ангелы-хранители Агасфера и его сестры Иродиады, положительных героев романа, то есть потомков маркиза Мариуса Реннепона, жившего в XVII веке. В марте 1685 года Людовик XIV отменил Нантский эдикт, постановление Генриха IV от 1598 года, гарантировавшее религиозную терпимость к гугенотам; новым указом Людовик XIV запретил исповедовать любой культ, кроме католического, и изгнал всех евреев из королевства. Поэтому маркиз Мариус Реннепон отрёкся от кальвинистской веры; но, видимо, его обращение было не совсем искренним. Иезуиты осудили его и завладели его имуществом. Однако маркизу Реннепону удалось бежать и сохранить капитал в 150 000 франков, управление которым было поручено в 1682 году еврейской семье финансистов. 13 февраля 1682 года маркиз Реннепон составил завещание, в котором указывалось, что 150 лет спустя, т. е. 13 февраля 1832 года, потомки семьи Реннепон должны собраться до полудня на улице Сен-Франсуа, 3 в Париже, чтобы разделить наследство. В память об этом событии каждый наследник носит медаль, на которой с помощью семи гвоздей, воткнутых в подошву ботинок Вечного еврея, выгравированы слова: «13 февраля 1832 года, улица Сен-Франсуа, № 3.». Со временем первоначальный капитал в 150 000 франков, которым управляла одна и та же семья от отца к сыну, с процентами вырос до огромной суммы в 250 миллионов франков в 1832 году. Есть семь наследников Реннепона, и теперь они являются частью очень разных социальных групп. Реннепоны по материнской линии: Роза и Бланш Реннепоны, близнецы, сироты наполеоновского генерала Симона, живущие в Сибири при поддержке Дагобера, бывшего солдата, верного памяти генерала; Джалма, индийский принц; Франсуа Арди, промышленник-фурьерист. Реннепоны по отцовской линии: Габриэль Реннепон, миссионер-иезуит в Скалистых горах, Америка; Жак Реннепон, рабочий в Париже, Адриенна де Кардовиль, богатая и красивая дочь покойного графа Реннепона. Иезуиты стараются предотвратить своевременный приезд наследников, чтобы всё наследство досталось их брату Габриэлю, человеку ангельской доброты, который, став иезуитом, пожертвовал ордену всё свое имущество, в том числе и будущее. Злой иезуит отец Роден заставляет всех наследников Реннепона умереть: влюблённые Адриенна и Джальма убивают себя; Жак умирает алкоголиком; Франсуа Арди умирает от горя, увидев, как его фабрика сгорела; близнецы умирают от холеры, которой они заразились, посвятив себя благотворительной помощи больным. Остаётся только отец Габриэль; но последний, узнав о злодействе Родена, приказывает сжечь драгоценную шкатулку. Сам Роден погибает, отравленный адептом индейской секты Душителей. Кстати дочитав до конца не понял почему название — «Вечный жид» ?Он конечно упоминается в нескольких главах четырехтомного романа и но практически не участвует в происходящем. В своё время роман был актуален так как два фантастических персонажа бродячего еврея и его сестры, олицетворяли идеи читателей из народа : первый — это символ угнетённого и рабочего класса, осуждённого на тяжкий труд без вознаграждения, а второй — символ угнетённой женщины, попираемой в своих правах. Эжен Сю использовал эту историю, чтобы бороться с иезуитами и интерпретировать классовую борьбу. Читать интересно, но сложно...